- Преподавателю
- Другое
- ТЕМА «УРОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ интереса к собственному образованию»
ТЕМА «УРОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ интереса к собственному образованию»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овсиенко Л.Н. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Свободненского района Амурской области
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфВыполнилаВдоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукезхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
ТЕМА «УРОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
интереса к собственному образованию».
Выполнила: Овсиенко Л.Н.
учитель I квалификационной категории
биологии, химии
С.Новоивановка
2015г.
УРОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
интереса к собственному образованию.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы, ни совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. На уроке встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, учитель как был, т и остаётся главным действующим лицом на любом уроке: он задаёт тон урока, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию.
Есть народная мудрость: «Можно загнать лошадь в воду, но пить её не заставишь». Сам учитель может быть очень эрудированным человеком и даже иметь учёную степень, но если его уроки скучные, монотонные, напряжённые, то откуда же возьмётся желание учиться . Следовательно, чтобы у подростка появилось желание хорошо учиться, нужны современные, интересные по форме и содержанию уроки, и то не надо заставлять «пить», у него самого проснётся жажда знаний. Какие же требования предъявляются сегодня к современному уроку и современному учителю. Эти требования записаны в новом стандарте образования. Рассмотрим некоторые типы уроков.
Уроки изучения нового материала
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - рефлексия, следовательно, уроки изучения нового материала не должны быть скучными и запутанными, так как интерес к любому явлению начинается с этапа восприятия. Чтобы избежать «сухого»изложения, можно использовать разнообразные источники информации: компьютерные презен-и, фрагменты телевизионной программы, фрагменты, аудиозаписи, учебные фильмы, научные фильмы о человеке о природе и Все-:ой. Помимо этого, педагогу целесообразно менять всевозможные приёмы активизации познавательной деятельности школьников: придавать изложению нового материала проблемный характер, использовать яркие примеры, факты, обсуждать их с учениками, подкреплять теоретические положения примерами из собственного опыта. Это позволяет удерживать внимание, интерес и работоспособность детей продолжительное время, делает урок эмоционально насыщенным, что обеспечивает прочность первичного восприятия информации. Также при изучении нового материала упорядочивается и закрепляется ранее усвоенное. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.
На уроках биологии, географии я пытаюсь применять приёмы активизации познавательной деятельности. Например, на уроках географии по теме: страны восточной и центральной Африки создаю проблему
- почему страны находящиеся на одной территории экономически развиты по-разному. Ребята по-разному пытаются решить ее. Проверить кто прав, а кто нет, я прошу в ходе практической работы.
Даю план по раскрытию этой проблемы. В качестве источника информации предлагаю атлас (с набором карт это физическая карта Африки, климатическая, политическая, карта природных зон, карта геологии земли), а так же учебник и Интернет ресурсы. Ребята разбиваются на группы (группы переменного состава) выбирают по 2 страны. Ищут необходимую информацию. Производят анализ. Делают выводы. Но единственно, обидно, что после проведения урока дети должны закрепить полученные знания( выполнить д\з ), но задания не выполняется и знания из блока временной памяти не переходят в постоянную.
Если бы в курсе естествознания были часы на закрепления, то эффект этой работы дал результат
На уроках закрепления изученного
На уроках закрепления, применения новых знаний и умений целесообразны частично-поисковые, исследовательские методы обучения, лабораторные работы, дискуссии, ролевые игры, экскурсии, также можно провести урок в форме семинара, конференции, «круглого стола», учебного или трудового практикума. Такие формы работы имеют больше возможностей для высказывания идей и мнений, реализации интеллектуального и социально-личностного потенциала учащихся. Организация учебной деятельности учащихся на уроке предполагает одновременно с повторением и применение знаний в несколько изменённой ситуации, и систематизацию знаний, и закрепление, упрочение умений и навыков, их совершенствование не только в пределах изучаемой темы, но и на межтематическом и межпредметном уровне.
На уроках систематизации знаний
На этих уроках важно научить детей самостоятельно работать с разными источниками информации. Теперь, имея достаточный запас знаний, важно научиться смысловому чтению, отбору, «сворачиванию» и «разворачиванию» учебной информации. Можно взять справочники, энциклопедии, научные журналы, словари, текст параграфа, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика, и предложить составить таблицу, схему, написать аннотацию, составить вопросы к тексту, разработать слайды презентации, написать письмо автору учебника или статьи. Или, наоборот, предложить информацию в свёрнутом виде (таблица, схема, презентация), а учащиеся должны написать комментарий. На таких уроках могут широко использоваться групповая, звеньевая, парная, индивидуальная формы взаимодействия учащихся.
