Программа по профориетации для коррекционных школ 4 - 9 класс

Программа по профориентации учащихся «Профессиональный путь»Цель: создать систему профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в Ивановской области.Система содержания: организационно-методические и практические мероприятия по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащи...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЧЕРНЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»


Программа по профориетации для коррекционных школ 4 - 9 класс













Программа по профориентации

«Профессиональный путь»

на 2014-2019гг.









Содержание

Информационная карта программы…………………………………….....................3

Введение ………………………………………………………………………………4

Обоснование Программы…………………………………………………………….-

Цель и задачи Программы……………………………………………………………5

Нормативно - правовое обеспечение………………………………………………-

Основные направления системы программных мероприятий……………………..6

Механизм реализации Программы…………………………………………………..8

Оценка эффективности реализации Программы……………………………………-

Показатели эффективности реализации Программы……………………………….-

Этапы реализации Программы……………………………………………………….9

Ожидаемые результаты………………………………………………………………-

Мероприятия по реализации Программы………………………………………….10

Информационные ресурсы………………………………………………………….14


















Информационная карта программы.


1.

Полное название программы

Программа по профориентации учащихся «Профессиональный путь»

2.

Цель программы

Создать систему профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в Ивановской области.

2.

Специфика содержания

Система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы VIII вида

3.

Название проводящей организации

Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Чернцкая специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»


4.

Ожидаемый результат

Создание в школе-интернате системы профориентации, мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;

изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся школы-интерната.


5.

Участники программы

Учащиеся 4 - 9 классов;

классные руководители, воспитатели, педагоги -предметники, педагог - психолог, социальный педагог.


6.

Автор программы

Зам. директора по ВР Скорых Н.Е.



I.Введение

Целевая Программа по профориентации «Профессиональный путь» для учащихся школы на 2014 -2019 годы разработана в соответствии с Концепцией Модернизации Российского Образования.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

II. Обоснование программы

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида.

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ - интернатов не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе Иванове и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные, малооплачиваемые трудовые места.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Профессиональный путь».

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в Ивановской области.

Задачи:

1. Создание системы профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

2. Коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития.

3. Обеспечение профпросвещения, проф диагностики, проф консультации учащихся.

4. Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

5. Разработка механизмов содействия трудоустройства выпускников ОУ.

6. Формирование единого информационного пространства по профориентации.

Формы и методы

1.Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.

2.Дежурство по школе, столовой. Кружковая работа.

3.Выставки детского творчества. Выпуск тематических стендов. Экскурсии, деловые игры, трудовые десанты.

4. Выставка трудовых дел, выпуск тематических газет, стендов.

IV Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией Модернизации российского образования;

-Трудовой кодекс;

-Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

V Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

1.Профпросвещение - педагогов, учащихся через учебную и внеурочную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.Диагностика и консультирование - с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3.Профадаптация - с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

4.Планирование коррекционной работы:

- индивидуальные и групповые занятия по развитию памяти, внимания, мышления учащихся;

- развитие творческого потенциала;

- развитие гибкости поведения и мышления, процесса самовыражения школьников.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.


Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

4 класс

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях.

2.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

3.Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение:

-встречи детей с мастерами своего дела;

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе? (экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

1.Встречи с интересными людьми (профессионалами)

2.Экскурсии

3.Ролевые игры

4.Конкурсы

5.Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

1.Предприятия нашего села, района, города, региона (походы, экскурсии)

2.Всякий труд надо уважать.

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель достаточного уровня самоопределения - адекватная самооценка.

Период уточнения социально -профессионального статуса.

- Уроки СБО, работа школьного психолога;

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства;

- знакомство с правилами выбора профессии;

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией;

- формирование навыков само презентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, поведение при собеседование, как проводиться поиск работы, где получить информацию о вакансиях).

VI. Механизм реализации Программы.

Главным исполнителем Программы является администрация школы - интерната. Соисполнителями мероприятий Программы - классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;

-коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития.

VIII. Показатели эффективности реализации программы:

  • количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

  • количество выпускников ОГКОУ ЧШИ, поступивших в учреждения ПУ.

IX. Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2014 - 2019 годы

I этап: проектный - 2014 -2016 учебный год.

Цель: подготовка условий проф ориентационной работы

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический - 2016 - 2018 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание профпросвещения.

3.Развивать ученическое соуправление.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями села, района, области.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов

образовательной деятельности.

