- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по профориентации
Рабочая программа по профориентации
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галкина Е.В. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПояснПояснительная записка
Программа по профориентации разработана на основе государственных программ
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004.
Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241 "О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы
Концепция программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цели и задачи, содержание и организация преподавания курса
Задачи курса. Курс Технология «Профессиональная ориентация» призван помочь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве будущей карьеры.
-
Основные задачи курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
-
Содержание и организация преподавания курса. Курс включает в себя теоретическую и практическую части.
■ Развивающая психологическая диагностика. Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания - знания о самом себе.
Развивающая психологическая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность:
получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры);
развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).
Профессиональные пробы рассматриваются как диагностические и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, структура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психофизиологических методов определяется выраженность профессионально важных качеств, а с другой - практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профессиональной деятельности и способствующий адекватному формированию и развитию образа «Я» в профессии.
Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования образа «Я» в профессии и профессионального самосознания, органически соотносясь с содержанием изучаемого материала.
Программа развивающей психологической диагностики охватывает шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирована на их диагностику:
психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);
мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);
характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности: к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);
интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и своеобразия интеллектуальной деятельности);
социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).
Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме лабораторно-практических занятий, включающих четыре основных этапа:
сообщение учащимся системы сведений об определенном психологическом свойстве в контексте требований профессионального труда;
применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выраженности;
использование развивающих процедур, позволяющих учащимся выполнить упражнения по развитию соответствующего свойства;
обсуждение рекомендаций относительно путей совершенствования данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.
Интерпретация результатов психологического обследования не допускается в терминах «хороший», «плохой». Учащимся сообщается о том, что соответствующая форма работы предназначена только для выявления индивидуальных различий, которые характеризуют своеобразие каждого человека.
Вся информация о результатах психологического обследования «возвращается» к школьнику за счет самообработки результатов выполнения заданий и их последующего самостоятельного оценивания и анализа на основе общего комментария. Потребителем информации выступает исключительно каждый конкретный учащийся.
Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями (например: технологический процесс, автоматизированная система управления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т. п.). Этот метод в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов можно также применять для изложения последовательности выполнения трудовых операций в ходе профессиональных проб.
■ Оценка знаний.
Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по обычной пятибалльной системе.
■ Диагностика и самооценка. В ходе занятий часто возникают откровенные беседы учителя с подростками, когда они рассказывают о своих профессиональных планах, стремлениях.
Решить эту проблему помогает рабочая тетрадь по предмету, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие - когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).
Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в тетради, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.
Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив тетрадь, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
Предполагается, что более детальное изучение психологических качеств школьника в соответствии с требованиями избираемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальной консультации и профконсультационных часов.
Календарно-тематическое планирование курса «Профориентация» в параллели 9-х классов.
№
п/п
Тема урока, раздел
Количество часов
Тип урока , формы и виды работ
Формы и методы контроля
сроки
примечание
1
Знакомство с «Образовательной картой Калининграда и Калининградской области»
1
Знакомство с курсом
2
Внутренний мир человека и возможности его поведения
1
Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека
Вопросы
3
Многообразие мира профессий. Типичные ошибки при выборе профессии
1
Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности.
Выявлять отличия интересов от склонностей
Вопросы
4
Секрет выбора профессии («хочу. могу. надо» )
1
Изучение понятия профессиональная пригодность
Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии
Вопросы
5
Склонность и интересы в профессиональном выборе
1
Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности»
Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии
Вопросы
6
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек»
1
Изучение понятий профессиональной пригодности и профессионально важных качеств
Выявлять различия между ПП и ПВК
вопросы
7
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек»
1
Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в профессиональной деятельности
Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность.
