Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п. Сита

В данном документе я попыталась обобщить и представить опыт своей исследовательской работы за последних 4 года. Опыт был мной представлен на школьном этапе конкурса "Учитель года - 2015". Буду рада, если еще кому то пригодится мой опыт. Просьба написать мне отзыв, если работа пригодилась))). Чуть позже размещу на сайте и презентацию к этому докладу, много весит, научусь сжимать - добавлю.Там все по критериям, это важно в оценивании.И просто много букв ю до 500 знаков.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

Организация исследовательской деятельности

школьников через изучение природы родного края и материалов школьного музея «Истоки»

(Подлесная Елена Леонидовна, учитель биологии

МБОУ СОШ п.Сита муниципального района имени Лазо

Хабаровского края)

Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и

опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с

теми, кто такой школы не проделал.

К.А.Тимирязев

Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются памяти человека на всю жизнь. Надо любить и ценить красоту родной природы!

Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п.Сита

Рис.1



В настоящее время наблюдается спад интереса учащихся к естественным

наукам. Более приоритетными становятся математика, информатика, иностранные языки, обществознание. Однако по-прежнему учебные предметы естественнонаучного цикла определяют основу современного образования. И разве люди когда-нибудь откажутся от жизни среди природы: света солнца, теплоты его лучей, запаха цветов, пения птиц, шума листвы? К тому же не следует забывать, что высшая ценность, самая уникальная и одновременно хрупкая, которая даѐтся человеку - это жизнь, в самых различных еѐ проявлениях (конкретного человека, в форме растения или жучка, переползающего по нему и т.д.). И другой встречи с ней не будет. Понимает ли это современный школьник, умеет ли он ценить жизнь?

Как сделать так, чтобы и в сельской школе талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Как помочь ребенку реализовать свои индивидуальные способности и склонности? Необходимо помочь ребѐнку выйти за рамки школьных учебников на более высокий уровень познания. Это наиболее приемлемый путь развития способностей детей в сельской школе. Учащимся нужно помочь почувствовать себя будущим исследователем.

Именно поэтому необходима организация исследовательской деятельности обучающихся школьников, объектами которой является природа родного края.

Такая форма работы даст возможность пробудить у обучающихся интерес к биологическим наукам, научить школьников ценить жизнь, помочь ребѐнку развить врождѐнные задатки и интеллектуальный потенциал.

Актуальность и перспективность опыта

Главная задача российского образования - обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности. Социальный заказ общества на сегодня: формирование личности, способной к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию, социализации в обществе, адаптации на рынке труда. Но практика показывает, что не каждый гражданин умеет реализовать свои способности.

Школа должна поддержать ребѐнка, подготовить почву для того, чтобы в его дальнейшей взрослой жизни способности были реализованы. Динамика преобразований окружающего мира сегодня такова, что человек всѐ чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Учащиеся, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в обществе.

Хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества представляет исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность рассматривается как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников. Исследовательский навык, приобретѐнный в школе, поможет еѐ выпускнику быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.

Новое время всегда диктует новые условия. Современный ученик должен уметь не столько учиться по учебнику, сколько добывать знания, необходимые сведения из любого источника. Значит, учитель должен научить этому школьников.

Ведущая педагогическая идея

Опыт показывает, в школе можно встретить учащихся, которых не

удовлетворяет работа лишь со школьным учебником. Они с удовольствием погружаются в атмосферу поиска нестандартного мышления. Исследовательская деятельность стимулирует. Таких ребят отличает творческая активность.

Цель: через исследовательские навыки, приобретенные в школе, помочь выпускнику быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным, не потеряться в жизни.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет решить следующие задачи:

1. повысить значимость биологии и экологии как учебной дисциплины через необычную форму работы, способствовать формированию у детей исследовательского типа мышления.

2. знание проблем своего края, решение практических и общественно-значимых задач, умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;

3. приобретение навыков общения в коллективе, сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело, самореализация личности.

Исследовательская деятельность подразумевает умение обучающихся самостоятельно изучать литературу, их ознакомление с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, и направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.

Проводя исследования, ученик погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом, позволяет обучающимся делать свой вклад в общий банк знаний человечества. Ребенка нужно подводить к мысли о том, что настоящие знания не могут быть получены иначе, чем через волевое усилие. Чем меньше потрачено сил на получение знаний, тем слабее сами знания и тем менее они ценны.

Таким образом, организация исследовательской деятельности школьников позволяет:

 расширить область личных общечеловеческих знаний;

 формировать научно-исследовательские навыки;

 осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания;

 получить новый общественно-полезный исследовательский продукт;

 создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира;

 создать условия, которые позволяют учащимся:

 реализовать личный творческий потенциал в исследовательской

деятельности;

 проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность

самостоятельного выбора дальнейшего образования;

 на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;

 самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

 самостоятельно осваивать новые виды деятельности;

 расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований.

