Игры с геометрическими фигурами

Разработка предназначена для воспитателей дошкольных отделений. В интересной игровой форме дети знакомятся с цветом и формой геометрических фигур, можно добавить ещё и размер геометрических фигур. Материал можно использовать начиная с 3-х летнего возраста, используя 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и 4 основных цвета (жёлтый, зелёный, красный и синий).  С возрастом количество цветов увеличивается до 12, а геометрические фигуры  прибавляются (квадрат, прямоуголь...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

/ старший дошкольный возраст /

В играх используются 8 геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольник, треугольник, 10-ти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый, розовый, коричневый, серый.

Всего 80 штук. Чтобы облегчить игру, надо уменьшить количество цветов и количество геометрических фигур.

Геометрические фигуры имеют цвет с двух сторон, размер 10 х 10см (для подвижных игр), для настольных игр размер уменьшен в половину ( 5х5см).

Эти игры можно использовать в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

ИГРА №1 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ФИГУРЫ СВОЕГО ЦВЕТА»

Цель: Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов. Развивать партнёрство и доброжелательность во время игры.

Ход игры:

В игре используются геометрические фигуры 10-ти цветов по 8 фигур каждого цвета.

На столе лежат полоски 10 -ти цветов 2х6 см, по 2 штуки каждой, цветом вниз. Воспитатель предлагает каждому подойти к столу и взять по одной полоске. Дети с полосками одинакового цвета встают в пары. И собирают фигуры того цвета, какого цвета им досталась полоска.

По команде воспитателя дети начинают выполнять задание, побеждает та пара, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Дети сами анализируют правильность выполнения заданий.



ИГРА №2 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ СВОИ ФИГУРЫ»

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить слышать задания педагога и точно выполнять его. Развивать партнёрство во время игры.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры.

Всего 8 геометрических фигур: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник - все фигуры десяти цветов. Участвуют 8 пар.

Воспитатель даёт детям задание распределиться парами для игры, рассчитаться по порядку номеров в парах. Дети запоминают порядковый номер своей пары.

Воспитатель даёт парам задание:

1-я пара собирает квадраты,

2-я пара собирает треугольники,

3-я пара собирает круги,

4-я пара собирает овалы,

5-я пара собирает трапеции,

6-я пара собирает ромбы,

7-я пара собирает прямоугольники,

8-я пара собирает многоугольники.

( Закрепить, какая пара что собирает).

По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание. После игры воспитатель предлагает парам проверить друг у друга правильность выполнения задания, для этого они меняются собранными фигурами и, просматривая их, проверяют правильность выполнения задания.

Побеждает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.

ИГРА №3 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».

Цель: Развивать у детей умение выполнять задание по установке воспитателя, действовать быстро, закрепить знание названий геометрических фигур.

Ход игры:

На полу разбросаны фигуры: круги, треугольники, овалы, прямоугольники, квадраты, многоугольники по 8 штук каждого цвета. Ромбы, трапеции для этой игры убираются. Геометрические фигуры беспорядочно разбросаны на полу. Всего 60 фигур.

Дети делятся на 2 команды, команда девочек и команда мальчиков, выбираются «капитаны» команд.

Дети могут придумать название своей команде.

Воспитатель даёт играющим задание:

Команда девочек собирает четырёхугольники ( квадраты, прямоугольники).

Команда мальчиков собирает фигуры без углов (овалы, круги).

Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание, для проверки правильности выполнения задания, можно поменяться собранными фигурами и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Дети сами оценивают правильность выполнения игрового задания.

ИГРА №4 «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЁТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ».

Цель: Развивать у детей быстроту, умение слышать игровое задание взрослого и чётко выполнять его.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, круги, овалы, треугольники, ромбы, трапеции, многоугольники - все эти фигуры представлены 10 цветами. Воспитатель обращает внимание детей на то, что собирать фигуры надо по одной, ползать по полу на коленках запрещается.

Дети стоят в большом кругу, геометрические фигуры разбросаны в середине круга.

Под весёлую музыку дети бегут по кругу, по сигналу или команде воспитателя дети собирают только четырёхугольники. После окончания игры воспитатель предлагает каждому посчитать, сколько он собрал фигур.

«Поднимите руку, у кого 1 четырёхугольник».

« Поднимите руку, у кого 2 четырёхугольника».

«Поднимите руку, у кого 3 четырёхугольника».

