• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад по олигофренопедагогике Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса

Доклад по олигофренопедагогике Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Обучение - процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны, деятельность учителя (преподавание) по организации и активизации познавательной деятельности учащихся; с другой стороны - деятельность учащихся (учение) по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков.
Таким образом, содержательную основу обучения составляет взаимодействие учителя как субъекта и ученика как объекта целостного педагогического процесса.

Особенности процесса обучения в специальном образовательном учреждении: целенаправленность; двусторонность; противоречивость; систематичность; комплексность; коррекционная направленность и т.д. Учет этих особенностей процесса обучения обеспечивает его динамичность и результативность.

Главные задачи обучения в специальном образовательном учреждении:

1. Организация познавательной деятельности учащихся по приобретению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора.

2. Развитие задатков, способностей, познавательной деятельности учащихся или воспитанников.

3.Стимулирование познавательной активности и самостоятельности.

4.Формирование у учащихся познавательной активности.

5.Формирование основ научного мировоззрения.

6. Всестороннее развитие самоценной, самодостаточной личности, формирование предпосылок для адаптации в социуме.

Структура процесса обучения

Процесс обучения представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из множества структурных элементов.

Структуру процесса обучения составляют: цель обучения; задачи обучения; содержание учебного материала; методы обучения; средства обучения; организационные формы обучения; результат обучения.

Функции обучения.

Можно выделить 4 основных функции процесса коррекционного обучения: развивающая, образовательная, воспитательная и коррекционная.

Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе обучения. Нередко можно встретить утверждение, что главной задачей обучения является вооружение учащихся суммой знаний, умений и навыков. На самом деле это не совсем так. Знания, умения и навыки чрезвычайно важны, но они не могут рассматриваться как самоцель. Знания, умения и навыки как, впрочем, и обучение в целом, являются средствами развития личности.
Образовательная функция обучения заключается в формировании базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а также практических умений и навыков.
^ Воспитательная функция обучения направлена на достижение цели всестороннего гармоничного (разностороннего, многостороннего) развития учащихся, основу которого составляет базовая культура личности, представляющая собой некоторую целостность, включающую в себя широкий диапазон свойств и качеств личности. Различают нравственную, эстетическую, физическую культуру, культуру умственного труда, культуру семейных отношений и т.д.

Реализации воспитательной функции обучения способствуют следующие факторы:

- содержание образования: такие предметы гуманитарного цикла, как литература, музыка, история, мировая художественная культура и т.д., несут в себе огромный воспитательный потенциал благодаря предметному содержанию;

- дополнительный дидактический материал, который может

компенсировать отсутствие воспитательного предметного содержания на уроках естественно-математического цикла (например, на уроках физики или математики можно использовать фрагменты биографии великих ученых, деятельность которых наполнена высоким гражданским пафосом, патриотизмом и т.д.);

- организация учебного процесса, предполагающая четко продуманную структуру урока, последовательность действий учителя и учащихся и т.д.;

- рациональное использование методов, приемов и средств обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся, самостоятельность, инициативу, умение отстаивать свои взгляды, высказывать суждения;

- психологический климат в коллективе, основанный на гуманных отношениях, демократическом стиле общения;

- психологическая помощь и поддержка учащихся и воспитанников и их родителей;

- личность педагога. Известно, что только личность может воспитать личность. Учитель должен быть человеком высокой общей и профессиональной культуры, настоящим интеллигентом. Интеллигентное поведение нельзя воспитать неинтеллигентными методами так называемой громкой педагогики (окриком, угрозой, нажимом, диктатом и т.п.). Учитель- дефектолог (логопед, специальный психолог) должны обладать высоким уровнем профессиональной компетенции и особыми личностными качествами, проявлять гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями.

Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.

Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин:

- качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных проявлений;

- сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков,

- недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использолвания информации;

- недоразвития речи;

- трудностей социальной адаптации;

- особенностей воздействия микросоциальной среды. Педагогических процесс должен строиться как с учетом названных недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей.

Коррекционная направленность составляет сущность учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе и не рассматривается как отдельный участок или дополнение к основному содержанию работы школы, а есть его составляющей. А. Граборов называет коррекционно-воспитательную работу стержнем педагогического процесса вспомогательной школы. Формальные коррекционные системы, оторванные от процесса общего и трудового обучения, были справедливо отвергнуты олигофренопедагогика еще в 30-е годы. Коррекционно направленными должны быть и содержание, и формы, и методы обучения и воспитания умственно отсталых учащихся. Это означает, что каждая тема, которая изучается в школе, каждый метод и приеме, использованные учителем и воспитателем, имеют не только способствовать усвоению знаний, умений и навыков, формированию поведения, но и исправлению недостатков психофизического развития (в зависимости от структуры дефекта). Выполнение задач вспомогательной школы возможно, когда все педагогические мероприятия направлены на ослабление или преодоление психических и физических недостатков учащихся и их дальнейшее целостный личностное развитие. Именно поэтому в теории и практике олигофренопедагогики употребляется термин коррекционно-развивающая работа, или коррекционно-развивающий процесс обучения.

Вместе с тем не всегда учителя и воспитатели вспомогательной школы понимают эти аспекты коррекционной направленности, считая, что коррекционная работа реализуется логопедом, врачами или ими самими, однако в отдельно выделенных структурных элементах урока, во второй половине дня или на индивидуальных коррекционных занятиях с учащимися. Так искусственно отделяется образовательно-воспитательный и коррекционно-развивающий влияние.

Гонеева А.Д. и др. Основе коррекционной педагогики: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаев; Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999.

Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - М. Высш. Шк., 1985.

Синев В.Н. Коррекционно-воспитательная направленность учебно-воспитательного процесса вспомогательной школы //Введение в историю олигофренопедагогики /Под. Ред. А.И. Капустина. - Донецк: ООО «Лыбидь», 1996 - С. 10-20.

Хохлина А.П. Психолого-педагогические основы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с недостатками умственного развития. - М.: Пед. Мысль, 2000



© 2010-2022