Урок Роль зеленых растений на планете и в жизни человека

Интегрированный урок по природоведению и математике  в 5 классе на тему:  «Роль зеленых насаждений на планете и в жизни человека»  Жаркова Любовь Викторовна, учитель биологии Метапредметные цели урока: - развивать у учащихся биологические и математические компетенции для объяснения процессов и явлений охраны растений на Земле; - научить  учащихся применять математические знания на практике и действовать в нестандартных ситуациях; - научить учащихся видеть и  понимать экологические проблемы  Вол... 1. Организационный момент. Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы с вами: - расширим знания о роли зеленых  растений в природе и жизни человека; -повторим все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы; - научимся видеть и  понимать экологические проблемы  Волгоградской области и находить пути их  решения.     Слайд 1: «Тема урока» Слайд 2: «Цели урока»   2. Актуализация знаний. Учитель биологии:  Над желтой нивой – купол голубой Плывет, как лебедь, парус у причала. К огромной нашей Родине любовь Берет от малой Родины начало.     Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы и степи таят в себе огромные природные богатства.  Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, "Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слов...          Фильм                                     3.Решение экологических задач. Учитель математики: Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче Задача 1. Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2005, и сколько, чтобы издать тираж учебника? Этапы работы над задачей: 1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке) 2. Умножить площадь одной страницы на количество страниц в уче...         Слайд 3  Решение. Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна 14*21=294 см2 В учебнике 284страницы или 142 листа, значит площадь всех страниц учебника 294*142 = 41748 см2 = 4 м2 1748 см2 . На 1000 м2нужно вырубить ¼ га = 2500 м2деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2 На весь тираж в 120 000 экземпляров требуется 104370*120000 = 12524400000 см2 = 1252440 м2 леса = 125 га Учитель биологии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? Вывод: Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового. Учитель биологии: Тополя поглощают углекислого газа больше чем ель, в 5 раз больше чем лиственница, в 3,5 раза больше дуба и в 2,5 раза больше чем липа.  Своими листьями тополя задерживают пыли в 15-25 раз больше чем белая акация и вяз перисто-ветвистый.  Один гектар тополей за год продуцирует 200-300 тонн кислорода.  Учитель биологии: Растения стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как л... Слайд 4                                                                     Слайд 5 Решение. Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар = 5000 м2. В нашей школе обучается 450 человек, значит, на одного ученика приходится 5000 : 450 примерно 11,1 м2 насаждений Слайды (6  -13) Презентация Бердниковой Маши Слайд 14 Решение: 1.350*30=10500г (потребляет 30 человек) 2.43 ¾*24=1050г (выделяет 1 дерево в сутки) 3.10500:1050=10(деревьев) Ответ:10 деревьев Сла...   Учитель биологии: Трудно переоценить роль леса в очистке воздуха от пыли и вредных газов, а воду – от загрязнения. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе. Способность их в этом просто удивительная: на деревьях оседает пыли больше, чем на оконном стекле в 30 – 60 раз и в 10 раз больше, чем на лужайках. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 т пыли (сосна - до 36 т, ель – 30 т, бук – 65 т), а лиственные до 100 тонн. Учитель математики: Мы пр...   Слайды (20-24) – Голов Андрей         Слайд 21                     Слайд 26. Решение: 1.40000:5000=8(кг пыли над 1га  леса) 2.8*12=96(кг над безлесным пространством) Ответ: 96кг     Слайд 27                   Слайд 28   1.2000000*0.02=40000га 2.2000000-40000=1960000га 3.1960000*0.02=39200га 4.40000+39200=79200га Ответ: 79200га)   Слайд 29       Слайд 30 – Пенкина Катя     Слайд 31.   Решение: 1.29º-2.2º=26.8º(в сквере) 2.26.8-1.5=25.3º(в лесу) Ответ: 25.3º                               Сла... 15. ВЫВОД: Итак, наш урок-исследование завершается. Интересно ли вам было на уроке? - Что вы сегодня вспомнили? - Какие новые знания прибавились? - Что захотелось узнать еще нового по этой теме? Оценка и самооценка деятельности обучающихся на уроке.  Домашнее задание: Биология: 1. Провести наблюдение  «Как люди заботятся о зеленых насаждениях в своем дворе» и оформить его в виде фоторепортажа. 2. Составить кроссворд «Растительный мир России» Математика: составить задачу экологического содержани...          
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок

