Адаптированная программа Народно-сценический танец

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Значимость программы для обучающихся в том, что хореографические занятия совершенствуют  детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию к...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО г. Заозерск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»






Принята

на заседании Методического

совета ЦДОД

Протокол №

«____»________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД ЦДОД

Н.А.Зайцева

«____»________2011 г.






АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

«Народно-сценический танец»

для детей в возрасте от 6 до 12 лет

Срок реализации программы 4 года







Свирид Нила Васильевна

Педагог дополнительного образования


г.Заозерск

2011



Пояснительная записка


Детский хореографический коллектив - это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Значимость программы для обучающихся в том, что хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося.

Срок реализации программы: 4 года. Образовательная программа детского хореографического коллектива «Импровиз» (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) предполагает проведение занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 12 лет. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

По виду данная программа - адаптированная, составлена для детского хореографического коллектива «Импровиз», успешно существующего в ЦДОД более 10 лет. Воспитательно-образовательный процесс в коллективе осуществляется на основании программы детского хореографического коллектива «Импровиз» и положения о детском хореографическом ансамбле. Данная программа составлена на основе образовательной программы «Танец», рекомендованной кафедрой сценического танца Российской академии театрального искусства - ГИТИС (2002 г.), составители: кандидат искусствоведения, профессор - С.Г.Иванова, профессор - Г.Н.Тучнина.. Из программы «Танец» частично были использованы методические формы и приёмы работы с детьми. На основе данной программы был разработан адаптированный (упрощённый) перечень тем учебно-тематического плана с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Отличительная особенность программы в том, что она составлена с учетом психологических и физиологических возможностей детей в условиях Кольского Заполярья.

Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.

Новизна и вариантативность программы

В течение всего учебного года любой учащийся по мере подготовки может быть переведён с одного года обучения на другой. Вновь набранные воспитанники могут сразу зачисляться на 2 или 3 и 4 год обучения основанием для чего могут стать его индивидуальные возможности и способности, личные наблюдения педагога, начальная хореографическая подготовка, а также результаты тестирования, диагностики. При условии невыполнения программы определённого года обучения ребёнку может быть предложено повторное обучение на этом году. Диагностика по программе коллектива рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам (педагогу, детям и родителям) оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Направленность программы: художественно-эстетическая. Направленность программы выражает жизнерадостность и активность ребенка, развивает его творческую фантазию, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога - помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

Образовательная программа (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) предполагает проведение занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 12 лет. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

Срок реализации программы: 4 года

Программа детского хореографического коллектива «Импровиз» предполагает 2 этапа обучения:

1 этап - начальной подготовки: 1 - 2 годы обучения

2 этап - учебно-тренировочный: 3 - 4 годы обучения

Программа рассчитана:

1 этап:

1 год обучения - 144 ч.

2 год обучения - 216 ч.

2 этап:

3 год обучения - 216 ч.

4 год обучения - 216 ч.

Режим занятий:

1 этап:

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа

2 этап:

3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа

4 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа.

Режим занятий соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СаНПиН 2.4.4. 1251 - 03).

Форма организации занятий: групповая.

Возраст обучающихся: 6 - 12 лет. При составлении программы учтен возрастной диапазон и психолого-педагогические особенности детей каждой возрастной группы.

Условия формирования учебных групп

Обучающиеся зачисляются в учебные группы при отсутствии медицинских противопоказаний (обязательно наличие медицинской справки о состоянии здоровья и допуске к занятиям в объединении).

Количество обучающихся в группах:

1 этап -

1 год обучения - 15 человек.

2 год обучения - 10-12 человек.

2 этап -

3 год обучения -8-10 человек.

4 год обучения - 8-10 человек.

В течении учебного года формируется количественный и качественный состав группы, в связи с чем численность группы может изменяться, в зависимости от возрастных особенностей, успеваемости, подготовленности детей в данной области знаний.

Цель программы - создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи:

1.Образовательные:

  • преподать азбуку хореографического искусства;

  • формировать умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;

  • формировать специальные знания, умения и навыки, необходимые для успешной хореографической деятельности;

  • организовывать постановочную деятельность;

  • организовывать профориентационную деятельность.

