• Преподавателю
  • Другое
  • Семинарское занятие по теме: Потребности пациента в нормальном дыхании, адекватном питании и питье

Семинарское занятие по теме: Потребности пациента в нормальном дыхании, адекватном питании и питье

     Методическая разработа семинарского занятия "Потребности пациента в нормальном дыхании, адекватном питании и питье"предназначена для проведения занятий по ПМ 04, 07. С целью научить студентов выявлять нарушение удовлетворения потребностей у пациента. Сформировать навыки составления сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей.    На занятии используется:   - работа по карточкам - установить соответствие между жалобами пациента и потребностями;  - решение ситуационных задач: ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинарское занятие по теме: Потребности пациента в нормальном дыхании, адекватном питании и питьеДепартамент здравоохранения Брянской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новозыбковский медицинский колледж»


План семинарского занятия № 2


Профессиональный модуль Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными ПМ.04

Курс, группа, отделение II, Лечебное дело, Сестринское дело

Количество часов 2

Место проведения аудитория

Тема: Потребности пациента в нормальном дыхании,

В адекватном питании и питье

Цели занятия:

Образовательная :

  • Закрепить теорию классификации потребностей по А.Маслоу;

  • Научить студентов выявлять нарушение удовлетворения потребностей у пациента;

  • Сформировать навыки составления сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей.

Воспитательная: формировать интерес к предмету и к выбранной профессии.

Развивающая: развивать умение анализировать и делать выводы; умение работать с литературой

Актуальность и мотивация темы: цель сестринского дела - осуществление сестринского процесса, а сестринский процесс базируется на обеспечении потребностей пациента. Студентам необходимо научиться выявлять нарушение удовлетворения потребностей пациента и составлять план сестринских вмешательств.

Интеграционные связи (внутренние и междисциплинарные)

Обеспечивающие: ПМ.04; анатомия, латинский язык, русский язык, психология.

Обеспечиваемые: ПМ.04; ПМ.02

Оснащение (материально-технические, дидактические средства):

А. Наглядные пособия

Б. Раздаточный материал методические рекомендации для студентов; учебник Мухиной С.А, Тарновской И.И Теоретические основы сестринского дела ч1

Г. Учебные места (для практ. занят., лаб. раб.) аудитория

Требования к результатам освоения:

Студент должен знать:

  • Первичная оценка потребности в нормальном дыхании, потребности в адекватном питании и питье, Признаки нарушения функций нормального дыхания.

  • Возможные проблемы пациента в связи с нарушением удовлетворения потребности в нормальном дыхании.

  • Возможные проблемы пациента связанные с неудовлетворением потребности в адекватном питании и питье.

Студент должен уметь:

  • Определить цели сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании, потребности в адекватном питании и питье,

  • Составить план сестринских вмешательств при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании, при нарушении потребности в адекватном питании и питье,

  • Оценить сестринский уход при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании, при нарушении потребности в адекватном питании и питье,

  • Документировать этапы сестринского процесса

Формируемые компетенции: ПК 4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5; 4.6; 4.12. ОК 1 - 8.

Основные этапы занятия: (с указанием хронометража времени, допускается вариабельность последовательности этапов занятия).

  1. Орг. момент 5 мин

  2. Контроль исходного уровня знаний (с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии рабочей программы) 10 мин

  3. Работа на уроке 65 мин

  4. Подведение итогов контроля 5 мин

  5. Задание на дом 5 мин

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Преподаватель отмечает отсутствующих и проверяет внешний вид студентов.

Сообщает тему занятия, цели, план работы.

  1. Контроль исходного уровня знаний, с использованием разнообразных форм контроля

а) фронтальный опрос

  1. Дать определение понятию «потребность».

  2. Дать характеристику потребности «дышать».

  3. Дать характеристику потребности «есть».

  4. Дать характеристику потребности «пить».

  5. Рассказать о классификации потребностей по А.Маслоу.

  6. Дать определение понятию «сестринский процесс»

б) работа на уроке:

  1. Работа с методическими рекомендациями: Признаки нарушения удовлетворения потребностей.

  2. Заполнить карточки 1,2 установить соответствие между жалобами пациента и потребностями.

