Рабочая программа на тему Здоровье

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное учреждение

Архангельской области для детей и подростков с девиантным поведением «Няндомская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»»

Программа клуба

«Азбука здровья»

Возраст детей: 13 - 15 лет

Исполнитель программы

Бережная Екатерина Александровна-воспитатель высшей квалификационной категории

Няндома 2015 год

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Программа внеурочной деятельности подростков разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить подростка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Последние исследования учёных, в сфере здоровьесбережения, подчеркивают необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики подростков, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Рабочая программа включает в себя:

- пояснительную записку;

- цели и задачи программы;

- принципы построения программы

- ожидаемый результат;

- календарно - тематическое планирование;

- диагностический материал;

- список рекомендуемой учебно-методической литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье человека - это состояние его организма, при котором все составные несут определённый уровень развития организма, а также это состояние полного социального , физического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Именно образовательное учреждение призвано вооружить подростка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Здоровье каждого человека является единой составляющей здоровья всего общества , а значит и здоровья всей страны. От этого, как и от многих других факторов, зависит будущее нашего Отечества. Поэтому необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности выходит на одно из первых мест. Программа «Азбука Здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья воспитанников и способствует познавательному и эмоциональному развитию. В основе выбора данного направления работы лежит

- карта здоровья воспитанников спецшколы;

-«Карта анализа воспитанности учащихся школы»;

-социометри;

- наблюдения за воспитанниками.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования (2009 г.);

Цель программы

- способствовать воспитанию у подростков потребности к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

• Формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, основываясь на нравственных ценностях.

• Развитие познавательных, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

• Воспитание у подростков потребностей к здоровому образу жизни.

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной, нравственно - моральной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы построения программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования подростка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Методы и приёмы работы

Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые используются в работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы:

- занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение печатного материала по теме занятия, просмотр кинофильмов, видеоматериала и др.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления:

- сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма, умении найти нужный тон в общении с учащимися, избегая назидательности, создавая на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

Ожидаемые результаты


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу года.

В результате усвоения программы учащиеся должны стремиться (уметь):

- формировать своё здоровье;

- выполнять санитарно-гигиенические требования самостоятельно; соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность.

Учащиеся должны обладать информацией (знать):

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- о влияние вредных привычек на физическое состояние и здоровье человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.



Календарно - тематическое планирование

N

Тема

Содержание

1

Здоровье, как общечеловеческая ценность. Вводное занятие.

Знакомство с тематикой курса на учебный год, выявление приоритетных направлений работы, наиболее интересующих подростков тем; диагностика. Коррекция программы при необходимости.

2

Духовно - нравственное здоровье человека.

Духовно - нравственное здоровье, от чего оно зависит. Общечеловеческие ценности, их сущность. Тест «Воспитанный ли ты сын».

3

Особенности характера и «сюрпризы» темперамента.

2 часа

Что такое темперамент, как он влияет на нашу жизнь; сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Характер человек. Составление психологического авто портрета.

4

Доброта и дружелюбие.

Что дают эти качества человеку, зачем необходимо воспитывать в себе доброту и дружелюбие. Как они сказываются на отношениях с окружающими. Психологические игры: «Глухой телефон», «Слепой, немой, глухой». Обсуждение рассказа «На острове».

5

Неконфликтность, уважение, толерантность.

2 часа

Слагаемые успеха: владение технологиями преодоления конфликта; на чём основывается уважение. Диагностика толерантного поведения. Упражнение «Конфликт рук». Ролевая игра «Как избежать конфликта».

6

Спутники стресса: тревога, страх, агрессия.

2 часа.

В мире слов и понятий - работа со словарём; причины и возможные последствия стресса; способы избегания тревоги и страха; принципы борьбы со стрессом. Использование музыки, цвето и ароматерапии. Советы для счастья.

7

Искусство управлять собой.

Умение управлять собой и своим поведение даёт возможность человеку добиваться поставленных целей, как этому научиться. Восемь признаков волевого человека. Тест «Активизация внутренних ресурсов».

8

Умей сделать выбор.

Ребятам предлагается обсудить и выбрать окончание рассказа « Другое желание» аргументируя свой выбор, затем придумать свой сценарий событий. После занятия объявляется неделя толерантности - победитель получает приз.

9

Опасная дружба.

Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Что стоит за детским одиночеством, как помочь подростку справиться с этим. Обсуждение рассказа «Убийство сокола».

10

Ответственность

Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Промежуточная диагностика.