7.Проводить мониторинг реализации программы.

8.Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения села, района, области.

III этап: аналитический - 2018 - 2019 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы школы - интерната.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

X. Ожидаемые результаты:

  • создание в школе-интернате системы профориентации, мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;

  • изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся школы-интерната.



Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Профессиональный путь»


п\п

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно - правовой базы


1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

2.

Создание банка данных об учебных заведениях области.

Сентябрь

Соц. педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям -предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Педколлектив

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»

Октябрь

Заместитель директора УВР

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школе.


2014 - 2019

Учителя трудового обучения,

педагоги доп. образования

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы



  1. Профпросвещение

Реализация программы по профориентации:

1.

Экскурсии на предприятия села, района, области.

Ежегодно

Соц. педагог

Заместитель директора по ВР

2.

Экскурсии в ПУ, техникумы, колледжи

Ежегодно

Соц. педагог

Зам дир по ВР

3.

Дни открытых дверей в ПУ, техникумах, колледжах

Ежегодно

Соц. педагог

Зам дир по ВР

4.

Акция «Чистый двор».

Ежегодно в апреле

Старшая вожатая

5.

Участие в школьной выставке - конкурсе по профессионально-трудовому обучению.

Ежегодно

Учителя профессионально -трудового обучения

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Проведение тематических классных часов: Известные люди нашего села (4 классы).

Мир профессий (5 классы).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 классы)

Внутренняя культура - гарант удачного бизнеса (8 классы).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (8-9 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче экзаменов (9 классы).

В течение года

Классные руководители, библиотекарь, психолог школы

3.

Информационно - просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

Рубрика «Твое профессиональное будущее»

«Типы профессий»

« Куда пойти учиться»

Потребности труда Иваново

Постоянно

Соц. педагог

4.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы

Швейное дело

Кружки

Столярное дело

Субботники по уборке

школьного двора







Учителя-предметники,

администрация, классные руководители.

2.Диагностика и консультирование.


Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов:

« Карта интересов».

«Склонности и профессиональная направленность». Профессиональные склонности

Профессиональный тип личности

Мотивы выбора

Анкета «Профессиональный интерес»

Ежегодно

Психолог школы

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Соц. педагог

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Соц. педагог


4.Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

ежегодно

заместитель директора по УВР

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках.

постоянно

Старшая вожатая

3.

Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы - интерната

2014 - 2019гг.

Соц.педагог

4.

Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся:

- психология выбора профессии;

- использование игровых упражнений в

профориентационной работе;

- трудовое воспитание как условие

эффективности профориентации

старшеклассников;

- конфликты профессионального

самоопределения.

2014 - 2019

Педколлектив

Информационные ресурсы.

  • Голубева Я.В. "Проблемные классные часы". 2003 г.

  • Климов Е.А. "Психология профессионального самоопределения". 1996 г.

  • Кривцова С.В. "Подросток на перекрестке эпох". 1997 г.

  • Прудченков А.С. "Трудное восхождение к себе: методические разработки и сценарии занятий социально - психологических тренингов". 1995 г.

  • Резапкина Г.В. "Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков". 2000 г.

  • Трошихина Е.Г. "Тренинг развития жизненных целей". 2001 г.

  • Герасимова В.А. "Классный час играючи". 2004 г.

  • Коротаева Е.В. "Хочу, могу, умею". 1997 г.

  • Прошицкая Е.Н. "Практикум по выбору профессии" 1995 г.

  • Ашихмина Л.П. "Найди себя в мире людей и профессий"2001 г.

  • Климов Е.А. "Как выбирать профессию". 1990 г.

  • Климов Е.А. "Психология профессионального самоопределения".1996 г.

План мероприятий по профориентации и профессиональному обучению с воспитанниками I полугодие 2014 - 2015 учебного года

Мероприятие

Сроки исполнения

Участники

Ответственный

1

Профессии людей, работающих в нашей школе-интернате.

(Обзорная экскурсия)

08.09.14

4 класс

Кл. рук.

Лямцева Г.Б.

2

«Кем я хочу быть»

(диспут - тестирование)

12.09.14

IV отряд

Воспитатель

Золотова Е.Ю.

3

«Красота и труд вместе идут» (тренинг)

19.09.14

I отряд

Воспитатель

Горшенина Т.В.

4

«Профессии, которые нас окружают» (конкурс рисунков)

28.09.14

II отряд

Воспитатель

Ильина С.В.