  3. Решение ситуационных задач №1.№ 2 (преподаватель выполняет вместе со студентами):

  • Определить нарушение удовлетворения потребностей дышать, есть, пить;

  • Выявить проблемы;

  • Определить цели сестринского ухода;

  • Составить план сестринских вмешательств, пользуясь учебником Мухиной С.А., Тарновской И.И., и методическими рекомендациями.

  • Документировать этапы сестринского процесса.


  1. Подведение итогов контроля

Преподаватель выставляет и комментирует оценки. Учитывается работа студентов в течение всего занятия.


  1. Задание на дом (преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах с учётом дифференцированного подхода к студентам)

  • Вопросы к семинару № 3:

  • Характеристика потребностей выделять, и двигаться

  • Составить план сестринского процесса по проблемам предложенных преподавателем.

Преподаватель /Титова Н.В./

Тема: Сестринский процесс.

Потребность пациента в нормальном дыхании,

в адекватном питании и питье

Первичная оценка

Факторами риска нарушения функции дыхания являются хроническая обструктивная болезнь лёгких, трахеостомия, назогастральный зонд, рвота, травмы или операции на шее, лице, в полости рта и т.п.

Для оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) медицинская сестра должна уметь провести как субъективное (расспрос), так и объективное (осмотр) обследование пациента.

Наиболее часто встречающимися признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в груди, тахикардия.

Курение, особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, вызывает хроническую обструктивную болезнь лёгких и рак лёгких. Эти заболевания приводят к нарушению обеспечения организма кислородом, т.е. нарушают удовлетворение потребности в нормальном дыхании. Подобное действие может оказывать неблагоприятная окружающая среда (загазованность, запылённость, табачный дым и т.д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на его положение (например, вынужденное положение сидя - ортопноэ, вынужденное положение на больном боку, высокое положение Фаулера), цвет кожных покровов и слизистых оболочек (цианоз, бледность).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхательных движений, а также исследовать пульс. В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в 1 минуту, причём у женщин на 2-4 больше, чем у мужчин. В положении лёжа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в 1 минуту), а в вертикальном положении увеличивается (18-20 в 1 минуту). Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном напряжении оно более глубокое.

Следует помнить, что в тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-либо острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков. Одним из них является тахипноэ (учащение дыхания) до 24 в 1 минуту и более. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство, иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие вызвано страхом смерти.

Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. При высокой степени ОДН человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз, но ещё более опасной является серая бледность, так называемый землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи. ОДН сопровождается учащением пульса (тахикардия), иногда .пульс становится частым и неаритмичным (тахиаритмия) или редким (брадикардия).

Артериальное давление вначале повышается (гипертензия), затем понижается (гипотензия).

Пациент с ОДН нуждается в экстренной помощи

всех членов медицинской бригады

Проблемы пациента

На основании данных, полученных при оценке состояния пациента, формулируются те или иные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании.

Проблемы пациента могут быть связаны с такими причинами, как:

  • незнание, неумение, нежелание или невозможность занять положение, уменьшающее одышку и боль;

  • нежелание регулярно выполнять дыхательные упражнения;

  • неумение использовать плевательницу;

  • неумение использовать ингалятор;

  • риск инфекции дыхательных путей из-за неадекватных мер ухода за полостью рта, дыхательной аппаратурой и т.п.;

  • снижение физической активности (из-за одышки или боли);

  • страх смерти от удушья;

  • необходимость отказа от курения;

  • снижение аппетита из-за мокроты с неприятным запахом;

  • непонимание важности регулярного приёма назначенных врачом лекарственных средств и др.

Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом план предстоящего ухода (при выявлении неудовлетворения потребности в нормальном дыхании), следует предусмотреть достижение пациентом одной или нескольких целей:

  • пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

  • у пациента восстановится (сохранится) физическая активность, необходимая для самообслуживания;

  • пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором (плевательницей);

  • пациент будет принимать лекарственные средства в соответствии с назначениями врача;

  • пациент бросит курить (уменьшит количество выкуриваемых в день сигарет);

  • пациент будет знать приёмы самопомощи при приступе удушья;

  • пациент сумеет принять меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;

  • пациент будет выполнять всю программу лечения;

  • пациент будет осуществлять профилактику инфекции дыхательных путей и др.

Сестринский уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трёх подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренирующего положения улучшают выделение мокроты, а значит, способствуют выздоровлению. Постуральный дренаж будет эффективным (стимулирующим естественное отхождение мокроты) только в случае долгого пребывания пациента в заданном положении. Такой дренаж назначается врачом, а выполняется под наблюдением и при помощи медицинской сестры.