2.Развивающие:

  • сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;

  • укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;

  • совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;

  • формировать художественно-образное восприятие и мышление;

  • воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

3.Воспитательные:

  • воспитывать волевые качества личности (целеустремленность, инициативность);

  • прививать необходимые гигиенические навыки, дисциплинированность;

  • воспитывать личность, тонко чувствующую прекрасное в жизни и творчестве (эстетическое воспитание);

  • формировать дисциплинированность, скромность и требовательность к себе, культуру поведения, чувство коллективизма, дружбы и товарищества, достоинства и чести (нравственное воспитание);

  • воспитывать трудолюбие, формировать стремление добиваться высокого качества труда, творческой активности и самостоятельности (трудовое воспитание).

Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.

Условия реализации программы

Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 6-7-летнего ребенка отличается от возможностей 8-9-летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки. Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:

  • групповые,

  • подгрупповые,

  • индивидуальные,

  • репетиционные.

Режим занятий:

1 год обучения - 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения - 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа

3 год обучения - 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа

4 год обучения - 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа

Для реализации данной программы необходимо иметь:

  • просторный хорошо отапливаемый зал со станками и зеркалами;

  • специальное напольное покрытие, позволяющее воспитанникам свободно двигаться босиком, балетках и туфлях;

  • технические средства обучения: магнитофон с компакт-дисками, фонограммы, видеомагнитофон, видеотеку;

  • оборудование для просмотра видеопрограмм;

  • раздевалки, душ, туалеты.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Народно сценический танец» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.



Первый год обучения

будет знать:

  • единые требования и правила поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях Центра;

  • требования к внешнему виду на занятиях;

  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;

  • хореографические названия изученных элементов;

  • элементарные приёмы разминки на середине зала;

  • основные шаги.

будет уметь:

  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;

  • владеть корпусом во время исполнения движений;

  • ориентироваться в пространстве;

  • координировать свои движения;

  • исполнять хореографический этюд в группе;

  • самостоятельно выполнять разминку;

  • под контролем педагога исполнять выученные связки и компоновать их в комбинацию.

предполагается развить:

  • чувство ритма;

  • слух;

  • простейшая координация движения.

предполагается воспитать:

  • уважительное отношение к педагогу и занятиям;

  • корректность и такт по отношению к другим учащимся;

  • дисциплина;

  • опрятность;

  • привычку к соблюдению правил личной гигиены.


Второй год обучения

будет знать:

  • музыкальную грамоту;

  • хореографические названия изученных элементов.

будет уметь:

  • корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;

  • контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;

  • анализировать музыкальный материал;

  • самостоятельно исполнять изученные комбинации;

  • ориентировать связки в разные стороны и в разных направлениях.

предполагается развить:

  • пластичность и гибкость;

  • танцевальный шаг;

  • выворотность;

  • координацию.

предполагается воспитать:

  • корректную манеру поведения на сцене и в зрительном зале;

  • навык концентрации внимания;

  • умение ориентироваться в пространстве;

  • раскрепощённость на сцене и в репетиционном зале.

Третий год обучения

будет знать:

  • музыкальный материал, используемый в процессе обучения;

  • термины хореографии.

будет уметь:

  • совершать прыжки на месте и с продвижением;

  • самостоятельно составлять связки на основе изученного материала;

  • владеть первоначальными навыками вращения в движении;

  • грамотно исполнять элементы танца;

  • работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.

предполагается развить:

  • эстетический вкус;

  • образное мышление;

  • умение работать с музыкальным материалом.

предполагается воспитать:

  • трудолюбие и выносливость;

Четвёртый год обучения

будет знать:

  • названия и методику исполнения новых хореографических элементов и связок.

будет уметь:

  • выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе;

  • согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;

  • знать и выполнять правила сценической этики;

  • эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.

предполагается развить:

  • умение работать с музыкальным материалом.

предполагается воспитать:

  • интерес к театральному, музыкальному и изобразительному искусству.

  • стремление к повышению общего культурного уровня.


Педагогическая диагностика (мониторинг) учащихся

Цель - выявление:

  • уровня развития способностей детей;

  • качества усвоения основ хореографии;

  • степени сформированности исполнительской и зрительской культуры и ее соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

  • определение уровня теоретической подготовки воспитанников в области хореографии;

  • выявление степени сформированности практических умений и навыков учащихся;

  • анализ полноты реализации образовательной программы;

  • сравнение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;

  • выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;

  • внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности.



