Социализация личности подрастающего поколения в России

Главной целью развития общества является достижение гармонии взаимоотношений этого общества с каждым индивидуумом, то есть его социализация. Особенно актуальна для общества социализация подрастающего поколения. Социализация – это процесс усвоения ребенком норм поведения, навыков, мотивов, ценностей, убеждений, свойственных его культуре, считающихся в ней необходимым и желательным. Сейчас формирование личности ребёнка происходит в условиях экономического и политического реформирования, в результа...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация личности подрастающего поколения в России.



Главной целью развития общества является достижение гармонии взаимоотношений этого общества с каждым индивидуумом, то есть его социализация. Особенно актуальна для общества социализация подрастающего поколения. В процессе социализации человеком усваиваются социальные нормы, способы использования социальных ролей, навыки общественного поведения. Социализация индивида основана на познании социальной действительности.

Социализация подрастающих поколений является сложным непрерывным процессом, при котором, с одной стороны, потребности каждого индивидуума адаптируются к потребностям общества. Такая адаптация не носит пассивный характер. Это процесс активный, творческий. Направленный на усвоение общечеловеческих ценностей, когда индивид добровольно выстраивает свою роль в обществе самосовершенствуясь. С другой стороны, общество оказывает формирующее влияние на выработку норм морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в образовательных и досуговых учреждениях, в прочих окружающих индивида социальных средах.

Социализация проходит в несколько этапов. На каждом из этапов происходит формирование новых потребностей, их осознание и переход в систему ценностей. Новые потребности являются ведущими на своем этапе развития.

На первом этапе индивид воспринимает социальную информацию на уровне чувств, знаний и умений.

На втором этапе социализации подросток интуитивно соотносит получаемую извне информацию с имеющимся у него личным опытом и формирует на его основании своё собственное отношение к ней. Зачастую поступающая информация противоречит установкам, полученным ребёнком. При этом назревает внутренний конфликт, который требует разрешения.

Из этого плавно вытекает следующий этап - выработка установки на принятие или отторжение получаемой информации.

На четвёртом этапе формируются ценностные ориентации и установка на действие.

На пятом этапе разрабатывается логичная система поведения.

На шестом - вырабатываются нормы и стереотипы поведения. Процесс присущ каждой возрастной группе, но приводит к различным выводам.

На седьмом этапе происходит осмысление и оценка своей социальной деятельности.

Социализация, являясь поэтапным процессом, проходит в поведении и сознании по нескольким параллелям на основе каждой социальной информации. Приходя к своему логическому завершению - самооценке, на данном жизненном этапе, этот процесс повторяется снова на новом качественном уровне по тому же поводу.

Социальная среда является динамической и развивающейся, поэтому в результате социализации индивидуумом приобретаются все новые и новые качества, благодаря образованию новых связей, отношений с новыми людьми, сообществами, системами.

Социализация - это процесс усвоения ребенком норм поведения, навыков, мотивов, ценностей, убеждений, свойственных его культуре, считающихся в ней необходимым и желательным. Помощниками социализации являются люди и социальные институты, включенные в этот процесс, родственники, ровесники, представители образовательных учреждений и церкви, различные СМИ. Наиболее значимым из них является семья. Именно она играет ключевую роль при формировании личностных черт и мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная); социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).[1]

Сейчас формирование личности ребёнка происходит в условиях экономического и политического реформирования, в результате которых наблюдается существенное изменение социокультурной жизни молодёжи.

В современной России мы замечаем появление принципиально новых каналов социализации, оказывающие значительное влияние на процесс формирования молодого поколения, его адаптации в изменяющемся обществе. Значимо изменилась роль этих каналов. Современные семьи более нестабильны и малодетны. Комерциализируется вся система образования, которая утратила статус транслятора культуры и переходит в сервисную сферу деятельности.

Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса.[2]

Выделяются следующие особенности социализации российской молодежи: изменение основных институтов социализации; регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс процессов социализации в сторону неорганизованности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону увеличения самостоятельности формирующегося индивида, а также пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.[3]

Большую роль в социализации личности играет досуг. Досуговые учреждения по своей природе являются многофункциональными и мобильными, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

Досуговое учреждение предоставляет широким массам молодёжи возможность развивать свои творческие способности и позволяет личности самореализовываться. Высшая форма досуговой деятельности служит воспитанию, просвещению и самовоспитанию подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в органичном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Противоречие процесса социализации в том, что, с одной стороны, предполагается успешное усвоение индивидом социальных норм и стандартов поведения, а с другой - умение его противостоять обществу, если оно мешает удовлетворению потребностей, обособлению в обществе. При усугублении данного противоречия может иметь место полное приятие общества и его ролей, неспособность отстаивания своих интересов, конформизм. Другая крайность - неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.[4]

Самым опасным в современном российском обществе является нарастающее ощущение бессмысленности, бесперспективности, «ноувизма» и духовной пустоты, которое распространяется среди россиян. В настроениях молодёжи находит отражение ломка ценностных ориентаций. При этом наблюдается разочарованность в перспективах, снижение критериев нравственности, распространение правого нигилизма. Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодёжь в том, что она, призванная продолжать развитие, опираясь на унаследованные материальные и духовные ценности, вынуждена участвовать в выработке этих же ценностей, осуществляя эту работу самостоятельно, конфликтуя со старшим поколением, пытающимся восстановить прошлое. Отсюда критический характер принимает классическое противостояние «отцов и детей» и становится дополнительным источником конфликтов на фоне снижения социального статуса молодёжи, сокращения социальных программ, общественного отчуждения, уменьшения возможностей получения образования, работы, политического участия.

Таким образом, реформы, проводимые в российском обществе, обусловили изменение критериев успешной социализации молодежи, характеристики нормативов передачи социальных норм и культурных ценностей между поколениями.

Библиографический список.

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2003

  2. Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991 - 2003 гг. / П.Д. Павленок. - М.: Издательско - Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. - 298с.

  3. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006, ?10 с 97-99.

  4. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, ?6. 1996 г



© 2010-2022