по природоведению и математике в 5 классе

на тему: «Роль зеленых насаждений на планете и в жизни человека»


Жаркова Любовь Викторовна, учитель биологии

Метапредметные цели урока:

- развивать у учащихся биологические и математические компетенции для объяснения процессов и явлений охраны растений на Земле;

- научить учащихся применять математические знания на практике и действовать в нестандартных ситуациях;

- научить учащихся видеть и понимать экологические проблемы Волгоградской области и находить пути их решения.

Задачи урока:

1.Образовательная:

- повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;

- расширить знания учащихся о роли зеленых растений в природе и жизни человека.

2. Развивающая:

- применять математические знания при решении практических задач;

- применить биологические знания при решении задач экологического содержания;

-продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;

- развивать познавательный интерес к различным методам изучения окружающей среды.

3. Воспитательная:

- воспитывать у учащихся новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине;

- воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, чувство патриотизма, эстетические чувства.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы с вами:

- расширим знания о роли зеленых растений в природе и жизни человека;

-повторим все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;

- научимся видеть и понимать экологические проблемы Волгоградской области и находить пути их решения.

Слайд 1: «Тема урока»

Слайд 2: «Цели урока»

2. Актуализация знаний.

Учитель биологии:

Над желтой нивой - купол голубой

Плывет, как лебедь, парус у причала.

К огромной нашей Родине любовь

Берет от малой Родины начало.

Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы и степи таят в себе огромные природные богатства. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, "Леса учат человека понимать прекрасное" - эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы

Учитель математики: Но лес - это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны.

Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.

Фильм





3.Решение экологических задач.

Учитель математики: Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче

Задача 1.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика" авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина", 2005, и сколько, чтобы издать тираж учебника?

Этапы работы над задачей:

1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)

2. Умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц, разделить на два)

3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

3. Выразить результат в квадратных метрах.

4. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?


Слайд 3

Решение.

Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см,

т.е. площадь равна

14*21=294 см2

В учебнике 284страницы или 142 листа,

значит площадь всех страниц учебника

294*142 = 41748 см2 = 4 м2 1748 см2 .

На 1000 м2 нужно вырубить ¼ га = 2500 м2 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше.

Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2

На весь тираж в 120 000 экземпляров требуется

104370*120000 = 12524400000 см2 = 1252440 м2 леса = 125 га

Учитель биологии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу?


Вывод: Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового.

Учитель биологии: Тополя поглощают углекислого газа больше чем ель, в 5 раз больше чем лиственница, в 3,5 раза больше дуба и в 2,5 раза больше чем липа.

Своими листьями тополя задерживают пыли в 15-25 раз больше чем белая акация и вяз перисто-ветвистый.

Один гектар тополей за год продуцирует 200-300 тонн кислорода.

Учитель биологии: Растения стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают" как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Учитель математики:

Группа учеников класса в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы:

1. Какова площадь школьного участка?

2. Какую площадь занимают деревья?

3. Сколько детей обучается в школе?

Продолжим их исследование.

Задача 2

Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?



Учитель биологии: Лес - дитя Земли. Нельзя забывать, что лес это не только универсальное сырьё, но и важнейший компонент природы. Наш век - век техники. За последние 100 лет углекислоты в атмосфере добавилось 360 млрд. тонн и концентрация её выросла на 13%. Процесс этот продолжается. Автомашина за тысячи километров пробега съедает кислорода равную годовой норме человека. Воздушный лайнер, перелетев океан, выбрасывает в атмосферу 100 тонн углекислоты.