Исследовательская деятельность позволяет обучающимся увидеть

бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.

Помимо познавательного развивающего значения, самостоятельная

исследовательская деятельность обучающихся школьников имеет и ещѐ одно немаловажное значение - социально-психологическая адаптация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни.

Теоретическая база опыта

Существенным фактором обучения и воспитания сельских школьников

является воздействие на них социальной природной среды. Наши дети близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у ребят городских школ, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Именно поэтому в нашей школе эффективно реализованы возможности по развитию творческой деятельности школьников, их самостоятельности, познавательного интереса, как факторов обеспечивающих личностно - общественное становление каждого растущего человека.

Теоретической базой исследовательской деятельности можно считать и наш школьный музей «Истоки», в котором собран богатейший материал по краеведению. Музей занял 1 место в районном смотре школьных музеев, проводившегося обществом «Мемориал» в прошедшем 2014 году.

Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п.Сита

Рис.2

Роль музея образовательного учреждения в системе нравственного и духовного воспитания детей и развитии познавательного процесса


В нашей школе Музей был основан в 1976 году. Для создания музея был избран постоянный актив, в состав которого вошли учителя, учащиеся, родители. Музей работает по программе «Музей и дети», которая рассчитана на 10 лет.

Задачи музея:

1.ПРИОБЩИТЬ детей и подростков к их историческим корням, к живому опыту народной культуры через погружение в определенную историко-культурную среду;

2.ПРИВЛЕЧЬ учащихся к поисковой деятельности, участию в краеведческих мероприятиях;

3.РАСПРОСТРАНИТЬ сведения об истории родного края и развивать экскурсионную деятельность.

Непосредственное участие ребят в организации школьного музея явилось началом создания объединения «Юные краеведы». Главной целью работы музея является воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся школы через изучение истории родного края и активизация познавательного процесса.

На данный момент в музее открыто 11 экспозиций:

1.Школьные годы чудесные

2.Временем реабилитированные

3.Борьбой окрашенные годы

4.Труд - дело чести

5.Бессмертный подвиг народа

6.Красная суббота

7.Есть такая профессия - Родину защищать

8.Там, где бежит Сукпай

9.Поклонимся великим тем годам

10.Ситинские мастерицы

11.Учитель, перед именем твоим позволь смиренно

преклонить колени

Конечно, воспитательная и исследовательская функции, имеют преобладающее значение во всей деятельности музея, так как там происходит процесс воспитания и развития познавательного процесса, в том числе во внеурочное время. Стало в школе традицией проведение месячников по военно-патриотическому воспитанию, Вахт памяти, Недель краеведения и Музей и дети. Традиционно проводятся в музее встречи с ветеранами, проведение праздников «День пожилого человека», «День памяти репрессированных», организуются выставки и слайдовые презентации, проводятся научно-практические конференции.

У школьного музея адресная функция, так как музей является таким местом, где детская аудитория является приоритетной. Именно школьный музей способен реализовать принцип: «Музей для детей и руками детей».

Одним из основных направлений деятельности музея школы является

исследовательское. Оно включает в себя сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работу над рефератами, участие в краеведческих конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах, работу с архивными документами в исследовательских целях.

Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п.Сита

Рис.3

Базовые понятия опыта.


Исследовательская деятельность -

 это деятельность по овладению логикой научного познания,

 это форма организации работы, которая связана с решением

исследовательских задач, т. е. задач с неизвестным заранее решением.

Объект исследования - исследовательская деятельность учащихся

как процесс.

Предмет исследования -

 условия организации исследовательской деятельности в основной и

средней общеобразовательной школе,

 формы и методы организации исследовательской деятельности.

Учащиеся, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в обществе.

Хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества представляет исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность рассматривается как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников. Исследовательский навык, приобретѐнный в школе, поможет еѐ выпускнику быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.

Опыт показывает, в школе довольно часто можно встретить учащихся, которых не удовлетворяет работа лишь со школьным учебником. Они с удовольствием погружаются в атмосферу поиска. Таких ребят отличает творческая активность, нестандартность мышления.

Исследовательская деятельность стимулирует их творческую инициативу. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет повысить значимость биологии как учебной дисциплины через необычную форму работы, формировать у детей исследовательский тип мышления, умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации, приобретать навыки общения в коллективе, сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело, самореализация личности, согласно Концепции ФГОС нового поколения.

Исследовательская деятельность подразумевает умение обучающихся самостоятельно изучать литературу, их ознакомление с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, и направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.