Вопросы
8
Заочная экскурсия в учебные заведения
1
Изучение понятия темперамент, его типы и свойства
Уметь различать виды темперамента
Вопросы
9
Заочная экскурсия в учебные заведения
1
Особенности профессиональной деятельности
Иметь представление об особенностях в разной профессиональной деятельности
Вопросы
10
Заочная экскурсия в учебные заведения
1
Тестирование с целью определения типа темперамента
Уметь охарактеризовать свой тип темперамента
Вопросы
11
Заочная экскурсия в учебные заведения
1
Обобщение пройденного материала, работа в группах
Определять разницу между ПИ, ПС, ПВК, а также между типами темперамента
Практическое задания
12
Заочная экскурсия в учебные заведения
1
Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности
Влиянии характера на профессиональную деятельность
Вопросы
13
Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию
1
Изучение понятий Эмоции, Чувства, Настроение
Выявление различий между тремя изученными понятиями
Вопросы
14
Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию
1
Изучение понятия способностей, виды способностей
Выявлять различия между общими и специальными способностями
Вопросы
15
Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию
1
Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей
Уметь описывать свои способности и склонности
Вопросы
16
Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию
1
Определение понятия «общение», виды Общения, конфликт
Иметь представление о понятии «общение»
Вопросы
17
Возможности личности в профессиональной деятельности.
1
Тестирование по методике Томаса, КОС, демонстрационное упражнение.
Определять тип поведения в конфликте
Практическое задание
18
Социальные проблемы труда («надо») , (работа с вопросами)
1
Обобщение пройденного материала, работа в группах
Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях
Вопросы
19
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
1
Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде
Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий
Вопросы
20
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
1
Обсуждение подготовленных рефератов
Иметь представление о истории развития некоторых профессий
Вопросы
21
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»
1
Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование
Индивидуальный план выбора профессии
Беседа
22
Темперамент в профессиональном становлении личности
1
Изучить различные виды разделения труда, специализации трудовых функций.
Иметь представление о содержании и характере труда
вопросы
23
Темперамент в профессиональном становлении личности
1
Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. деятельности
Уметь анализировать профессиональную деятельность
Вопросы
24
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа»
1
Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда
Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу
Вопросы
25
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа»
1
Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе
Иметь представление о тенденциях Московском рынке труда
Вопросы
26
Человек в новых социально- экономических условиях
1
Викторина «Мир профессией»
Иметь представление о многообразии мира профессий
Беседа
27
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек знаковая система»
1
Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование
Индивидуальный план выбора профессии
Беседа
28
Современный рынок труда и его требования к профессионалу (беседа)
1
Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры
Иметь представление о видах карьеры
Вопросы
29
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ»
Изучение понятия профессиональной пригодности
Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека
Вопросы
30
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ»
1
Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам
Иметь представление о основных правилах ведения переговоров
Вопросы
31
Составление личностного профессионального плана
1
Определить цели составления резюме, виды и правила написания
Понимать цели составления резюме
Вопросы
32
Посещение выставок «Балтик - Экспо»
1
Изучить основные законы делового стиля
Знать основы делового стиля в одежде
Вопросы
33
Посещение выставок «Балтик - Экспо»
1
Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование
Индивидуальный план выбора профессии
Беседа
34
Посещение выставок «Балтик - Экспо»
1
Обобщение материала
Оперировать основными понятиями по пройденному курсу
Беседа
Используемая литература.
-
Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002.
-
Выбор профессии: Становление профессионала. _ М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003
-
Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии/. - М.: «Генезис», 2003
-
И.В. Спирин, И.И. Пищекова, М.И. Спирина. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Транспорт: учебн. пособие для учащихся/. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
-
Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002
-
Н.Н. Васильев, Е.А. Васильева/. Технология профессионального общения. - Ярославль.:Издательство «Ресурс»,1997
-
Н. В. Самоукина. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./. - СПб.: Питер, 2003.
-
Настольная книга практикующего психолога: Учебн. пособие: в 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС - ПСРЕСС, 2002
-
Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов. Высш. Пед. Учеб. Заведений. _ М.: Издательский центр «Академия», 2004
-
С.Н, Чистякова, Н.Ф. Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии. Программа с методическими указаниями для учитилей 9 класса /- М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
-
С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой. Твоя профессиональная карьера: методика: дидакт. Материалы: кн. для учителя /. - М.: Просвещение
-
С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканова; под ред. С.Н. Чистяковой. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя . - М.: Просвещение
-
С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: учебн. пособие для для учащихся/М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
-
С.Н. Чистякова. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методичесое пособие для учителя 1-11 классов/. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия; ОАО «Московский учебник», 2010.
10