Семинарское занятие по теме: Потребности пациента в нормальном дыхании, адекватном питании и питье

Рис. Дренирующие положения тела в зависимости от локализации патологического процесса.

1 - верхушечные сегменты верхних долей; 2 - верхние сегменты нижних долей; 3 - передние сегменты верхних долей; 4 - боковые базальные сегменты нижних долей; 5 - задние сегменты верхних долей; 6 - переднебазальные сегменты нижних долей; 7 - язычковые сегменты; 8 - заднебазальные сегменты нижних долей


Обучение пациента технике кашля даст ему возможность наиболее эффективно выводить мокроту. Один из способов:

• сделать медленный глубокий вдох;

• задержать дыхание на 2 с;

• открыть рот и откашляться во время выдоха.

Обучение определённым дыхательным приёмам также направлено на улучшение удовлетворения потребности пациента в нормальном дыхании.

Один из этих приёмов заключается в том, что пациент выдыхает через сложенные трубочкой губы, при этом выдох удлиняется. При такой технике дыхания пациенты легче откашливают мокроту, т.е. кашель становится более продуктивным.

По назначению врача медицинская сестра проводит оксигенотерапию (лечение кислородом). Кислород необходим для жизни, поэтому при дыхательной недостаточности он используется как лекарство с целью заместительной терапии.

Одним из наиболее распространённых методов оксигенотерапии является ингаляция кислорода. Независимо от вида используемого ингалятора и метода ингаляции необходимо обязательно увлажнять вдыхаемые кислородные смеси, а в некоторых случаях желательно ещё и согревать их (при осуществлении оксигенотерапии через интубационную или трахеостомическую трубку).

Наиболее комфортным для пациента является способ ингаляции через носовую вилкообразную канюлю, поскольку в данном случае пациент имеет возможность говорить, кашлять, пить и есть. Следует помнить, что без специальных методов увлажнения у пациента может возникнуть выраженная сухость носовой полости.

Оценка результатов сестринского ухода

Во время реализации плана ухода медсестра осуществляет текущую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства.

Если вмешательства, направленные на расширение возможностей пациента удовлетворить потребность в нормальном дыхании, оказались недостаточны и неэффективны, следует изменить характер вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.

Потребность в адекватном питании и питье

Первичная оценка

Для оценки адекватности питания пациента и потребления им жидкости следует знать такие показатели, как возраст, рост и массу тела (обычную и в момент обследования).

Необходимо помнить, что пониженной считается масса тела, на 10-20% меньше идеальной для человека данного возраста, роста и конституции. В некоторых случаях масса тела может быть снижена на 20% и более, вплоть до кахексии. Избыточной считается масса тела, превышающая на 10% идеальную для человека данного телосложения. Если масса тела превышает идеальную на 20% и более, человек считается тучным.

Идеальную массу тела определяют по специальным таблицам, учитывающим пол, возраст и рост человека. Наиболее точно и просто можно определить идеальную массу тела по индексу Кетле (см. главу 10). Если пациент не может точно назвать массу своего тела, следует определить её.

Нужно выяснить у пациента, пользуется ли он зубными протезами. Большое значение для удовлетворения потребности в питании и питье является возможность пациента самостоятельно принимать пищу и пить жидкость, а также возможность обеспечивать себя разнообразной пищей в достаточном количестве. Часто в результате обследования выясняется, что, несмотря на возможность самостоятельно принимать пищу и жидкость, и обеспечивать себя ими, человек питается плохо, нерационально и однообразно в силу привычек, жизненных обстоятельств, дефицита знаний.

Для оказания адекватной помощи пациенту необходимо также получить информацию о его аппетите (хороший, повышен, понижен, отсутствует), любимых и нелюбимых блюдах, особой диете, которую человек соблюдает по причине того или иного заболевания.

В некоторых случаях потребность в питании не удовлетворяется из-за боли, появляющейся вследствие приёма пищи, тошноты, рвоты, а также стойкого неприятного запаха изо рта. Неудовлетворённость потребности в питании может быть обусловлена и неадекватной физической нагрузкой, как чрезмерной, так и ограниченной.