Помимо познавательного развивающего значения, самостоятельная

исследовательская деятельность обучающихся школьников имеет и ещѐ одно немаловажное значение - социально-психологическая адаптация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни.

Основные направления организации исследовательской деятельности обучающихся школьников:

1. включение в исследовательскую деятельность способных учащихся в

соответствии с их интересами,

2. обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования,

3. формирование исследовательской мотивации обучающихся школьников к

участию в исследовательской работе.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- формирование гармоничной, высоконравственной личности;

-формирование биологической грамотности;

- формирование научно-исследовательских навыков;

- осуществление целостного восприятия окружающего мира через выбранный объект познания;

- получить новый общественно-полезный продукт с

использованием исследовательской деятельности;

Личностные результаты учащихся:

- реализация личного творческого потенциала в исследовательской

деятельности;

- развитие интереса и вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

- на основании результатов работы над исследовательской темой определение своего личного статуса.

Новизна опыта

Исследовательский метод обучения предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путѐм постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности учащихся, повышение их уровня знаний и эрудиции - потребность времени.

Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ на этот вопрос прост - чем раньше, тем лучше.

Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую

деятельность, чтобы еѐ результаты были практически значимы?

Готовых рецептов и специальной программы организации исследовательской деятельности нет, да и быть не может. Однако есть педагогический опыт, переосмысление которого помогает в работе.

Вовлечение обучающихся школьников исследовательскую деятельность предполагает признание ученика активным участником процесса обучения, соратником и коллегой учителя по учебному процессу, чтобы ребенок активно развивался и осознанно потреблял знания.

Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п.Сита

Рис.4


Технология опыта

«Информация становится знанием

тогда, когда она вступает в контакт

с прежним опытом ребѐнка, с прежним

багажом знаний, находит, за что зацепиться».

Гафитулин М.

Цель: вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, объектами

которой является природа и история родного края.

В сельской школе учебные исследования организуются вне уроков и обычной учебной работы как внеклассная и внеурочная деятельность. Почему? Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы. Но первоисточником, а нередко и единственным источником их получения в биологии служат непосредственные наблюдения в природе. В зависимости от темы исследования они проводятся в любое время года. Но именно летом сельским школьникам предоставляется уникальная возможность:


 изучить биологические объекты и взаимосвязи между ними наиболее

полно не по страницам учебников, справочников, определителей и т.д., а через непосредственные визуальные наблюдения в природе, пройтись по лабораториям старейшего в мире «института» природы.



Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п.Сита

Рис.5

Формы и методы

На первоначальном этапе обучения школьники выполняют задания, которые включают вопрос или задачу и указания, как их выполнять. Либо учитель показывает обучающемуся школьнику образец деятельности (например, определение вида с помощью определительной карточки). Школьники выполняют его и осваивают алгоритм действий. Далее школьникам предлагаются задания, которые способствуют самостоятельному «открытию» нового знания. Это заранее подготовленные инструкции, которые включают алгоритмы деятельности, например: «Составление морфофункционального анализа ».

В дальнейшем на уроках, на занятиях в кружке «Юный экскурсовод-краевед» исследовательские задания выполняются обучающимися школьниками под постоянным контролем со стороны учителя, с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя.

Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, часто известны учителю заранее.

Тиражирование и результативность опыта исследовательской деятельности

1.В рамках проведения районных научно практических конференций активисты школьного музея стали победителями конкурсов исследовательских работ «Район имени Лазо как объект туристической деятельности» 2012 год, «Мифы каменного века в петроглифах Амура» 2013 год, «Бегущие столетия не сотрут их славных дел» 2015 год.

2.Члены объединения участвуют во многих районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах краеведческой направленности и показывают стабильные результаты. Это дипломанты и победители таких конкурсов как «Возвращенные имена», «Летопись родных лет», «Герой сегодня - кто он?». Участие в мероприятиях историко-краеведческой направленности повысило интерес к малой родине, дети стали принимать более активное участие в исследовательской деятельности.

3.В рамках исследовательской деятельности с целью побуждения интереса к природе родного края мной было предложено учащимся создать фотогазеты «Мой край родной». Эта идея вызвала интерес и в итоге лучшие фотоработы были представлены на фотовыставке «Тропинками родного края» в районном краеведческом музее муниципального района имени Лазо. Впоследствии эти работы украсили фойе нашей школы. Ребята с гордостью и интересом рассматривают изображения диких и домашних животных, природы, ведь эти фотографии сделаны ими самостоятельно!


