Рабочая программа по профориентации

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по профориентацииПояснПояснительная записка


Программа по профориентации разработана на основе государственных программ

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004.

Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241 "О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы

Концепция программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Цели и задачи, содержание и организация преподавания курса

Задачи курса. Курс Технология «Профессиональная ориентация» при­зван помочь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве будущей карьеры.

  • Основные задачи курса: актуализи­ровать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить си­стемой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-эконо­мических условиях.

  • Содержание и организация преподавания курса. Курс включает в себя теоретическую и практическую части.

■ Развивающая психологическая диагностика. Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа зна­ния - знания о самом себе.

Развивающая психологическая диагностика предполагает ис­пользование в рамках курса комплекса психологических мето­дик, обеспечивающих возможность:

получения каждым учащимся информации о своих индиви­дуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические про­цедуры);

развития этих психологических качеств (развивающие мето­дические процедуры в виде интеллектуального и социально-пси­хологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Профессиональные пробы рассматриваются как диагностиче­ские и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, струк­тура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психо­физиологических методов определяется выраженность профессио­нально важных качеств, а с другой - практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профес­сиональной деятельности и способствующий адекватному форми­рованию и развитию образа «Я» в профессии.

Диагностические методы, представленные опросниками, ан­кетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования образа «Я» в профессии и профессионального самосознания, органически соотносясь с со­держанием изучаемого материала.

Программа развивающей психологической диагностики охва­тывает шесть психологических сфер, характеризующих индиви­дуальные психологические ресурсы личности, и ориентирована на их диагностику:

психологическая сфера (психические и поведенческие прояв­ления свойств нервной системы);

мотивационная сфера (присущие личности склонности, инте­ресы, связанные с выбором профессии);

характерологическая сфера (черты характера, проявляющие­ся в системе ведущих отношений личности: к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);

эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоцио­нальные состояния, а также возможности волевой регуляции дея­тельности);

интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуаль­ных способностей с учетом показателей интеллектуальной про­дуктивности и своеобразия интеллектуальной деятельности);

социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).

Идея развивающей психологической диагностики реализует­ся в форме лабораторно-практических занятий, включающих че­тыре основных этапа:

сообщение учащимся системы сведений об определенном пси­хологическом свойстве в контексте требований профессионально­го труда;

применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выра­женности;

использование развивающих процедур, позволяющих уча­щимся выполнить упражнения по развитию соответствующего свойства;

обсуждение рекомендаций относительно путей совершенство­вания данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.

Интерпретация результатов психологического обследования не допускается в терминах «хороший», «плохой». Учащимся сообщается о том, что соответствующая форма работы предназначена только для выявления индивидуальных раз­личий, которые характеризуют своеобразие каждого человека.

Вся информация о результатах психологического обследования «возвращается» к школьнику за счет самообработки результатов выполнения заданий и их последующего самостоятельного оценива­ния и анализа на основе общего комментария. Потребителем инфор­мации выступает исключительно каждый конкретный учащийся.

Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями (напри­мер: технологический процесс, автоматизированная система управ­ления, ведущие отношения личности, профессионально важные ка­чества, профессия, специальность и т. п.). Этот метод в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов можно также применять для изложения последова­тельности выполнения трудовых операций в ходе профессиональ­ных проб.

■ Оценка знаний.

Сформированность знаний по содержанию конкретных поня­тий оценивается по обычной пятибалльной системе.

■ Диагностика и самооценка. В ходе занятий часто возника­ют откровенные беседы учителя с подростками, когда они расска­зывают о своих профессиональных планах, стремлениях.

Решить эту проблему помогает рабочая тетрадь по предмету, который является органической частью курса, системо­образующей и интегрирующей другие его составляющие - ко­гнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возмож­ностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (приобретение практиче­ского опыта через профессиональные пробы для выявления и фор­мирования профессионально важных качеств).

Изучая курс, школьник выполняет различные диагностиче­ские процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в тетради, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональ­ной карьеры.

Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив тетрадь, получают свой психологи­ческий портрет с основными характеристиками интеллектуаль­ной и эмоционально-волевой сфер.

Предполагается, что более детальное изучение психологиче­ских качеств школьника в соответствии с требованиями изби­раемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальной консультации и профконсультационных часов.

Календарно-тематическое планирование курса «Профориентация» в параллели 9-х классов.

п/п

Тема урока, раздел

Количество часов

Тип урока , формы и виды работ

Формы и методы контроля

сроки


примечание

1

Знакомство с «Образовательной картой Калининграда и Калининградской области»

1

Знакомство с курсом

2

Внутренний мир человека и возможности его поведения

1

Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека

Вопросы

3

Многообразие мира профессий. Типичные ошибки при выборе профессии

1

Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности.