Диагностика учащихся строится на следующих принципах:

  • научность;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

  • адекватность специфики деятельности периоду обучения;

  • необходимость, обязательность и открытость проведения аттестации;

  • свобода выбора методов и форм ее проведения и оценки результатов;

  • обоснованность критериев оценки результатов;

  • открытость результатов.

В образовательном процессе диагностика выполняет ряд функций:

  • учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;

  • воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей учащегося;

  • развивающую, так как позволяет учащимся осознать уровень их развития в данный момент и определить перспективы;

  • коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;

  • социально-психологическую, так как дает каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха».

Организация диагностики

Организация диагностики учащихся воспитанников проводится три раза в учебном году: В начале учебного года, в первом полугодии (декабрь) и во втором полугодии (май).

Формы проведения:

  • открытое занятие;

  • итоговое занятие;

  • тестирование;

  • концертное выступление;

  • конкурс;

  • фестиваль.

Критерии оценки результатов диагностики

  • степень владения терминологией танца;

  • уровень владения основами техники изученного материала;

  • качество выполнения заданий;

  • развитость специальных хореографических способностей;

  • культура организации исполнительской деятельности.

Начальная диагностика

Форма:

1. Собеседование.

2. Выполнение заданий контрольного занятия.

Содержание:

1. Собеседование:

  • Кто посоветовал прийти заниматься в коллектив?

  • Имеется ли начальная хореографическая подготовка? По какой танцевальной дисциплине?

  • Почему заинтересовало данное направление?

2. Выполнение заданий контрольного занятия (оцениваются первоначальные данные):

  • сесть на пол, соединить вместе ноги и вытянуть подъем и пальцы;

  • сидя на полу, развести ноги в стороны и положить корпус вперед;

  • сидя на полу, раскрыть ноги в положении «лягушка»;

  • подойти лицом к станку и, взявшись за него двумя руками, прогнуться назад;

  • стоя лицом к станку и держась двумя руками, поднять ногу в сторону, назад. Затем сделать мах в этих направлениях.

  • держась одной рукой за станок, поднять ногу вперед, затем сделать мах;

  • сделать несколько прыжков сначала на месте, затем с продвижением вперед, в сторону, назад по 6-й позиции.

  • повторить за педагогом ритмический рисунок.

Промежуточная диагностика

Форма:

1. Собеседование.

2. Выполнение заданий контрольного занятия.



Содержание:

1. Собеседование:

  • Какие элементы занятия нравятся больше всего?

  • Какие упражнения выполнять легче, а какие сложнее?

  • Замечаешь ли ты изменение своей осанки, походки? А люди, смотрящие со стороны?



  1. Выполнение заданий контрольного занятия (оценивается знание терминологии и умение продемонстрировать движение):

Выполняются элементы образовательной программы за первое полугодие. Задания могут меняться по усмотрению педагога.

Итоговая диагностика

Форма:

1. Собеседование.

2. Выполнение заданий контрольного занятия.

Содержание:

1. Собеседование:

  • Какие элементы занятия нравятся больше всего?

  • Какое упражнение дается сложнее всего?

  • Какие хореографические произведения удалось увидеть по телевизору или в театре? Чем они запомнились тебе?

  • Интересен ли музыкальный материал, используемый на занятиях. Что бы Вы предложили, на свой вкус, в качестве музыкального сопровождения занятия?


Формы демонстрации результатов

Контрольное или открытое занятие.

Выполняются элементы образовательной программы за весь учебный год. Задания могут меняться по усмотрению педагога.

Оцениваются:

  • качество исполнения выученных комбинаций,

  • умение перекладывать связки в разных направлениях (вправо, влево, лицом, спиной),

  • техника прыжка,

  • техника вращения,

  • пластичность,

  • гибкость,

  • шаг,

  • выворотность,

  • координация,

  • концентрация внимания,

  • ориентация в пространстве,

  • чувство ритма, слух.

В индивидуальных случаях итоговая аттестация возможна в форме концертного выступления.

п/п

Базовая тема

Количество часов


ВСЕГО

1год.

2год.

3год.

4год.

1

Введение.


1

1

1

1

4

2

Ритмика. Элементы музыкальной грамоты.


19

15

-

-

34

3

Партерная гимнастика. Стретчинг.