11

Здоровье и образ жизни.

2 часа

Наиболее важные физические, духовные и социальные факторы, влияющие на здоровье человека. Конструируем модель базовых компонентов, на которых строится ведение ЗОЖ: рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, правила закаливания, как отказаться от вредных привычек.

12

Здоровью поможет гигиена одежды и кожи.

2 часа

Кожа - зеркало здоровья и любые изменения в организме сразу отражаются на ней. Как правильно ухаживать за своей кожей; физиологические изменения на коже, связанные с переходными периодами. Гигиенические требования к одежде. Одежда и мода.

13

Правильная осанка - основа здоровья и красоты.

Какое влияние на здоровье человека оказывает неправильная осанка; с чем связанно данное нарушение. Простейшие способы проверки осанки. Разучивание новых комплексов упражнений для коррекции осанки.

14

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия.

Всего - 18 часов.

Второй год обучения.

1

Познай самого себя. Вводное занятие.

Знакомство с тематикой курса на учебный год. Диагностика.

2

Как сохранить здоровье глаз.

Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.

3

Органы слуха.

Заболевания органов слуха и их профилактика. Влияние шума на здоровье человека. Музыка и здоровье.

4

Невидимые враги человека, которые мешают ему жить.

Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках. Проблемы наркомании. Как отучить себя от вредных привычек. Просмотр и обсуждение видеоматериала.

5

Как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником.

От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Рациональное сочетание режима моментов жизнидеятельности.

6

Медицина и здоровье.

Игра «Что вы посоветуете мне, доктор?»

7

Лесная аптека.

Лекарственные растения нашего края. Правильное их использование. Последствия самолечения.

8

Секреты здорового питания.

Рацион здорового питания. Влияние фастфудов на организм человека. Питание и физиологические изменения растущего организма. Игра «Полезная пища».

9

Спорт и здоровье.

Историческая справка о жизни знаменитых людей; их отношении к занятию спортом. Физический труд, как один из компонентов развития организма.

10

Культура психоэмоционального здоровья.

Приёмы саморегуляции. Открытие «Школы счастья». Рефлексия (музыкальная пауза).

11

Зеркало здоровья.

Каждый человек уникален, а в чём состоят твои отличительные черты: внешние и внутренние. Упражнение «Волшебный магазин».

12

Болезнь как трагедия жизни. СПИД - зоны риска.

Основные пути заболевания. Как уберечь своё здоровье. Неукоснительные правила профилактики заболевания.

13

Безопасная улица

Обсуждение ситуаций, опасных для здоровья на основе отрывков произведений Н.Носов «Приключения Толи Клюквина»; Л.Кэррол «Приключения Алисы в стране чудес». Обсуждение легенды «Я - змея».

14

Опорно - двигательный аппарат. Мышцы.

Двигательная активность, её влияние на здоровье человека. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, какие нарушения могут быть и как с этим бороться. Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата.

15

Сохрани свою жизнь.

Правила безопасности; травмы, которые может получить человек и способы оказания первой доврачебной помощи. Практикум.

16

Здоровье и твоя будущая профессия.

Какие требования предъявляют к здоровью по разным профессиям; как добиться желаемого результата.

17

Я в этом мире.

Истоки развития духовной культуры на Руси; актуальность здоровья в полном объёме данного понятия, для успешной социализации человека. Диагностика.

18

В мире прекрасного.

Итоговое занятие.

Экскурсия на природу - закрепление изученного материала на практике; общение с природой.

Всего - 18 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу курса.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- формировать своё здоровье;

- выполнять санитарно-гигиенические требования самостоятельно; соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- соблюдать правила безопасности и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность.

Учащиеся должны знать:

- составляющее здоровья;

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- о влияние вредных привычек на физическое состояние и здоровье человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Диагностический материал:

- карта здоровья воспитанников спецшколы (см. в программе группы);

-«Карта анализа воспитанности учащихся школы»;

- социометрия;

- наблюдения за воспитанниками.

Материально-техническое сопровождение и печатные пособия

1. М.Ю. Михайлина «Сюрпризы переходного возраста» Волгоград,2012г.

2. С.А.Брагина «Диалоги о здоровье», Волгоград 2012г.

3. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2012г.

4. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2012 г.

5.Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.

6.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.


Технические средства обучения

  • Телевизор.

  • Аудиопроигрыватель.

  • Мультимедийный проектор.


Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы по предмету.

  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

  • Телевизор.

  • Аудиопроигрыватель.

  • Мультимедийный проектор.




© 2010-2022