Потребность в приёме достаточного количества жидкости может нарушаться из-за невозможности самостоятельного посещения туалета и вынужденной зависимости от других людей, в том числе от сестринского персонала. Неудовлетворённость потребности пациента в жидкости проявляется признаками обезвоживания (сухость кожи, слизистых оболочек, запор и др.).

Проблемы пациента

На основании данных обследования пациента при его непосредственном участии формулируются проблемы, которые могут быть связаны со следующими причинами:

• незнанием принципов рационального адекватного диетического питания;

• отсутствием мотивации для соблюдения принципов питания;

• неадекватным питанием либо приёмом жидкости вследствие того или иного заболевания;

• невозможностью самостоятельного приёма пищи, жидкости;

• страхом перед возможным недержанием кала, мочи;

• неудобствами, связанными с использованием судна, мочеприёмника;

• предложением невкусных, нелюбимых блюд;

• злоупотреблением диетой, слабительными или клизмами;

• невозможностью употреблять достаточное количество жидкости;

• пролежнями (или риском их развития) и др.

Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом цели предстоящего ухода, предусматривают достижение одной или нескольких целей:

• пациент знает принципы рационального адекватного питания;

• пациент понимает необходимость рационального адекватного диетического питания;

• пациент получает адекватное количество пищи и жидкости (самостоятельно либо с помощью сестринского персонала и родственников);

• пациент выпивает в день не менее 2 л жидкости;

• пациент получает адекватную помощь и не испытывает страха в связи с возможным недержанием кала или мочи;

• продолжительность диеты (приёма слабительных, частоты использования клизм) определяется врачом;

• водный баланс у пациента не нарушен;

• признаков обезвоживания не наблюдается;

• пациент получает 120 г белка и 1000 мг аскорбиновой кислоты в сутки (цель ставится при реализации плана профилактики и лечения пролежней);

• масса тела пациента не отличается от идеальной более чем на 10%;

• физическая нагрузка пациента адекватна потребляемой пище;

• пациент съедает весь суточный рацион;

• пациент считает, что у него хороший аппетит, и др.

Сестринский уход

Сестринские вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей пациента в адекватном питании и приёме жидкости, должны заключаться в следующем.

Во-первых, важно обучить пациента и его родственников принципам рационального адекватного диетического питания. В некоторых случаях к этому процессу необходимо привлекать врача-диетолога.

Во-вторых, сестринские вмешательства должны быть направлены на повышение аппетита пациента в тех случаях, когда его масса тела ниже идеальной. Важным моментом для повышения аппетита является создание благоприятной обстановки во время еды. Общеизвестно, что, получая удовольствие во время еды, можно съесть больше. Для этого:

• в помещении должно быть чисто, светло;

• человек должен принимать пищу в определённое время;

• нужно дать возможность пациенту вымыть руки и удобно сесть (если пациент принимает пищу в постели, следует помочь ему занять высокое положение Фаулера);

• горячая пища должна быть горячей, холодная - холодной;

• компоненты протёртой пищи не перемешивать (например, протёртое мясо и картофельное пюре должны быть на тарелке разделены), в некоторых случаях протёртой пище можно придавать полужидкую консистенцию (следует посоветоваться с врачом-диетологом или диетсестрой, чем можно разбавить блюдо).

Оказывая помощь во время приёма пищи или питья, необходимо предугадать, в чём нуждается пациент. Иногда достаточно открыть пакет молока, поддержать за локоть человека с трясущимися или слабыми руками, нарезать кусок мяса и т.д.

Если тяжелобольной не может самостоятельно употреблять достаточное количество жидкости, в обязанности медицинской сестры входит:

• предлагать напитки той температуры, которую он предпочитает;

• предлагать пить жидкость во время еды в большем количестве, чем ранее, даже если это для пациента непривычно;

• обеспечивать пациента индивидуальной ёмкостью с чистой водой и чистой чашкой;

• наливать воду в том случае, если пациент боится сделать это самостоятельно;

• предлагать трубочку (соломинку) для питья в том случае, если человек боится пролить воду из чашки.

Оценка результатов сестринского ухода

Для достижения цели необходима систематическая ежедневная оценка результатов ухода. Это могут быть определение ежедневного количества съедаемой пищи и выпитой жидкости, еженедельное измерение массы тела. При наличии признаков обезвоживания оценивается сухость кожи, стул, диурез.