15

15

15

11

56

4

Азбука классического танца


20

25

30

30

105

5

Элементы народно-сценического танца


35

41

46

49

171

6

Элементы современной пластики

-

30

32

33

95

7

Танцевальные этюды


15

29

30

30

104

8

Постановки, репетиции, концертная деятельность.


39

60

62

62

223

В С Е Г О


144

216

216

216

792

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Основные разделы программы

  • «Введение» - дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.

  • «Ритмика» - Элементы музыкальной грамоты» - воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей.

  • «Азбука классического танца» - знакомит с азами классического танца.

  • «Элементы народно-сценического танца» - знакомство с разнообразием народной хореографии.

  • «Элементы современной пластики» - ознакомление с основными направлениями в современном танце.

  • «Танцевальные этюды» - способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.

  • «Постановочная и репетиционная работа» - знакомство с композицией танца.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение.

1

-

1

Ритмика. Элементы музыкальной грамоты.

6

13

19

Партерная гимнастика. Стретчинг.

5

10

15

Азбука классического танца.

7

13

20

Движения народно-сценического танца.

10

25

35

Танцевальные этюды

5

10

15

Постановочная и репетиционная работа.

13

26

39


ИТОГО

47

97

144




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. (1 час).

Теория (1 час).

Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «учащиеся - преподаватель» и отношения между детьми. Подготовка класса для занятий и их режим.

Тема 2. Ритмика. элементы музыкальной грамоты (19 часов)

Теория (6 часов).

Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.

Практика (13 часов).

  • Определение характера заданного музыкального отрывка

  • Воспроизведение характера и темпа музыки в различных видах движения.

  • Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе.

  • Естественные, бытовые шаги.

  • Шаги с высоко поднятыми коленями (вытянув стопу).

  • Шаги на пятках.

  • Шаги на полупальцах при вытянутых коленях.

  • Бег со сгибом ноги назад.

  • Легкий бег.

  • Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов)

  • Бег на полупальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки.

  • Повороты головы, наклоны головы.

  • Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.

  • Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).

  • Упражнения со скакалкой, платочком, лентой.

  • Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений.

Тема 3. Партерная гимнастика. стретчинг. (15 часов)

Теория (5 часов).

Роль растяжки в хореографии. Знакомство с понятиями: мышцы, плечевой пояс, осанка, позвоночник, пресс, стопа.

Практика (10 часов).

Комплекс упражнений исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе.

  • Упражнения для укрепления силы мышц спины и брюшного пресса.и подвижности суставов, выворотности ног;

  • Растяжки на полу;

  • Упражнения для гибкости спины;

  • Упражнения для развития подвижности суставов;

  • Упражнения для укрепления мышц тазового пояса, бёдер, ног;

  • Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса;

  • Упражнения для тренировки равновесия.





Тема 4. АЗБУКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА (20 часов).

Теория (7 часов).

Знакомство с понятиями классический танец, его особенности. Упражнения, подводящие к изучению движений классического танца. Понятия: позиции рук и ног, опорной и работающей ноги. Понятие вытягивания пальцев ног (носка). Терминология.

Практика (13 часов).

  • Упражнения на напряжение и расслабление мышц;

  • Упражнения для улучшения выворотности ног;

  • Позиции ног: I, II, III;

  • Постановка корпуса у станка.

  • Позиции рук и их постановка: подготовительное положение, I, II, III;

  • Повороты головы (у станка и на середине зала);

  • Demi-plié по I, II, III позициям;

  • Battement tendu по I, III позициям лицом или спиной к станку;

  • Relevé лицом к станку, I и II позиции;

  • Постановка корпуса в I, II позициях у станка, держась за одну руку.

Тема 5. ДВИЖЕНИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА (35 часов).

Теория (10 часа).

Знакомство с жанрами народно-сценического танца Положения рук, ног, перестроение рисунка танца. Методика исполнения танцевальных движений.

Практика (25 часов).

  • Выставление ноги на носок;

  • Выставление ноги на пятку;

  • Хлопки в ладоши;

  • Положение руки на поясе;

  • Положение руки вбок;

  • Круг(внешний, внутренний), сужение и расширение;

  • Шеренга, колона;

  • Ход парами, тройками;

  • Топающий шаг на всей ступне;

  • «Ковырялочка»;

  • «Моталочка»;

  • «Бисерный» шаг;

  • Боковой галоп.

Тема 6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ. (15 часов)

Теория (5 часов)

Методика соединения движений.

Практика (10 часов)

Отработка элементов. Работа над музыкальностью.