5

«Чувство взрослости. Секреты выбора профессий»

(практикум - презентация)

24.09.14

9 Б класс

Кл. рук.

Бабаева Г.В.

6

«Путешествие в царство труда» (рассказ с элементами игры)

28.09.14

VI отряд

Воспитатель

Пряхина Е.Ю.

7

«Профессии людей» (познавательное занятие)

03.10.14

I отряд

Воспитатель

Горшенина Т.В.

8

Экскурсия на межрегиональную выставку ГРК «Джем» в г.Иваново - профессия кондитер

03.10.14

I отряд

ст. вожатый

Аронова Е.В.

9

«Мир профессий»

(познавательное занятие)

03.10.14

III отряд

Воспитатель

Юдина Т.В.

10

«Счастливый билетик»

(беседа - презентация о профессии кондуктор)

09.10.14

II отряд

Воспитатель

Цитцер Д.Ю.

11

«Труд и трудовые отношения»

(урок - путешествие)

06.10.14

9 класс

Уч. обществ.

Скорых Н.Е.

12

«Труд основа всему!»

(беседа - диспут)


11.10. 14

IV отряд

Воспитатель

Васильева И.В.

13

«Трудолюбие как моральная категория»

(видеофильм)

13.10.14

9 класс

Уч. обществ.

Скорых Н.Е.

14

«Я б в рабочие пошел»

(занятие -рассуждение)

15.10.14

V отряд

Воспитатель

Звягина Е.И.

15

Экскурсия в ООО «Легпром»

(знакомство с профессией продавец)

17.10.14

по 2 человека от отряда

зам. дир. по ВР

Скорых Н.Е.

16

«Труд в жизни человека» (беседа)


20.10.14

6 класс

Кл. рук.

Рябчикова Н.Н.

17

«Право на труд»

(викторина)

20.10.14

9 класс

Уч. обществ.

Скорых Н.Е.

18

«Все работы хороши»

(конкурс рисунков)

22.10.14

9 А класс

Кл.рук.

Валькова В.В.

19

«Учитесь, любить труд» (практикум + самодиагностика)

22.10.14

8 класс

Уч. обществ.

Скорых Н.Е.

20

«Когда я вырасту - я буду…»

(круглый стол)


29.10.14

V отряд

Воспитатель

Звягина Е.И.

21

«Страна профессий»

(развивающее занятие - презентация)

09.11.14

VI отряд

Воспитатель

Пряхина Е.Ю.

22

«Дисциплина труда»

(обучающий урок)

10.11.14

9 класс

Уч. обществ.

Скорых Н.Е.

23

«Угадай профессию»

(викторина)

13.11.14

5 класс

Кл. рук.

Цитцер Д.Ю.

24

«Трудовой договор»

(практикум)

17.11.14

9 класс

Уч. обществ.

Скорых Н.Е.

25

«Профессия, которую я выбираю»

(урок - размышление)

18.11.14

6 класс

Кл. рук.

Рябчикова Н.Н.

26

«Это мой выбор!»

(тестирование)


19.11.14

9 Б класс

Кл. рук.

Бабаева Г.В.

27

«Женщина на кухне»

(практикум)

21.11.14

I отряд

Воспитатель

Павлова В.В.

28

«Классификация профессий» (развивающее занятие)

22.11.14

IV отряд

Воспитатель

Васильева И.В.

29

«Правильный выбор»

(психологический практикум)

28.11.14

I отряд

Воспитатель

Горшенина Т.В.

30

«Выбираем профессии вместе» (урок - исследование профессий сапожник, повар)

06.12.14

7 класс

Кл. рук.

Тюнина Г.В.

31

«Я выбираю, кем быть!»

(урок - путешествия)

03.12.14

8 класс

Уч. общест.

Скорых Н.Е.

32

Экскурсия в сельскую библиотеку

08.12.14

4 класс

Кл. рук.

Лямцева Г.Б.

33

«Кем быть?»

(конкурс сочинений)

10.12.14

9 А класс

Кл. рук.

Валькова В.В.

34

«Труд кормит, а лень портит»

(час отряда)

14.12.14

II отряда

Воспитатель

Ильина С.В.

35

«Как я вижу свою будущую профессию»

(воспитательное занятие)

19.12.14

I отряд

Воспитатель

Павлова В.В.

36

«По труду и награда»

(беседа - диспут)

20.12.14

IV отряд

Воспитатель

Васильева И.В.


















17



© 2010-2022