«Поднимите руку, у кого 4 четырёхугольника» и т.д.

Побеждает тот, кто больше всех собрал четырёхугольников.

ИГРА №5 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».

Цель: Развивать внимание, добиваться у детей умения четко выполнять правила игрового задания, воспитывать доброжелательность к партнёрам по игре.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов -80 штук (8 различных фигур десяти цветов).

Дети стоят в кругу, руки сзади, глаза закрыты, педагог проходит сзади стоящих детей, кому он дотронулся до руки, считается играющим. Отбирается половина детей (10 человек).

Воспитатель:- Подойдите ко мне те дети, до кого я дотронулась, вы будете играть сейчас, а остальные чуть позже.

Выбранные дети делятся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков (по 5 человек в каждой команде).

Каждая девочка собирает: 2 синие фигуры и 2 жёлтые фигуры; каждый мальчик должен собрать 2 красные фигуры и 2 зелёные фигуры. На выполнение задания даётся определённое время.

Игра начинается после слов воспитателя:

- Один, два, три, четыре, пять, начинаем собирать.

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Дети меняются собранными фигурами, проверяют правильность выполнения задания.

ИГРА №6 «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ».

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание, умение четко выполнять задания педагога, закрепить навыки счёта.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов - 80 штук.

Считалкой выбирается один ребёнок, он должен не говоря, одним взглядом выбрать 5 девочек и 5 мальчиков для игры. Дети по взгляду должны понять и выйти на игру.

В игре участвуют 5 девочек и 5 мальчиков.

По команде воспитателя девочки собирают по 5фигур, мальчики по 4 фигуры (любого цвета и формы).

Далее девочки с мальчиками меняются собранными фигурами и проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнил задание.

ИГРА №7 «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».

Цель: Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.

Ход игры:

Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей).

Дети под музыку бегают врассыпную. По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме).

ИГРА №8 «ХУДОЖНИКИ».

Цель: Развивать абстрактное мышление, умение подгруппой договариваться и планировать работу согласно заданной воспитателем теме. Учить строить общий план и действовать по плану.

Ход игры:

На полу разбросаны 80 геометрические фигуры разного цвета и формы.

Дети делятся на 4 команды, или выбираются 4 человека. Воспитатель объясняет задание: « - Вы должны из геометрических фигур составить изображение любого животного. Но прежде чем начать работу, вы должны договориться о том, какое животное вы будете собирать, и какие геометрические фигуры вам для этого понадобятся». По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание.

Задания могут быть различными, например: выложить весёлого человечка.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Дети сами выбирают победителя, объясняя свой выбор.

Работа над осознанием ребёнком правил игры.

С младшего дошкольного возраста нами велась планомерная работа по обучению детей осознавать и выполнять правила игры. Эту работу мы проводили на основе дидактических игр - самоделок. Дидактическая игра и развлекает и обучает детей.

Мы хотим вам рассказать об одной очень интересной игре «Собери бусы».

Эта игра - самоделка была сделана из цветных пластмассовых крышек от пластиковых бутылок (крышки должны быть без рисунка). В верхней части крышки горячим шилом делается одно отверстие, в которое должен проходить шнурок. Для детей старшего возраста отверстия делаются сбоку (два напротив друг друга), что усложняет задание.

На основе этой игры нами были выделены 3 обучающих этапа:

  1. Предметное действие.

На этом этапе дети нанизывают на шнурок цветные крышки, развивая мелкую моторику и укрепляя пальцы рук.

  1. Действие по словесной инструкции.

На этом этапе детей учат собирать бусы так, как скажет воспитатель, т.е. собрать бусы только красного цвета, или чередовать цвета: красный, белый, красный, белый и т.д.

  1. Работа по схемам.

Этот этап работы доступен детям старшего дошкольного возраста.

Ребёнку даётся карточка - схема, на которой цветными кружками дано изображение, которое он должен повторить, собирая бусы. Схемы бывают разной сложности. Работа по схемам идёт по принципу «от простого к сложному».

Интерес к этой игре у детей не пропадает, так как достигнув результата, они каждый раз поднимаются на более высокую ступень своего развития.

Играя в игру «Собери бусы» по данному алгоритму, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, ребёнок приучается выполнять правила и инструкции,

а в дальнейшем и работать по схемам различной сложности.



