- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа на тему Здоровье
Рабочая программа на тему Здоровье
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бережная Е.А. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное учреждение
Архангельской области для детей и подростков с девиантным поведением «Няндомская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»»
Программа клуба
«Азбука здровья»
Возраст детей: 13 - 15 лет
Исполнитель программы
Бережная Екатерина Александровна-воспитатель высшей квалификационной категории
Няндома 2015 год
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Программа внеурочной деятельности подростков разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить подростка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Последние исследования учёных, в сфере здоровьесбережения, подчеркивают необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики подростков, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Рабочая программа включает в себя:
- пояснительную записку;
- цели и задачи программы;
- принципы построения программы
- ожидаемый результат;
- календарно - тематическое планирование;
- диагностический материал;
- список рекомендуемой учебно-методической литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье человека - это состояние его организма, при котором все составные несут определённый уровень развития организма, а также это состояние полного социального , физического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Именно образовательное учреждение призвано вооружить подростка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Здоровье каждого человека является единой составляющей здоровья всего общества , а значит и здоровья всей страны. От этого, как и от многих других факторов, зависит будущее нашего Отечества. Поэтому необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности выходит на одно из первых мест. Программа «Азбука Здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья воспитанников и способствует познавательному и эмоциональному развитию. В основе выбора данного направления работы лежит
- карта здоровья воспитанников спецшколы;
-«Карта анализа воспитанности учащихся школы»;
-социометри;
- наблюдения за воспитанниками.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования (2009 г.);
Цель программы
- способствовать воспитанию у подростков потребности к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
• Формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, основываясь на нравственных ценностях.
• Развитие познавательных, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
• Воспитание у подростков потребностей к здоровому образу жизни.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной, нравственно - моральной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования подростка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Методы и приёмы работы
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые используются в работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы:
- занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение печатного материала по теме занятия, просмотр кинофильмов, видеоматериала и др.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления:
- сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма, умении найти нужный тон в общении с учащимися, избегая назидательности, создавая на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
Ожидаемые результаты
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу года.
В результате усвоения программы учащиеся должны стремиться (уметь):
- формировать своё здоровье;
- выполнять санитарно-гигиенические требования самостоятельно; соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность.
Учащиеся должны обладать информацией (знать):
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- о влияние вредных привычек на физическое состояние и здоровье человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Календарно - тематическое планирование
N
Тема
Содержание
1
Здоровье, как общечеловеческая ценность. Вводное занятие.
Знакомство с тематикой курса на учебный год, выявление приоритетных направлений работы, наиболее интересующих подростков тем; диагностика. Коррекция программы при необходимости.
2
Духовно - нравственное здоровье человека.
Духовно - нравственное здоровье, от чего оно зависит. Общечеловеческие ценности, их сущность. Тест «Воспитанный ли ты сын».
3
Особенности характера и «сюрпризы» темперамента.
2 часа
Что такое темперамент, как он влияет на нашу жизнь; сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Характер человек. Составление психологического авто портрета.
4
Доброта и дружелюбие.
Что дают эти качества человеку, зачем необходимо воспитывать в себе доброту и дружелюбие. Как они сказываются на отношениях с окружающими. Психологические игры: «Глухой телефон», «Слепой, немой, глухой». Обсуждение рассказа «На острове».
5
Неконфликтность, уважение, толерантность.
2 часа
Слагаемые успеха: владение технологиями преодоления конфликта; на чём основывается уважение. Диагностика толерантного поведения. Упражнение «Конфликт рук». Ролевая игра «Как избежать конфликта».
6
Спутники стресса: тревога, страх, агрессия.
2 часа.
В мире слов и понятий - работа со словарём; причины и возможные последствия стресса; способы избегания тревоги и страха; принципы борьбы со стрессом. Использование музыки, цвето и ароматерапии. Советы для счастья.
7
Искусство управлять собой.
Умение управлять собой и своим поведение даёт возможность человеку добиваться поставленных целей, как этому научиться. Восемь признаков волевого человека. Тест «Активизация внутренних ресурсов».
8
Умей сделать выбор.
Ребятам предлагается обсудить и выбрать окончание рассказа « Другое желание» аргументируя свой выбор, затем придумать свой сценарий событий. После занятия объявляется неделя толерантности - победитель получает приз.
9
Опасная дружба.
Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Что стоит за детским одиночеством, как помочь подростку справиться с этим. Обсуждение рассказа «Убийство сокола».