Для определения количества съеденной пищи надо указать, сколько съел человек из предложенной порции в процентах. Например, суп - 50%, картофельное пюре - 100%, рыба - 0%, компот - 100%. Если пациент не съедает весь суточный рацион, необходимо организовать дополнительное питание между основными приёмами пищи.

Определяя количество выпитой жидкости, следует учитывать не только напитки, воду, бульоны, но массу съеденных фруктов и овощей, при этом масса приблизительно равна объёму жидкости (например, 200 г яблок - 200 г сока).

Данные, полученные при определении количества съеденной пищи и выпитой жидкости, следует записывать в дневнике наблюдений в произвольной форме.

Итоговую оценку удовлетворения потребности пациента в питании производят, определив его массу тела и сравнив её с идеальной.


Признаки нарушения удовлетворения потребностей

Потребность ДЫШАТЬ:

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании: О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

1. Субъективное обследование:

(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб).

При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

  • одышку

  • кашель

  • боль в грудной клетке

В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:

  • курение;

  • работа, проживание в условиях загазованной или запыленной атмосферы.

2. Объективное обследование: (медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента).

При объективном обследовании может быть:

  • изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность)

  • затруднение дыхания через нос

  • изменение частоты, ритма или глубины дыхания

  • лихорадка

Потребность ЕСТЬ:

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

/. Субъективное обследование. ЖАЛОБЫ:

  • нарушение аппетита

  • отрыжка

  • тошнота

  • рвота

  • боли в животе

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:

  • погрешность в диете

  • нарушение режима питания

  • переедание

  • злоупотребление алкоголем

  • отсутствие зубов, кариозные зубы

2. Объективное обследование:

  • запах изо рта

  • наличие кариозных зубов

  • рвота во время обследования

Потребность ПИТЬ:

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование. ЖАЛОБЫ:

  • жажда

  • сухость во рту

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:

  • употребление недоброкачественной воды

  • потребление недостаточного или избыточного количества

2. Объективное обследование:

  • сухость кожи и слизистых

Карточка № 1


ОТВЕТИТЬ: "ДА" или "НЕТ" на каждое утверждение


Вопросы


Да

Нет

  1. Самую низшую ступень пирамиды Маслоу представляют потребности: ЕСТЬ, ПИТЬ, ДЫШАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ

  2. Человек может не заботиться о своих низших потребностях, главное удовлетворить высшие, психосоциальные

  3. Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ - одна из потребностей человека в безопасности

  4. Потребность ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ - одна из потребностей безопасности

  5. Потребность в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА - это иметь жизненные ценности

  6. Потребность ОБЩАТЬСЯ составляет высшую ступень пирамиды Маслоу

  7. Потребность ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ представляет низшую ступень пирамиды Маслоу

  8. Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ - это потребность в выживании

  9. Потребность СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ - это потребность в безопасности

  10. Потребность ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ - это высшая ступень пирамиды Маслоу



+











+




+



+



+



+



+



+



+



+














Карточка № 2

Установить соответствие между потребностями и жалобами пациента, поставив в соответствующей клеточке значок «+»


Жалобы пациента

потребности

Желание остаться

наедине

Страх перед операцией


Не может самстоя-

тельно

поесть,

умыться

Резкая

слабость

при

движении

Неприятный запах изо рта

Озноб, ломота в теле

Прерывистый сон

Отеки на ногах

Жажда

Тошнота, рвота, нарушение аппетита

Кашель

беспокойство по поводу ухода на пенсию

1. Дышать.











+


2. Есть.



+







+



3. Пить



+





+

+




4. Выделять








+





5. Двигаться



+

+









6. Поддерживать t0 тела






+







7. Быть чистым



+


+








8. Одеваться

раздеваться



+

+









9. Спать,







+






10. Общаться

+











+

11. Избегать

опасности


+

+

+








+


Ситуационная задача № 1

Пётр Сергеевич, 58 лег, находится на стационарном лечении с диагнозом: рак желудка, 4-я стадии.

Фрагмент сестринского обследования пациента:

Пациент пониженного питания (рост 175 см, масса тела 50 кг). Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе.

Трудности в самостоятельном приёме нищи из-за крайней общей слабости (не удерживает и проливает пищу, устаёт уже после 3-4 ложек).

Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Врач назначил стол № 1.

Жена Петра Сергеевича обратилась к сестре за советом, в связи с отказом от еды (последние 2 дни только пьет воду). Физиологические отправления без отклонений от нормы.

