Мастер-класс на тему Ситуация выбора на уроке

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс.

Тема: «Я знаю, кто я, и кем могу быть, если сделаю выбор».

М. Сервантес



Оборудование: цветок в горшке, банка с водой, пластилин, распечатки для памятки, компьютер, проектор, шаблоны ВДК.

Ход мастер-класса.

(Слайд 1)

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри!

Дементьева Мариям Сабырхановна, учитель русского языка и литературы школы п. Новый Урал!

Посмотрите, пожалуйста, что вы видите у меня в руках? (цветок)

Да, действительно, вы правы! Это цветок! А скажите, пожалуйста, какие определения возникают у вас в сознании, когда вы смотрите на это цветок? Какой он? (Красивый, свежий, красный, живой, приятно пахнущий, чудесный и т.д.)

Я, совершенно, согласна с вами, к этому цветку можно подобрать много приятных определений! А если я сделаю вот так… ( вырвать цветок из горшка), как вы думаете, какое качество только что потерял этот цветок? (он перестал жить!)

Это правда! Ведь до этой минуты он жил в привычной земле, в привычном горшке, на родном окошке! Он ЖИЛ своей привычной ЖИЗНЬЮ! А теперь что с ним случилось? (Его вырвали из земли, и он умирает.)

Скажите, а этот цветок можно назвать уже мёртвым? Или мы можем его каким-либо образом реанимировать? (Можно поставить его в воду, а затем снова посадить в землю.)

Вопрос в том, приживётся ли этот цветок в другой земле и в новом горшке?

Скажите, господа, а у этого цветка был выбор жить или умереть? (Нет)

И это правда, этот выбор был у меня!!

Мы часто называем детей - цветами жизни, пользуясь крылатым выражением - Дети - цветы жизни!

Вы знаете, а дети, действительно, чем-то похожи на цветы, ну, например, хотя бы даже тем, что они также зачастую не имеют права выбора в процессе обучения, порой мы сами, учителя, не даём им этого выбора.

И весь смысл нашего рассуждения сходится к тому, что ребёнок просто привыкает к тому, что у него нет выбора! И в тот момент, когда ему придётся делать выбор, он не сумеет его сделать, потому что в его жизни либо отсутствовал этот выбор, либо кто-то другой делал за него этот выбор…

Именно об этом мой мастер-класс!

(Слайд 2)

Тему я определила словами всемирно известного испанского писателя Мигеля де Сервантеса - "Я знаю, кто я, и кем могу быть, если сделаю выбор".

Уважаемые господа, я хочу, чтобы вы поняли, что чувствует ребёнок, когда он не имеет возможности выбирать. И для этого я начну свой мастер-класс с эксперимента.

Обращусь сразу к фокус - группе.

Скажите, коллеги, давно ли вы лепили что-нибудь из пластилина?(…)

Замечательно, сегодня у вас есть уникальная возможность снова сделать это! Я попрошу вас взять в руки по кусочку и хорошенько помять его для пластичности, а пока мнёте, слушайте задание! Вам сейчас необходимо будет в течение 3-5 секунд слепить предмет: это должна быть либо пища, либо одежда! Задание понятно? Поехали!

(Обращение к жюри и зрителям)

Коллеги, а как вы думаете, что будут лепить члены нашей творческой команды, назовём их так? (Яблоко, огурец, банан, шляпку, шапку и т.д.)

Замечательно, спасибо!

Итак, друзья, вы готовы? Кто из вас готов презентовать продукт своего творчества? (…….)

Прекрасно! У вас у всех был выбор, какой слепить предмет: пищу или одежду и вы замечательно справились с этим! Ну, вот вы знаете, у нас получилось неравное количество, … больше, и вот этот … мне вообще не вообще не очень-то нравится! А я сейчас возьму и несколькими лёгкими движениями своих пальчиков превращу этот … в прелестную сумочку! Вот, как замечательно, теперь у нас всего поровну и все довольны! Правда?

Скажите, …, а что вы почувствовали, какие эмоции были у вас внутри, когда я так зверски сломала ваш …? ( Мне стало обидно, мне не понравилось это, возмутился и т.д.)