4.С целью представления и тиражирования нашего опыта работы в области исследовательской деятельности в печатных изданиях вышел ряд статей, написанных лично мной и ученицей Куршевой Светланой. А именно:

1).В школьной газете «Школьный бутерброд» №1 октябрь 2014 «В гости к тигру»,

2).В районной газете «Наше время» статьи:

А).«Ода Иван-чаю» от 25.07.2014,

Б).«В гостях у Баталова А.С.» от 21.11.2014,

В).«Австралийский гость в нашей школе» от 28.03.2014,

Г).»День Тигра» - в защиту тигра от 27.09.2013,

3).В краевом журнале «Приамурье моё» №1 2014, статья «Тигриными тропами Александра Баталова».

4).На сайте всероссийского журнала «Юный натуралист» клуб почемучек, страничка «Наши друзья» статья «Охранять природу - значит охранять Родину» от 23.04.2014.

Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п.Сита

Рис.6

Формы подведения итогов исследования - в основном, научно-практические конференции, конкурсы, форумы. Результаты такой деятельности - это победители на различных конкурсах и конференциях.

Индивидуальная форма работы с одаренными детьми через

исследовательские работы

Исследовательские работы

Учителю нужно чѐтко представлять, что научно-исследовательская и

учебно-исследовательская деятельность - разные понятия.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно -исследовательской деятельности не овладеть новыми, неизвестными фактами, а научиться алгоритму ведения исследования, навыкам, которые затем могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Во время экскурсий школьники выполняют под руководством учителя различные исследования по многим направлениям (зоология, ботаника и др.).

Обычно по каждому разделу работают 2 - 3 учащихся. Выполнение исследовательской работы объединяется в общий отчѐт, где они представлены в виде отдельных разделов.

Если этот отчѐт имеет общую цель и поставленные задачи для всего исследования, а также проработанные методические вопросы, общие выводы или заключение, то такую работу называют комплексным исследованием.

Если же каждый раздел имеет собственную цель и задачи, методику, выводы или заключение, то следует говорить не о комплексной работе, а об отчѐте группы.

В этом случае помогаю ребятам оформить исследования в виде индивидуальных или групповых исследовательских работ.

В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из еѐ участников. Безусловно, основная доля ответственности лежит на учителе, исполняющем в данном случае роль руководителя исследовательской работы.

Таким образом, включение организации исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс формирует умения, которые содействуют повышению успеваемости, способствуют формированию навыков исследовательского труда и оказывают благотворное влияние на развитие личности ребѐнка.

Исследовательские работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследований. Учитель выступает при этом как руководитель, консультант и при необходимости помогает учащимся на разных этапах их выполнения.

Одна из важных составляющих исследования - поэтапное планирование деятельности, которое должно соответствовать этапам эксперимента.

В своей работе выделяю следующие этапы:

Диагностический. Анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме. Литературный обзор по теме исследования обычно предусматривается в исследовательских работах как отдельная глава.

Прогностический. Определение целей и задач, прогнозирование результатов.

Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, доступной для исследователя.

Организационный. Составление программы эксперимента, подготовка материальной базы, методическое обеспечение.

Практический. Проведение исследования, отслеживание результатов. Всякое исследование документируется дневником наблюдений, гербариями, коллекциями, фотографиями, видеоизображениями.

Обобщающий. Обработка данных, соотнесение результатов, оформление и описание результатов. Результаты каждого наблюдения, опыта, эксперимента должны быть воспроизводимы, то есть при их повторении должны получаться сходные результаты. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований.

Внедренческий. Распространение результатов исследования.

Разносторонний фактический материал, собранный в период проведения экспедиции или исследования становится основой для написания исследовательской работы.

Все исследовательские работы обучающихся школьников выполняются по следующей схеме:

 актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

 определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

 выбор темы исследования (как можно строже обозначить границы

исследования);

 выработка гипотезы;

 выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);

 определение последовательности проведения исследования;

 сбор и обработка информации (зафиксировать полученные результаты);

 анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические приѐмы и правила);

 подготовка отчѐта (подготовить сообщение по результатам исследования);

 написание исследовательской работы

 защита исследовательской работы (защитить результаты публично, ответить на вопросы). Это необходимый этап проведения исследования.

Во время защиты должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы школьника. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 7- 10 мин. Поэтому при подготовке к защите из текста работы отбирается самое главное.

Огромное значение имеет умение учителя предвидеть вопросы, которые могут быть заданы во время защиты. Их заранее нужно обсудить с учащимися.

Общая структура выступления во время защиты должна быть следующей.

1. Формулировка темы исследования и ее актуальность.

2. Цель работы.

3. Задачи исследования.

4. Гипотеза (формулируется в том случае, если работа носит

экспериментальный характер).

5. Методика проведения исследования.

6. Результаты исследования.

7. Выводы исследования.

8. Рекомендации.

Защита - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты ребѐнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Представление опыта исследовательской работы учителя биологии п.Сита

Рис.7

© 2010-2022