Выявлять отличия интересов от склонностей

Вопросы

4

Секрет выбора профессии («хочу. могу. надо» )

1

Изучение понятия профессиональная пригодность

Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии

Вопросы

5

Склонность и интересы в профессиональном выборе

1

Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности»

Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии

Вопросы

6

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек»

1

Изучение понятий профессиональной пригодности и профессионально важных качеств

Выявлять различия между ПП и ПВК

вопросы

7

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек»

1

Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в профессиональной деятельности

Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность.

Вопросы

8

Заочная экскурсия в учебные заведения

1

Изучение понятия темперамент, его типы и свойства

Уметь различать виды темперамента

Вопросы

9

Заочная экскурсия в учебные заведения

1

Особенности профессиональной деятельности

Иметь представление об особенностях в разной профессиональной деятельности

Вопросы

10

Заочная экскурсия в учебные заведения

1

Тестирование с целью определения типа темперамента

Уметь охарактеризовать свой тип темперамента

Вопросы

11

Заочная экскурсия в учебные заведения

1

Обобщение пройденного материала, работа в группах

Определять разницу между ПИ, ПС, ПВК, а также между типами темперамента

Практическое задания

12

Заочная экскурсия в учебные заведения

1

Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности

Влиянии характера на профессиональную деятельность

Вопросы

13

Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию

1

Изучение понятий Эмоции, Чувства, Настроение

Выявление различий между тремя изученными понятиями

Вопросы

14

Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию

1

Изучение понятия способностей, виды способностей

Выявлять различия между общими и специальными способностями

Вопросы

15

Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию

1

Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей

Уметь описывать свои способности и склонности

Вопросы

16

Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию

1

Определение понятия «общение», виды Общения, конфликт

Иметь представление о понятии «общение»

Вопросы

17

Возможности личности в профессиональной деятельности.

1

Тестирование по методике Томаса, КОС, демонстрационное упражнение.

Определять тип поведения в конфликте

Практическое задание

18

Социальные проблемы труда («надо») , (работа с вопросами)

1

Обобщение пройденного материала, работа в группах

Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях

Вопросы


19

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

1

Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде

Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий

Вопросы

20

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

1

Обсуждение подготовленных рефератов

Иметь представление о истории развития некоторых профессий

Вопросы

21

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»

1

Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование

Индивидуальный план выбора профессии

Беседа

22

Темперамент в профессиональном становлении личности

1

Изучить различные виды разделения труда, специализации трудовых функций.

Иметь представление о содержании и характере труда

вопросы

23

Темперамент в профессиональном становлении личности

1

Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. деятельности

Уметь анализировать профессиональную деятельность

Вопросы

24

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа»

1

Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда

Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу

Вопросы

25

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа»

1

Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе

Иметь представление о тенденциях Московском рынке труда

Вопросы

26

Человек в новых социально- экономических условиях

1

Викторина «Мир профессией»

Иметь представление о многообразии мира профессий

Беседа

27

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек знаковая система»

1

Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование

Индивидуальный план выбора профессии

Беседа

28

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (беседа)

1

Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры

Иметь представление о видах карьеры

Вопросы

29

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ»

Изучение понятия профессиональной пригодности

Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека

Вопросы

30

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ»

1

Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам

Иметь представление о основных правилах ведения переговоров

Вопросы

31

Составление личностного профессионального плана

1

Определить цели составления резюме, виды и правила написания

Понимать цели составления резюме

Вопросы

32

Посещение выставок «Балтик - Экспо»

1

Изучить основные законы делового стиля

Знать основы делового стиля в одежде

Вопросы

33

Посещение выставок «Балтик - Экспо»

1

Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование

Индивидуальный план выбора профессии

Беседа

34

Посещение выставок «Балтик - Экспо»

1

Обобщение материала

Оперировать основными понятиями по пройденному курсу

Беседа



Используемая литература.

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002.

  2. Выбор профессии: Становление профессионала. _ М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003

  3. Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии/. - М.: «Генезис», 2003

  4. И.В. Спирин, И.И. Пищекова, М.И. Спирина. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Транспорт: учебн. пособие для учащихся/. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.

  5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002

  6. Н.Н. Васильев, Е.А. Васильева/. Технология профессионального общения. - Ярославль.:Издательство «Ресурс»,1997

  7. Н. В. Самоукина. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./. - СПб.: Питер, 2003.

  8. Настольная книга практикующего психолога: Учебн. пособие: в 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС - ПСРЕСС, 2002

  9. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов. Высш. Пед. Учеб. Заведений. _ М.: Издательский центр «Академия», 2004

  10. С.Н, Чистякова, Н.Ф. Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии. Программа с методическими указаниями для учитилей 9 класса /- М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.

  11. С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой. Твоя профессиональная карьера: методика: дидакт. Материалы: кн. для учителя /. - М.: Просвещение

  12. С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя . - М.: Просвещение

  13. С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: учебн. пособие для для учащихся/М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.

  14. С.Н. Чистякова. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методичесое пособие для учителя 1-11 классов/. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.

10

© 2010-2022