Тема 7. ПОСТАНОВОЧНАЯ И РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА. (39 часов).

Теория (13 часов).

Знакомство с музыкальным материалом постановки.

Практика (26 часов).

Развитие пластичности, синхронности, выразительности и эмоциональности в исполнении. Работа над техникой танца. Отработка четкости и чистоты в рисунках танца.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

1

-

1

2.

Ритмика. Элементы музыкальной грамоты.

5

10

15

3.

Партерная гимнастика. Стретчинг.

5

10

15

4.

Азбука классического танца.

8

17

25

5.

Движения народно-сценического танца.

10

31

41

6.

Элементы современной пластики

10

20

30

7.

Танцевальные этюды

9

20

29

8.

Постановочная и репетиционная работа.

20

40

60


ИТОГО

68

148

216



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. (1 час).

Теория (1 час).

Организационное занятие. Инструктаж по ОТ на занятии. Задачи этого года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Комплектование группы. Обсуждение и решение проблем. Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников.

Тема 2. Ритмика. элементы музыкальной грамоты (15 часов)

Теория (5 часов).

Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы. Музыкальный размер. Музыкальное прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.

Практика (10 часов)

  • Воспроизведение характера и темпа музыки в различных видах движения.

  • Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом);

  • Упражнения со скакалкой, платочком, лентой;

  • Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений.

Тема 3. стретчинг. Партерная гимнастикА. стретчинг. (15 часов)

Теория (5 часов)

Терминология, основные понятия и принципы исполнения основных движений; последовательность проведения разминки и ее свойства; темп и ритм. Понятие расслабление. Пояснение целесообразности дыхательных и расслабляющих упражнений, как способ снять усталость, эмоциональное и физическое напряжение.

Практика (10 часов)

Комплекс упражнений для развития выворотности ног, ширины танцевального шага, для укрепления мышц спины, живота.

Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу).

Тема 4. АЗБУКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА (25 часов)

Теория (8 часов)

Основная терминология и техника исполнения классического экзерсиса в соответствии с темпом и ритмом музыки. Методика исполнения элементов лицом к станку.

Практика (17 часов)

  • Demi-plié по I, II, III позициям.

  • Battement tendu по I, III позициям лицом или спиной к станку.

  • Relevé лицом к станку, I и II позиции.

  • Рassé par terre (проведение ноги вперёд и назад через 1 позицию)

  • Demi rond de jambe par terre по точкам

  • Постановка корпуса в I, II позициях у станка, держась за одну руку.

Тема 5. ДВИЖЕНИЯ НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА (41 час)

Теория (10 часов)

Жанр. Характер. Манера исполнения. Положение рук в паре, на груди, на талии. Понятие образные движения. Методика исполнения движений.

Практика (31 час)

  • «Ковырялочка» (с притопом, с прыжком, в повороте)

  • «Пружинка» с приставными шагами

  • «Маятник»

  • Боковой галоп в повороте (в право, в лево)

  • Шаги с выносом ноги на каблук

  • Выпады попеременно на каждую ногу

  • Подскоки

  • Шаг польки

Тема 6. ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЛАСТИКИ (30 часов)

Теория (10 часов)

Беседы о хореографии, современном танцевальном искусстве. Особенность, важность и необходимость его изучения в направлении современный танец.

Практика (20 часов)

Методика исполнения простых танцевальных движений и комбинаций.

Тема 7. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ (29 часов)

Теория (9 часов)

Последовательность соединения элементов, движений в связки. Методика соединения движений.

Практика (20 часов)

  • Отработка этюдов под счёт и музыку с использованием изученного материала.

  • Фигурные перестроения.

  • Этюды для выработки пластичности и выразительности рук;

  • Этюды для закрепления изученных движений;

  • Вариации с включением изученных элементов.

Тема 8. ПОСТАНОВОЧНАЯ И РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА. (60 часов)

Теория (20 часов)

Методика изучения движений. Музыкальная раскладка. Особенности исполнения.

Практика (40 часов)

Демонстрация движения. Исполнение движений в медленном, а затем обычном темпе. Отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость).











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

1

-

1

2.

Партерная гимнастика. Стретчинг.

5

10

15

3.

Азбука классического танца.

10

20

30

4.

Движения народно-сценического танца.

13

33

46

5.

Элементы современной пластики

11

21

32

6.