И это, действительно, справедливо, что … остался недоволен! А ведь мы, коллеги, также в процессе урока часто ставим свои приоритеты выше детских, считая свой выбор единственно правильным и корректным или вообще, не давая возможности выбора обучающимся.

Именно такие же чувства испытывают наши дети, когда мы забираем у них возможность проявлять свой выбор.

Скажите, … , а если бы я предложила вам самому исправить своё творение, вам было бы от этого легче? (….)

Спасибо, большое, коллеги, за помощь! Думаю, своим экспериментом мы с коллегами сумели убедить всех присутствующих в том, что создавая ситуацию выбора необходимо либо принимать выбор обучающегося, либо давать ему возможность самому исправлять недочёты в его собственном выборе.

О ситуации выбора на уроке мы сегодня и поговорим!

А что же такое выбор?

(Слайд 3)

«Выбор» - это в первую очередь необходимое условие полноценного развития личности.

Если говорить конкретно о понятии, то это предпочтение одного из вариантов, возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

Здесь мне снова хотелось бы обратиться к фокус-группе и попросить их создать продукт, который, возможно, кого-то из коллег заинтересует в конце моего мастер-класса. Вы будете создавать памятку для обучающихся в ситуации выбора. Материал предоставлен, вам необходимо его структурировать.

Если говорить о ситуации выбора на уроке, то это спроектированный учителем этап урока, когда дети поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач, способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Мы не можем говорить о современном образовании без дифференцированного подхода, и как раз таки создание ситуации выбора на уроках позволяет нам наиболее точно определиться с подходом практически к каждому обучающемуся. Ведь именно в ситуации выбора явно прослеживается, насколько ребёнок развит по тому, какие типы заданий он будет выбирать, какими способами он воспользуется при решении той или иной учебной ситуации. Ведь зачастую слабый ребёнок не станет выбирать индивидуального задания, а скорее будет стремиться приобщиться к группе одноклассников, а также по способам решения того или иного задания можно легко определить, например, одарённого ребёнка.

Таким образом, создание ситуации выбора на уроках, позволяет нам в первую очередь в разрешении задачи с дифференцированным подходом к обучающимся. А также предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Я хочу показать вам примерную организацию ситуации выбора на уроке русского языка. Конкретно к уроку мы обращаться не станем, я говорю только об организации.

(Слайд 4)

Итак, тема урока задаётся учителем, цели урока определяются также учителем, но в соответствии с ФГОС, формулируются вместе с детьми, вариативно-дидактический материал также составлен учителем в соответствии с темой и целями урока.

(Слайд 5)

Существует несколько основных принципов построения вариативно-дидактических карточек:

  1. Материал различается по сложности (легкое - сложное),

  2. Материал различается по форме работы (групповое - индивидуальное),

  3. Материал различается по степени проявления творческой активности (упражнение - проблема).

  4. Для каждого критерия придумываются обозначения (легкое - четырехконечная звезда, сложное - пятиконечная, упражнение - солнышко, проблема - месяц и т.д.) (Приложение 1)

!!! (Слайд 6)

!!! (Слайд 5)

  1. Материал, используемый в ВДК (вариативно-дидактические карточки) должен занимать на выполнение приблизительно одинаковое время.

  2. Материал карточки вносится в шаблон ВДК ( В распечатанном виде)

А дальше - свобода выбора ребенка. В тот момент, когда ученик у доски будет выбирать для себя задание, вы узнаете о нем больше, чем, возможно, за все время общения с ним: вы узнаете его доминирующий мотив, его потребности, особенности восприятия материала, особенности поведения и, что немаловажно, сможете развивать его позитивную Я-концепцию.

Ну, и в конце мне хотелось бы обратиться вновь к фокус-группе, они зачитают нам Памятку для обучающихся - как нужно действовать ребёнку в ситуации выбора.

(Слайд 7)

Ситуация выбора организуется на уроке закрепления пройденного материала, когда ребята могут прорабатывать определённые аспекты.

© 2010-2022