Задание:

  1. Удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента?

  2. Определите сестринские проблемы.

  3. По приоритетной проблеме пациента сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода.

Ситуационная задача № 2

Ваш пациент - Иван Петрович Коломейцев, 62-х лет, находится на стационарном лечении по поводу заболевания желудка. Ухудшение в течение последней недели на фоне проведения химиотерапии. В последние месяцы наблюдалась сильная потеря веса, анорексия и запоры, но справлялся с активностью повседневной жизни сам. Сейчас выглядит изможденным и усталым. После сна склеиваются веки и ресницы. У пациента неприятный запах изо рта, жалуется на сильную сухость и привкус металла в полости рта. Волосы и ногти пациента находятся в неопрятном состоянии. Он не хочет мыться, переодеваться, измерять температуру и давление, есть и пить, «потому что это требует больших усилий ». с трудом добирается до санузла, который находится в палате. В полости носа образовались корочки, затрудняющие носовое дыхание, поэтому пациент дышит через рот. Беспокоит жара и духота в палате, головная боль. Плохо спит, по вечерам температура тела поднимается до 37,1 - 37,70 С. Иван Петрович устал от многочасовых капельных вливаний, «от которых становиться только хуже». Иван Петрович страдает от тошноты, даже запах пищи вызывает ощущение тошноты в течение нескольких часов. Один - два раза в день бывает рвота. Пациент находится в подавленном настроении, лекарства помогают плохо. Он сердит на своих близких - жену и дочь - за то, что они не приходят к нему, когда он ждет их. Его угнетает вид голых, однообразных стен палаты, жесткая кровать, больничная атмосфера. Не может читать, смотреть телевизор из-за «плохих мыслей». Иногда беспокойство становиться паническим и доводит, по его словам, «до грани безумия». Тогда Иван Петрович повышает голос на сестер, требует внимания, жалуется, что его «бросили»









Эталон решения проблем пациента


Универсальные потребности

Сестринский диагноз

Проблема пациента

Дыхание

  • Не может свободно дышать из-за насморка и духоты в палате

Питание и

прием жидкости

  • Не может принимать пищу и жидкость из-за тошноты и слабости;

  • Сухость в полости рта;

  • Риск обезвоживания;

  • Риск аспирации рвотными массами

Физиологические отправления


  • Стул со склонностью к запорам

Движение

  • Риск падений и травм;

  • Риск развития пролежней

Сон

  • Плохо спить

Личная гигиена, смена одежды


  • Не справляется с мероприятиями личной гигиены

Безопасность

  • Не справляется со стрессом, вызванным тяжелым заболеванием

Общение

  • Испытывает необходимость в поддержке близких и других людей

Отдых, труд

  • Не справляется с активностью повседневной жизни

План сестринского ухода (задача № 2)


Проблема

пациента

Цели

План

Отметка о реализации

Не может свободно дышать из-за насморка и духоты в палате

Будет дышать свободно через нос

  1. Проводить очищение полости носа и закапывать капли по назначению врача 3 - 4 раза в день

  2. Проветривать палату по графику

Не может принимать пищу и жидкость из-за тошноты и слабости;

Будет получать пищу не менее 1500калорий в сутки и жидкость не менее 2 литров

  1. Беседа с пациентом.

  2. Беседа с близкими о характере передач.

  3. Особая высококалорийная диета с повышенным содержанием белка. Высококалорийные напитки, например:

  • Банановый коктейль (2 чашки молока, 1 банан, 1 яйцо, 1 ложка сухих сливок, поливитамины, лед).

  • Яичный коктейль (1 яйцо, 1 чашка молока, 1-3 капли ванильного сиропа, 1 ложка сахара, 1 ложка коньяка, поливитамины, лед).

  1. Прием мягкой и влажной пищи, лучше охлажденной, небольшими порциями, но часто, в удобное для пациента время.

  2. Прием жидкости не менее 2-х литров в сутки (тепла кипяченая вода, содовая вода, минеральная щелочная вода, с разрешения врача газированная, холодное молоко).

  3. Контроль приема пищи и жидкости.

Сухость полости рта;

Слизистые полости рта будут чистыми и умеренно увлажненными, без нарушения их целостности.

  1. Гигиена полости рта по примерному стандарту гигиенического ухода.