Леса регенерируют, очищают воздух планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. За один тёплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220 - 280 кг углекислого газа и выделяет 180 - 200кг кислорода

Учитель математики:

Задача3. Мы предлагаем посчитать, сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350г кислорода, а одно дерево за 1час вырабатывает 43 ¾ г кислорода.

Вывод -

Слайд 4









Слайд 5

Решение.

Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар = 5000 м2. В нашей школе обучается 450 человек, значит, на одного ученика приходится 5000 : 450 примерно 11,1 м2 насаждений





Слайды (6 -13) Презентация Бердниковой Маши


Слайд 14

Решение: 1.350*30=10500г (потребляет 30 человек)

2.43 ¾*24=1050г (выделяет 1 дерево в сутки)

3.10500:1050=10(деревьев)

Ответ:10 деревьев

Слайды ( 15-19) Серебренникова Алина

Учитель биологии: Трудно переоценить роль леса в очистке воздуха от пыли и вредных газов, а воду - от загрязнения.

Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе. Способность их в этом просто удивительная: на деревьях оседает пыли больше, чем на оконном стекле в 30 - 60 раз и в 10 раз больше, чем на лужайках. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 т пыли (сосна - до 36 т, ель - 30 т, бук - 65 т), а лиственные до 100 тонн.

Учитель математики: Мы предлагаем вам задачу4, подтверждающую эту уникальную способность зелёных насаждений. На 50км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1га безлесного пространства.

Учитель биологии. Ребята, трудно представить, что произойдёт с нашей планетой, если этот уникальный природный дар будет утрачен. А ведь произойти это может, и поводов для опасений более чем достаточно. В Англии уничтожено 95% лесов, тропические леса Африки уменьшились на 70%, Южной Америки - 60%, в Китае лишь 8% территории покрыто лесом.

Учитель математики. Я хочу предложить вам решить задачу5.

Общая площадь лесов Волгоградской области 699 тыс. га. Ежегодно на планете леса уменьшаются на 2%. На сколько уменьшится площадь лесов Волгоградской области за 2 года?

Учитель биология: Кроны деревьев существенно влияют на температуру воздуха. Разница температуры в лесу и на открытом воздухе достигает 11-17 градусов. Леса умеряют как сильные морозы, ветер, так и летнюю жару.

Учитель математики: Примером этого послужит следующая задача 6: в жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,2ºС ниже, чем на городской площади и на 1,5ºС выше чем в лесу. Какая температура воздуха в лесу, если на городской площади она 29ºС?

Учитель биологии. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря. Санатории, дома отдыха строят в самых красивых уголках. Случайность ли это?

Нет, не случайность. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Хвойные выделяют в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки, поэтому воздух в лесу не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах. Вдыхать аромат сосны полезно при насморке и кашле. Сосна оздоравливает воздух и летом и зимой (лиственные деревья только летом).
Сосновый лес, занимающий площадь 1 га, продуцирует в сутки 5 кг фитонцидов (лиственный лес - 2 кг, а можжевеловый - 30 кг)

Учитель математики: Несколько граммов фитонцидов обеззараживают сотни кубометров атмосферы. Предлагаем решить задачу7.

В 1 м³ воздуха лесного массива содержится около 420 микробов. Сколько микробов содержится в классе размером 7*6.5*3, если в городском воздухе их в 11 раз больше, чем в лесу?

Учитель математики. Один из способов охраны леса я могу вам предложить прямо сейчас. Задача 8.

1тонна макулатуры сохраняет 5м³ леса. В школе 800 учеников. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберёт10кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника ½ кг.

Учитель биологии.