Танцевальные этюды

10

20

30

7.

Постановочная и репетиционная работа.

20

42

62


ИТОГО

70

146

216


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. (1 час).

Теория (1 час)

Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.

Тема 2. стретчинг. Партерная гимнастикА. стретчинг. (15 часов)

Теория (5 часов)

Терминология, основные понятия и принципы исполнения основных движений; последовательность проведения разминки и ее свойства; темп и ритм.

Практика (10 часов)

Комплекс упражнений направленный на укрепление мышц всего тела и развитие гибкости.

Тема 3. АЗБУКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА (30 часов)

Теория (10 часов)

Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений; особенности построения занятия. Ознакомление с понятием «крест».

Практика (20 часов)

  • Demi plie по 1, 2, 5 позициям;

  • Grand plie во всех позициях;

  • Bat. тendu по 5 позиции (вперёд, в сторону, назад);

  • Bаt. тendu jete по 5 позиции (вперёд, в сторону, назад);

  • Bаt. тendu en demi plie;

  • Releve по всем позициям;

  • Port de bras для рук и спины;

  • Rond de jambe parterre;

  • Grand bat. jetes (вперёд, в сторону, назад);

  • Растяжка;

  • Прыжки: temps sauté по 1, 2, 5 позиции;

Тема 4. ДВИЖЕНИЯ НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА (46 часов)

Теория (13 часов)

Сведения об истории костюма, традициях русского народа - влияние бытовых, культурных особенностей на костюм, лексику и образное содержание танца. Контрастность русских, белорусских, украинских танцев. Методика исполнения движений.

Практика (33 часа)

Народно-характерный тренаж.

  • Основные положения: головы, рук (1, 2, 3 поз.), ног (1, 2, 3 поз.);

  • Основные ходы: простой с продвижением вперёд и назад, с притопом вперёд и назад, с поворотом, с проскальзывающим притопом, переменный, «бисерный»;

  • Подбивка с продвижением в сторону;

  • «Верёвочка»;

  • «Галоп» в полном повороте;

  • Бег с выносом ноги на каблук;

  • Припадание;

  • Фигурные построения, перестроения.

Тема 5. ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЛАСТИКИ (32 часа)

Теория (11 часов)

Основоположник танца модерн; возникновение и развитие направления; основополагающие принципы и движения танца.

Практика (21 час)

Движения изолированных центров (голова, плечи, бёдра);

  • Работа рук;

  • Прыжки с хлопками;

  • Шаги с поворотами;

  • «Рок-н-ролл»;

Тема 6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ(30 часов)

Теория (10 часов)

Последовательность соединения элементов, движений в связки.

Практика (20 часов)

Отработка этюдов под счёт и музыку с использованием изученного материала.

  • Этюды для выработки пластичности и выразительности рук;

  • Этюды для закрепления изученных движений;

  • Вариации с включением изученных элементов.

Тема 7. ПОСТАНОВОЧНАЯ И РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА. (62 часа)

Теория (20 часов)

Музыка, лексика, рисунок, композиционное расположение на этапе постановки танцевальных комбинаций.

Практика (42 часа)

  • Отработка движений под счёт;

  • Отработка движений под музыку;

  • Соединение движений в связки под счет;

  • Соединение движений в связки под музыку;

  • Отработка танцевальных композиций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

1

-

1

2.

Партерная гимнастика. Стретчинг.

4

7

11

3.

Азбука классического танца.

10

20

30

4.

Движения народно-сценического танца.

10

39

49

5.

Элементы современной пластики

10

23

33

6.

Танцевальные этюды

8

22

30

7.

Постановочная и репетиционная работа.

20

42

62


ИТОГО

63

153

216







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. (1 час).

Теория (1 час)

Анализ материала, освоенного за прошедшие годы. Цели и задачи на учебный год.

Тема 2. Партерная гимнастикА. стретчинг. (11 часов)

Теория (4 часа)

Терминология, основные понятия и принципы исполнения основных движений; последовательность проведения разминки и ее свойства; темп и ритм.

Практика (7 часов)

Комплекс упражнений направленный на укрепление мышц всего тела и развитие гибкости.

Тема 3. АЗБУКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА (30 часов)

Теория (10 часов)

Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений; особенности построения занятия.

Практика (20 часов)

Повторение и закрепление материала предыдущего года, освоение новых движений.

