- Преподавателю
- Другое
- Аннотации к рабочим программам
Аннотации к рабочим программам
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Купина Т.Ю. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Экология » на уровень основного общего образования
Рабочая программа факультативного курса «Экология» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-
Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 31897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюстом России 01 февраля 2011 г. N 19644); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г №1644 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
-
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
-
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Камышинской СОШ;
с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования .
Данная программа экологического образования школьников преследует следующую
цель - формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы.
Задачи преподавания экологии в 5 классе следующие:
-
показать на исторических примерах гибельные для природы экологические последствия неразумной хозяйственной деятельности человека, повторение из века в век одних и тех же экологических ошибок;
-
стремление утвердить учащегося в мысли о необходимости коренного изменения исторически сложившегося потребительского отношения к природе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Одной из задач современного экологического образования является возможность научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим воспитательная и образовательная деятельность сконцентрирована на решении именно этой задачи. Успех решения всех остальных задач экологии - сохранение природы, уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды и др. - напрямую зависит от достижения цели экологического образования.
В программе представлены основные направления развития современной экологии - биологическая, прикладная, социальная и глобальная экология. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением. Факультативный курс по экологии рассматривается автором как естественное объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех остальных школьных предметов.
Программа факультатива для 5 класса разработана с учетом новых требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения Факультатив направлен на решение приоритетной задачи основного общего образования - формирование универсальных учебных действий (ключевых умений, общих учебных умений, обобщенных способов действий).
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемый факультатив включает в себя следующие содержательные линии формирования знаний:
-
Основные факторы эволюции человека и общества
-
Взаимоотношения общества и природы в доисторическое время
-
Взаимоотношения общества и природы в доисторическое время
Факультатив по экологии для 5 класса должен изучаться на доступном уровне, преимущественно в виде познавательных бесед, подкрепленных видео материалом и презентациями, работой с книгой и практической деятельностью.
3. Место курса в учебном плане
Факультатив рассчитан на 17,5 часов (0,5 часа) и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Программа состоит из 3-х связанных между собой разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5 классов
Таблица распределения часов
Классы
Количество часов в неделю
Количество часов в год
5 класс
0,5
17
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
-
Учебно-методическая литература.
-
«Экология» 5-6 классы А.Т.Зверев , Москва. Оникс 2005 - 2007г.
-
Методическое пособие «Экология» 5-6 классы. А.Т.Зверев, В.Н.Кузнецов. Москва: изд.Оникс 2005г.
-
Технические средства обучения.
-
Средства программного обучения и контроля знаний.
-
Стенды, плакаты.
-
Аудиовизуальные пособия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты. В результате изучения экологии в 5 классе учащиеся должны:
-
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения факультативного курса по экологии является (УУД).
Регулятивные УУД
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-
Выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-
Вычитывать все уровни текстовой информации.
-
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные
В результате изучения экологии в 5 классе учащиеся должны знать:
-
основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;
-
основные экологические последствия этого воздействия;
-
современное экологическое состояние экосистем, закономерности их развития;
-
основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;
-
основные природоохранные мероприятия;
-
принципы рационального природопользования;
-
условия устойчивого развития человечества.
Учащиеся должны уметь:
-
анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
-
оценивать общее экологическое состояние экосистем;
-
проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории;
-
приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.