Использование вариативности дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Большое значение в развитии и обучении детей мы придаём дидактическим играм. Вариативность позволяет сделать игру более привлекательной, на долгое время привлечь к себе внимание ребёнка, учесть интересы каждого ребёнка, расширить кругозор. Мы хотим вам рассказать об играх, которые были сделаны на основе хорошо знакомого варианта игры «Крестики и нолики».

На основе этого варианта были сделаны игры « Зелёное и красное» и «Бабочки и мухи»

Игра «Зелёное и красное».

Цвета могут быть использованы различные, по мере их изучения детьми. Эта игра состоит из поля 15х15см с девятью квадратами 5х5 см, расположенными в три ряда и карточками 5х5см двух цветов - красного и зелёного по 5 штук каждого цвета. Играть могут 2 человека.

Цель игры: Развивать логическое мышление, умение просчитывать ходы для успешного завершения игры, чётко выполнять правила игры, ходить по очереди, воспитывать волю к победе.

Правила игры: Дети берут одну карточку зелёную и одну красную, переворачивают их цветом вниз, перемешивают и берут себе по одной карточке.

Первый ходит тот, кому досталась красная карточка. Дети ходят по очереди, ставя карточки на квадраты. Побеждает тот, кто первый поставит свои карточки в ряд на трёх клетках подряд или на трёх клетках по диагонали. Квадраты поля надо заполнять таким образом, чтобы самому закончить первому, а другому игроку помешать.

Эта игра хорошо развивает партнёрские взаимоотношения, и развивает волю к победе. В этой игре хорошо закреплять знание цветов и их оттенков, т.к. в игре есть возможность менять цвета на карточках, что позволяет продлить интерес детей к этой игре.

Игра «Бабочки и мухи»

Цели и правила игры те же, что и в предыдущих вариантах. Меняя на карточках изображения животных, птиц, насекомых и т.д. можно играя, закреплять их названия, и тем самым в ненавязчивой форме увеличивать словарный запас детей.





Работа с семьёй по проекту «Где мы были, что видели».

В старшей группе была выявлена проблема не желания родителей в выходные дни посещать с детьми театры, музеи, выставки и т.д. Для активизации родителей мы придумали следующее. В раздевальной комнате был повешен лист ватмана с названием «Где мы были, что видели», для обмена информацией между родителями. Первая заметка в этой газете появилась от психолога нашего дошкольного учреждения. Она вместе со своей дочкой посетила юбилейный концерт детского журнала « Ералаш», и разместила в газете плакат - программку и написала маленькую рецензию об этом мероприятии. Родителям было предложено тоже разместить маленькие заметки на этой газете, если они с ребёнком в выходной день посетили что - то интересное, привести программку. Две недели газета пустовала без новых заметок. В один из выходных дней, Дима Р. с мамой посетили Дарвиновский музей, привезли оттуда путеводитель, который был вывешен на нашей газете и написали о том, как интересно было в этом музее. Дети и взрослые заинтересовались музеем и несколько семей решили в ближайшие выходные посетить этот музей. Дети с интересом листали путеводитель по музею, где были представлены фотографии экспозиции музея. В понедельник дети обменивались впечатлениями. А дети, кто не был в музее, просили родителей тоже отвести их туда. В результате Дарвиновский музей посетили почти все. Семья Лёши Щ. посетила РАМТ (Российский Академический молодёжный театр). Они посмотрели спектакль « Золушка». Отзыв о просмотренном спектакле и репертуар театра на месяц, поместили в нашей газете, призывая других родителей посетить этот театр. Семья Агафоновых побывали на экскурсии в музее им. А.С. Пушкина и в театре Армена Джигарханяна, где посмотрели спектакль « Сказки учёного кота», афиша на месяц была вывешена на нашей газете. Семья Дрыковых приглашала всех посетить ледовое шоу «Бременские музыканты», которое произвело на них незабываемое впечатление. Каждый день, приводя ребёнка в детский сад, родители подходили к газете и просматривали её, переписывали адреса театров, музеев. Дети чаще стали рассказывать о том, где они были в выходной день, заставляли родителей посетить с ними то или иное место, где были с родителями их друзья. Семьи стали объединяться для совместных посещений.

Благодаря небольшой идее нашего психолога, дети и родители посетили много музеев, театрализованных представлений, выставок. Семьи сдружились, стали ездить вмести отдыхать, проводить выходные, праздновать дни рождения. Советуем всем вести подобные газеты по обмену информацией.



© 2010-2022