  • Demi plie (по всем позициям в сочетании с releve b port de bras);

  • Grand plie;

  • Bat. тendu (из 5 позиции, крестом);

  • Bat. тendu jetes (в комбинации с passé parterre) на 30;

  • Rond de jamb parterre (в комбинации с passé parterre и port de bras), на demi plie;

  • Surle con de pied (положение основное, условное, впереди, сзади);

  • Grand bat. jetes на 90 по всем направлениям;

  • Pастяжка с port de bras

Тема 4. ДВИЖЕНИЯ НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА (49 часов)

Теория (10 часов)

Сведения об истории костюма, обычаях русского народа: влияние бытовых, культурных особенностей на костюм, танцевальные композиции, лексику и образное содержание танца.

Практика (39 часов)

Повторение изученных элементов в более быстром темпе и в несколько сложном ритмическом рисунке.

  • Подскоки, соскоки, перескоки и их комбинация;

  • Шаги с полупальцев;

  • Приставные шаги;

  • «Вертушка»;

  • Основные положения рук, корпуса головы;

  • Переменный ход (вперёд, назад);

  • Северный ход (с каблука);

  • Дроби: мелкая, «триножка»;

  • Подбивка: с продвижением, с притопом;

  • «Голубец» с переступанием;

  • Шаг с выносом ноги на каблук;

  • «Верёвочка»: простая, двойная, с переступанием;

  • Полуприседание с выносом ноги на каблук;

  • «Вертушка» с продвижением, на месте.

Тема 5. ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЛАСТИКИ (33 часа)

Теория (10 часов)

История джаз-танца; основные ритмы джаза; использование музыкальных инструментов, ритмического и голосового сопровождения

Практика (23 часа)

Методика исполнения основных элементов движений. Отработка движений под счёт; отработка движений под музыку; соединение движений в связки под счёт; соединение движений в связки под музыку; отработка танцевальных композиций. Понятия изоляции центров.

  • Движение изолированных центров (голова, плечи, бёдра);

  • Движение корпуса, рук (волна);

  • «Твист»;

  • Прыжки в сочетании с поворотами;

  • Махи;

  • Движения в стеле «танго».

Тема 6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ(30 часов)

Теория (8 часов)

Импровизация. Основные принципы, используемые при импровизации.

Практика (22 часа)

Отработка этюдов под счёт и музыку с использованием изученного материала.

  • Этюды для выработки пластичности и выразительности рук;

  • Этюды для закрепления изученных движений;

  • Вариации с включением изученных элементов.

Тема 7. ПОСТАНОВОЧНАЯ И РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА. (62 часа)

Теория (20 часов)

Музыка, лексика, рисунок, композиционное расположение, на этапе постановки танцевальных комбинаций.

Практика (42 часа)

  • Отработка движений под счёт;

  • Отработка движений под музыку;

  • Соединение движений в связки под счет;

  • Соединение движений в связки под музыку;

  • Отработка танцевальных композиций.


Методическое обеспечение программы

Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.

Для обучения танцам детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», - писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.

Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

 постепенность в развитии природных способностей детей;

 строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;

 систематичность и регулярность занятий;

 целенаправленность учебного процесса.

Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения по программе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца.

В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов. Изучение нового материала проходит без музыкального сопровождения, затем он осваивается в очень медленном темпе, после чего пробуется исполнение в полтемпа и затем в полный темп. На всех уровнях обучения первостепенное внимание уделяется правильному исполнению упражнений и работе с музыкальным материалом. На протяжении всего времени обучения уделяется внимание развитию творческих способностей детей, интереса к хореографическому искусству, а также желанию заниматься в коллективе. В процессе занятий с воспитанниками проводится воспитательная работа, вырабатываются правила поведения в жизни, на сцене и в зрительном зале.

Особенностью первого года обучения является точное повторение предлагаемого танцевального материала и обязательное подчинение музыкальным канонам. Благодаря выполнению этих условий воспитанник подготовит себе грамотную техническую базу и выработает четкость исполнения и восприятия музыкального материала.

На следующих годах обучения особое внимание уделяется развитию физических способностей (шаг, гибкость, прыжок, пластичность) и музыкальных данных (слух, музыкальная выразительность движений) воспитанников, а также развитию индивидуальной манеры исполнения.

Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения - принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.

Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть - включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.

Основная часть - постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.