Рефлексия учебной деятельности и достижений
На исследования и дискуссии уходит много времени, а урок всего 45 минут. Как осуществить рефлексию за две-три минуты? У учащихся нашего лицея заведена тетрадь «Мои мысли и чувства». На каждом листе обведена своя ладонь (это заготовлено дома), где каждый палец - это позиция, по которой необходимо написать свои ощущения в конце урока: большой - для меня было интересно...; указательный - я научился...; средний - мне было трудно (не понравилось)...; безымянный - на уроке я себя чувствовал...; мизинец - мне было недостаточно..
Если три вида уроков - изучения нового материала, закрепления изученного и систематизации знаний - проходят продуктивно, это обеспечивает достижение максимального количества личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении образовательной программы, которые заложены в ФГОС.
Уроки контроля знаний
Это уроки оценки результатов учения. Обычно детям предлагается контрольная забота, которая пишется в полной тишине, а на перемене обсуждается детьми. Учителя нашего лицея помимо традиционных контрольных работ активно используют альтернативные формы контроля: собеседование, тестовые задания с последующей взаимо- или самопроверкой результатов, Интернет-тестирование, зачёт, интеллектуальная игра по пройденным темам «Сильное звено», «Морской бой на литературном море» и т.п. И дети ждут такие уроки. И ещё один важный момент - возврат к анализу ошибок и объяснение их причин, что также способствует прочности усвоения знаний.
Домашнее задание
Современный школьник часто не знает, как сделать домашнее задание, зато хорошо знает, где взять его в готовом виде: в Интернете, в решебнике, связаться с одноклассниками или старшеклассниками «Вконтакте». Поэтому и тут учителю приходится изловчиться, чтобы помимо заданий из учебника дать творческое задание. Это может быть поиск интересной информации по новой теме в Интернете, разработка разных видов кроссвордов и их решение на следующем уроке (или конкурс стенгазет с кроссвордами, которые решают все «мимо проходящие»), систематизация материала из учебника или Интернета в виде схемы, таблицы, разработка презентации, исследовательского проекта, подготовка доклада и трёх контрольных вопросов к одноклассникам, ко-торые выставляют докладчику отметку за содержание, презентацию и ответы на вопросы слушателей.
Несмотря на увлекательность формы и содержания современных уроков, необходимо помнить, что учение это труд, а не развлечение. Нередко из-за поиске необычной формы обучения, калейдоскопа : -
нестандартных уроков в угоду сиюминутным интересам школьников снижается результативность обучения, уровень серьёзной познавательной работы; затраты времени на подготовку таких уроков часто несоизмеримы с их результатами .
Какими умениями и личностными качествами должен обладать современный учитель, чтобы ученики его любили и хотели у него учиться ?( анкета учащихся)
Современный учитель должен быть:
• тонким психологом (быть внимательным каждому, уметь чувствовать настроение, подержать, защитить, пожалеть, подсказать выход из сложившейся ситуации и т.д.)
авторитетным лицом, с которым ребята идут грамотным, эрудированным, глубоко знаю-цим свой предмет
• молодым, красивым, обаятельным, элегант-ю, стильно одетым
• в курсе всех мировых новостей, иметь своё мнение
с богатым словарным запасом, иметь чувст-ю юмора; допускается незлая ирония
открытым для каждого ученика, но уметь хранить тайны
сильной, самодостаточной личностью, спо-юбной управлять коллективом подростков
не только учителем, а ещё иметь хорошую :семью, детей, домашних животных и хобби
Современный учитель должен уметь:
понятно объяснять, увлекать ходом рассуждений, вдохновлять на учебное творчество
• пользоваться компьютерной техникой, Интернетом и техническими приспособлениями, применять их на уроке
справедливо оценивать работу, не выделять «любимчиков»
давать интересные домашние задания
• придерживаться требований, которые задаёт ученикам (разрабатывать проекты и выигрывать конкурсы, вести здоровый образ жизни, быть пунктуальным, аккуратным, а не только всё это требовать от учащихся
влиять на учеников, чтобы на уроке была дисциплина и рабочее настроение
организовать в классе праздники, вечеринки, выезды класса во время каникул, общаться с детьми на разные темы, рассказывать о своей жизни
сначала поговорить с учеником, а потом решать., звонить ли родителям
Обратим внимание: все эти качества не зависят от времени, хотя и необходимы учителю в связи с требованиями «нового» времени. Эти вопросы актуальны для государства и педагогического образования: «Как подготовить учителя к работе в современной «новой» школе?», и для директоров школ: «Где найти и как привлечь в школу молодые кадры, которые смогут эффективно работать и самореализоваться в профессии?», и для родителей, которые сейчас имеют возможность выбирать учебное заведение для своего ребёнка; этот вопрос важен и для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»