  2. Обрабатывать полость рта после каждого акта рвоты.

  3. Чистить поверхность языка 2 раза в день мягкой зубной щеткой с раствором соды.

  4. Пить часто и понемногу охлажденную газированную воду, избегать кислых напитков.

  5. Давать маленькие кусочки льда, кусочки свежего ананаса.

  6. Использовать вазелин для губ.

  7. Обеспечить носовое дыхание.

Риск аспирации рвотными массами

Не будет аспирации рвотными массами

  1. Беседа

  2. Средства экстренной связи.

  3. Размещение емкости для рвотных масс, кувшина с водой и салфеток у постели пациента.

  4. Противорвотные препараты по назначению врача.

Возможные проблемы пациента:

Адекватное дыхание:

  • Не желает выполнять дыхательные упражнения регулярно;

  • Не понимает необходимости систематического проветривания палаты;

  • Не умеет использовать плевательницу;

  • Не умеет откашливать мокроту;

  • Не умеет использовать ингалятор;

  • Не понимает необходимости отказа от курения;

  • Отмечает усиление отдышки в горизонтальном положении;

  • Боится двигаться из-за усиления боли и отдышки;

  • Не может спать из-за отдышки и кашля;

  • Трудно дышать из-за сильного насморка;

  • Не понимает необходимости и не умеет откашливать мокроту ;

  • Не знаком с приемами самопомощи при приступе удушья;

  • Беспокоит сухость носовой полости из-за проведения оксигенотерапии;

  • Отказывается занимать дренирующее положение;

  • Высокий риск инфекции дыхательных путей.

Адекватный прием пищи и жидкости:

  • Не представляет как правильно питаться при его заболевании;

  • Не желает придерживаться рекомендованного врачом диетического питания;

  • Испытывает отвращение к еде;

  • Не может самостоятельно принимать пищу и жидкость (указать причины);

  • Испытывает трудности в приеме пищи и жидкости (указать причины);

  • Ограничивает себя в приеме пищи и жидкости из-за нежелания лишний раз пользоваться судном;

  • Получает недостаточное количество пищи /жидкости;

  • Не понимает необходимости пить больше жидкости;

  • Многократно избавляется от желудочного зонда;

  • Испытывает слабость из-за пониженного питания;

  • Мать ребенка отказывается от грудного вскармливания;

  • Мать не умеет прикладывать ребенка к груди правильно.

Основные источники:

  1. Калягин А.Н. Общий уход за терапевтическими больными. - М.: ФГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2006.

  2. Основы сестринского ухода / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б. В. Кабарухина. - Изд. 11 - е, доп. и перераб. - Ростов н / Д: Феникс, 2008, 2012 - 509с. - (Медицина для вас).

  3. Основы сестринского дела: учеб. пособие В.Р. Вебер. Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

  4. Обуховец Т.П.Основы сестринского ухода: Практикум. - Ростов н/Дону: Феникс 2007,2012.

  5. Теория и практика сестринского дела в двух томах. (Т.1): учеб. пособие./ Под ред. С.В. Лапик и др. - М.: ФГОУ ВУНМЦ РФ, 2008.

  6. Теория и практика сестринского дела в двух томах. (Т.2): учеб. пособие./ Под ред. С.В. Лапик и др. - М.: ФГОУ ВУНМЦ РФ, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Давлицарова К.Е., Миронова С.Н. Манипуляционная техника: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 480с. - (Профессиональное образование).

  2. Учебное пособие по основам сестринского дела / Под общей редакцией А.И. Шпирна. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 720с.

  3. Инфекционная безопасность в лечебно-профилактических учреждениях / Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/ Д: «Феникс», 2005 - 317с - (Медицина для вас).

  4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие. В 2 частях. Ч. I. - М.: Родник, 1996. - 184с., ил. - (Учеб. лит. для учащихся мед. училищ).

  5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие в 2 частях. Ч. II. - М.:Родник,1998. - 208с., ил. - (Учеб. лит. для учащихся мед. училищ).

  6. Учебное пособие для преподавателей и студентов/ Шпирна А.И., Коноплёва Е.Л., Естафьева О.Н.: Москва, ВУНМЦ, 2002.

  7. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". Учебное пособие.- М.: Родник, 2002- 352 с.

  8. Яромич И.В. Сестринское дело. - М.: ОНИКС XXI век,2005.


© 2010-2022