Заключительная часть - включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.

Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются:

 наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

 объяснение методики исполнения движения;

 демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).

Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:

 качественный показ;

 словесное (образное) объяснение;

 сравнение;

 контраст;

 повторение.

Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.

С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.

Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).

Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.

В процессе обучения используются навыки и умения детей для демонстрации выученного материала перед другими учащимися. В коллективе практикуется традиция наставничества, когда наиболее успешные воспитанники работают с новичками и отстающими или «передают» им свои концертные номера. Эти приёмы имеют важное обучающее и воспитательное значение.

На протяжении всего обучения ребятам предлагается работа с видеоматериалами выступлений других коллективов, собственных выступлений, открытых занятий, концертов и т.д. Просматривая «рабочий материал», воспитанники видят собственные успехи и ошибки своими глазами. Они могут сравнить личные достижения с материалом, предлагаемым профессиональными исполнителями. Результатом данной методики является умение учащихся анализировать, делать выводы. Благодаря индивидуальной домашней работе с видеоматериалом значительно сокращается время на освоение новой информации, концертных номеров. Этот прием вырабатывает у воспитанников навыки работы с методическим материалом, а также внимание, терпение и умение «считывать по нотам с листа».

После успешно пройденного курса обучения по программе детского хореографического коллектива «Импровиз» воспитанники могут продолжить своё обучение в группах совершенствования мастерства хореографического ансамбля «Импровиз».

Обучение на всех годах обучения производится групповым и индивидуальным методами с целью корректировки умения и навыков юных танцоров, а также для подготовки более успешных учащихся к участию в концертах и конкурсах, и работе со слабыми воспитанниками.

Программой предусмотрено знакомство воспитанников с различными направлениями танцевального и музыкального искусства на примере театрального репертуара, просмотра видео- и аудиоматериала.

В коллективе предусмотрена работа с родителями индивидуально и с родительским комитетом, что определённо облегчит необходимое знакомство детей с репертуаром театров, подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошив костюмов. Подобная работа также способствует развитию определённых традиций, таких как торжественный прием в состав коллектива, чествование именинников, празднование определенных дат, торжественные чаепития и поздравление детей по поводу успешных выступлений на конкурсах, окончания учебного года, выпуска учащихс



Литература для педагога



  • «Теория и методика преподавания классического и историко-бытового танцев» С.Л. Фадеева, Т.Н. Неугасова, Санкт-Петербург-2000г.

  • «Теория и методика преподавания русского народного танца» В.Ф. Матвеев, Санкт-Петербург-1999г.

  • Учебное пособие для вузов «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка» Г.П. Гусев, Москва-2005г.

  • Учебное пособие для вузов «Методика преподавания народного танца. Этюды» Г.П. Гусев, Москва-2004г.

  • «Уроки классического танца. 1 курс» П.А. Пестов, Москва-1999г.

  • «Областные особенности русского народного танца» - 1 часть. И.И.Заикин.

И.А.Заикина. Орёл,2003г.


  • «Областные особенности русского народного танца» - 2 часть. И.И.Заикин. И.А.Заикина. Орёл,2003г.


  • «Костюмы народов мира» Р. Хэрольд, Москва-2002г.

  • «Руки актёра» Т.Кадашева Просвещение,1970г.

  • «Физическое развитие школьников 8-17 лет в связи с индивидуальными тенпами роста и формирования организма» Медицина, подросток и спорт.-Смоленск,1975г.

  • Ротерс - журнал «Физическая культура в школе» №10 -1988г.




Литература, рекомендуемая для чтения детей и родителей.

  • С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей. - М., 1981.

  • Выразительное движение \\ Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. - М., 1999.

  • М. Бежар. Мгновения в жизни другого. - Москва. Главная редакция театральной литературы. 1979

  • В.И. Ивашнев, К.В. Ильина, Р.Захаров Жизнь в танце. - Москва. 1982

  • А.М. Мессерер Танец. Мысль. Время. - Москва. 1990

  • В. Уральская. Рождение танца. - Москва. 1987

  • В.М, Кросовская. Западно европейский балетный театр. - Ленинград. 1985

  • М.И. Чистякова. Психогимнастика. - Москва. 1995

  • Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева. Физкульт-привет. Минутка и пауза - Москва. 2003

  • В.М. Пасютинская. Волшебный мир танца. - Москва. 1985.


© 2010-2022