Озеленность Волгограда значительно меньше той величины, которая принимается за оптимальную. На одного жителя города площадь зеленых насаждений в среднем составляет около 10 кв. м при норме 25 кв. м. Уже сегодня город потребляет кислорода больше, чем его производят городские насаждения. Пока проблему решает циркуляция воздушных масс - воздух, насыщенный кислородом, поступает в город извне, но, тем не менее, уже сейчас при определенных погодных условиях горожане с ослабленным здоровьем ощущают недостаток кислорода.

Город Волгоград - большой город, он протянулся больше чем на 80 км вдоль реки Волга, в городе 8 районов.

В Волгограде много промышленных предприятий, особенно в нашем Красноармейском районе. Волгоград относится к 150 городам России с наиболее неблагополучной экологической обстановкой.

В атмосферу города от производств поступает около 100 тысяч тонн вредных выбросов 200 наименований. 59 % из них составляют выбросы в Красноармейском районе.

270 тысяч тонн в год - выбросы от автотранспорта в атмосферу города.

Мы все любим отдыхать на «природе». Присутствие даже одного человека не проходит для леса бесследно. Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений.

Костёр на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен.

Шум отпугивает различных птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство.

Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения деревьев способствуют заражению их насекомыми- вредителями.

Но в настоящее время растения безжалостно уничтожаются человеком. Например, за последние 10 тыс. лет на Земле уничтожено 2/3 лесов.

Да что далеко ходить, посмотрите как интенсивно вырубаются и обрезаются деревья в нашем городе (демонстрация фотографий). Да и многие из вас, я думаю, ломали деревья, срывали редкие растения. А может наше отношение к растениям оправданно и мы можем прожить и без них?

Выводы по результатам исследования

Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей.

Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного - бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги.

Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков - важнейшая задача человечества.

Любить лес, охранять его - это долг каждого российского человека.

Следует ещё раз напомнить: лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда

Поэтому, необходимо беречь те деревья,

которые уже растут, но и сажать новые, и чем больше, тем лучше.

Хочется сказать: «Люди, думайте о будущем! Берегите то, что имеем».

4. Итог урока:

Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным

Слайды (20-24) - Голов Андрей


Слайд 21



Слайд 26.

Решение: 1.40000:5000=8(кг пыли над 1га леса)

2.8*12=96(кг над безлесным пространством)

Ответ: 96кг


Слайд 27



Слайд 28

1.2000000*0.02=40000га

2.2000000-40000=1960000га

3.1960000*0.02=39200га

4.40000+39200=79200га

Ответ: 79200га)

Слайд 29

Слайд 30 - Пенкина Катя

Слайд 31.

Решение: 1.29º-2.2º=26.8º(в сквере)

2.26.8-1.5=25.3º(в лесу)

Ответ: 25.3º




Слайд 32



Слайд 33

Решение: 1.420*11=4620(микробов в городском воздухе)

2.7*6.5*3=136.5м³(объём класса)

3.4620*136.5=630630(микробов)

Ответ: 630630 микробов в классе

Слайд 34

Решение: 1.10*800=8000(кг макулатуры или т)

2.5*8=40(м³ леса)

3.60% от 8000кг

0.6*8000=4800(кг бумаги)

4.4800 : ½=9600(учебников

Ответ: сохраним 40м³, 9600 учебников

Исследование Барабанова Влада и Елисеевой Вики

Слайд 35




Слайд 36



Слайд 37






Слайд 38



Слайды (39-43)-Воскобойников Никита



Слайд 44







15. ВЫВОД:

Итак, наш урок-исследование завершается. Интересно ли вам было на уроке?

- Что вы сегодня вспомнили?

- Какие новые знания прибавились?

- Что захотелось узнать еще нового по этой теме?

Оценка и самооценка деятельности обучающихся на уроке.

Домашнее задание:

Биология: 1. Провести наблюдение «Как люди заботятся о зеленых насаждениях в своем дворе» и оформить его в виде фоторепортажа.

2. Составить кроссворд «Растительный мир России»

Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет

6. Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.


8


© 2010-2022