10
Ответственность
Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Промежуточная диагностика.
11
Здоровье и образ жизни.
2 часа
Наиболее важные физические, духовные и социальные факторы, влияющие на здоровье человека. Конструируем модель базовых компонентов, на которых строится ведение ЗОЖ: рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, правила закаливания, как отказаться от вредных привычек.
12
Здоровью поможет гигиена одежды и кожи.
2 часа
Кожа - зеркало здоровья и любые изменения в организме сразу отражаются на ней. Как правильно ухаживать за своей кожей; физиологические изменения на коже, связанные с переходными периодами. Гигиенические требования к одежде. Одежда и мода.
13
Правильная осанка - основа здоровья и красоты.
Какое влияние на здоровье человека оказывает неправильная осанка; с чем связанно данное нарушение. Простейшие способы проверки осанки. Разучивание новых комплексов упражнений для коррекции осанки.
14
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия.
Всего - 18 часов.
Второй год обучения.
1
Познай самого себя. Вводное занятие.
Знакомство с тематикой курса на учебный год. Диагностика.
2
Как сохранить здоровье глаз.
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
3
Органы слуха.
Заболевания органов слуха и их профилактика. Влияние шума на здоровье человека. Музыка и здоровье.
4
Невидимые враги человека, которые мешают ему жить.
Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках. Проблемы наркомании. Как отучить себя от вредных привычек. Просмотр и обсуждение видеоматериала.
5
Как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником.
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Рациональное сочетание режима моментов жизнидеятельности.
6
Медицина и здоровье.
Игра «Что вы посоветуете мне, доктор?»
7
Лесная аптека.
Лекарственные растения нашего края. Правильное их использование. Последствия самолечения.
8
Секреты здорового питания.
Рацион здорового питания. Влияние фастфудов на организм человека. Питание и физиологические изменения растущего организма. Игра «Полезная пища».
9
Спорт и здоровье.
Историческая справка о жизни знаменитых людей; их отношении к занятию спортом. Физический труд, как один из компонентов развития организма.
10
Культура психоэмоционального здоровья.
Приёмы саморегуляции. Открытие «Школы счастья». Рефлексия (музыкальная пауза).
11
Зеркало здоровья.
Каждый человек уникален, а в чём состоят твои отличительные черты: внешние и внутренние. Упражнение «Волшебный магазин».
12
Болезнь как трагедия жизни. СПИД - зоны риска.
Основные пути заболевания. Как уберечь своё здоровье. Неукоснительные правила профилактики заболевания.
13
Безопасная улица
Обсуждение ситуаций, опасных для здоровья на основе отрывков произведений Н.Носов «Приключения Толи Клюквина»; Л.Кэррол «Приключения Алисы в стране чудес». Обсуждение легенды «Я - змея».
14
Опорно - двигательный аппарат. Мышцы.
Двигательная активность, её влияние на здоровье человека. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, какие нарушения могут быть и как с этим бороться. Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата.
15
Сохрани свою жизнь.
Правила безопасности; травмы, которые может получить человек и способы оказания первой доврачебной помощи. Практикум.
16
Здоровье и твоя будущая профессия.
Какие требования предъявляют к здоровью по разным профессиям; как добиться желаемого результата.
17
Я в этом мире.
Истоки развития духовной культуры на Руси; актуальность здоровья в полном объёме данного понятия, для успешной социализации человека. Диагностика.
18
В мире прекрасного.
Итоговое занятие.
Экскурсия на природу - закрепление изученного материала на практике; общение с природой.
Всего - 18 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу курса.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- формировать своё здоровье;
- выполнять санитарно-гигиенические требования самостоятельно; соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- соблюдать правила безопасности и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность.
Учащиеся должны знать:
- составляющее здоровья;
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- о влияние вредных привычек на физическое состояние и здоровье человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Диагностический материал:
- карта здоровья воспитанников спецшколы (см. в программе группы);
-«Карта анализа воспитанности учащихся школы»;
- социометрия;
- наблюдения за воспитанниками.
Материально-техническое сопровождение и печатные пособия
1. М.Ю. Михайлина «Сюрпризы переходного возраста» Волгоград,2012г.
2. С.А.Брагина «Диалоги о здоровье», Волгоград 2012г.
3. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2012г.
4. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2012 г.
5.Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
6.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
-
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
-
Телевизор.
-
Аудиопроигрыватель.
-
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
-
Видеофильмы по предмету.
-
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
-
Телевизор.
-
Аудиопроигрыватель.
-
Мультимедийный проектор.