ТЕМА «УРОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ интереса к собственному образованию»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»

Свободненского района Амурской области

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфВыполнилаВдоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукезхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс


ТЕМА «УРОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ


интереса к собственному образованию».



Выполнила: Овсиенко Л.Н.

учитель I квалификационной категории

биологии, химии

С.Новоивановка

2015г.

УРОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

интереса к собственному образованию.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы, ни совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. На уроке встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, учитель как был, т и остаётся главным действующим лицом на любом уроке: он задаёт тон урока, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию.

Есть народная мудрость: «Можно загнать лошадь в воду, но пить её не заставишь». Сам учитель мо­жет быть очень эрудированным человеком и даже иметь учёную степень, но если его уроки скучные, монотонные, напряжённые, то откуда же возьмётся желание учиться . Следовательно, чтобы у подростка появилось желание хорошо учиться, нужны современные, интересные по форме и содержанию уроки, и то не надо заставлять «пить», у него самого проснётся жажда знаний. Какие же требования предъявляются сегодня к современному уроку и современному учителю. Эти требования записаны в новом стандарте образования. Рассмотрим некоторые типы уроков.

Уроки изучения нового материала

В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - рефлексия, следовательно, уроки изучения нового материала не должны быть скучными и запутанными, так как интерес к любому явлению начинается с этапа восприятия. Чтобы избежать «сухого»изложения, можно использовать разнообразные источники информации: компьютерные презен-и, фрагменты телевизионной программы, фрагменты, аудиозаписи, учебные фильмы, научные фильмы о человеке о природе и Все-:ой. Помимо этого, педагогу целесообразно менять всевозможные приёмы активизации познавательной деятельности школьни­ков: придавать изложению нового мате­риала проблемный характер, использо­вать яркие примеры, факты, обсуждать их с учениками, подкреплять теоретиче­ские положения примерами из собст­венного опыта. Это позволяет удержи­вать внимание, интерес и работоспособ­ность детей продолжительное время, делает урок эмоционально насыщен­ным, что обеспечивает прочность пер­вичного восприятия информации. Так­же при изучении нового материала упо­рядочивается и закрепляется ранее ус­военное. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный мате­риал, не применяя его при выводах ка­ких-то новых положений.

На уроках биологии, географии я пытаюсь применять приёмы активизации познавательной деятельности. Например, на уроках географии по теме: страны восточной и центральной Африки создаю проблему

- почему страны находящиеся на одной территории экономически развиты по-разному. Ребята по-разному пытаются решить ее. Проверить кто прав, а кто нет, я прошу в ходе практической работы.

Даю план по раскрытию этой проблемы. В качестве источника информации предлагаю атлас (с набором карт это физическая карта Африки, климатическая, политическая, карта природных зон, карта геологии земли), а так же учебник и Интернет ресурсы. Ребята разбиваются на группы (группы переменного состава) выбирают по 2 страны. Ищут необходимую информацию. Производят анализ. Делают выводы. Но единственно, обидно, что после проведения урока дети должны закрепить полученные знания( выполнить д\з ), но задания не выполняется и знания из блока временной памяти не переходят в постоянную.

Если бы в курсе естествознания были часы на закрепления, то эффект этой работы дал результат

На уроках закрепления изученного

На уроках закрепления, применения но­вых знаний и умений целесообразны час­тично-поисковые, исследовательские ме­тоды обучения, лабораторные работы, дискуссии, ролевые игры, экскурсии, так­же можно провести урок в форме семи­нара, конференции, «круглого стола», учебного или трудового практикума. Та­кие формы работы имеют больше воз­можностей для высказывания идей и мнений, реализации интеллектуального и социально-личностного потенциала уча­щихся. Организация учебной деятельнос­ти учащихся на уроке предполагает одно­временно с повторением и применение знаний в несколько изменённой ситуации, и систематизацию знаний, и закрепление, упрочение умений и навыков, их совер­шенствование не только в пределах изу­чаемой темы, но и на межтематическом и межпредметном уровне.

На уроках систематизации знаний

На этих уроках важно научить детей самостоятельно работать с разными ис­точниками информации. Теперь, имея достаточный запас знаний, важно научиться смысловому чтению, отбору, «сворачива­нию» и «разворачиванию» учебной инфор­мации. Можно взять справочники, энцикло­педии, научные журналы, словари, текст па­раграфа, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика, и предложить составить таблицу, схему, написать аннотацию, составить во­просы к тексту, разработать слайды презен­тации, написать письмо автору учебника или статьи. Или, наоборот, предложить инфор­мацию в свёрнутом виде (таблица, схема, презентация), а учащиеся должны написать комментарий. На таких уроках могут широ­ко использоваться групповая, звеньевая, парная, индивидуальная формы взаимодей­ствия учащихся.

Рефлексия учебной деятельности и достижений

На исследования и дискуссии уходит много времени, а урок всего 45 минут. Как осуще­ствить рефлексию за две-три минуты? У учащихся нашего лицея заведена тетрадь «Мои мысли и чувства». На каждом листе обведена своя ладонь (это заготовлено до­ма), где каждый палец - это позиция, по которой необходимо написать свои ощу­щения в конце урока: большой - для меня было интересно...; указательный - я на­учился...; средний - мне было трудно (не понравилось)...; безымянный - на уроке я себя чувствовал...; мизинец - мне было не­достаточно..

Если три вида уроков - изучения нового материала, закрепления изученного и систе­матизации знаний - проходят продуктивно, это обеспечивает достижение максимального количества личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении обра­зовательной программы, которые заложены в ФГОС.

Уроки контроля знаний

Это уроки оценки результатов учения. Обычно детям предлагается контрольная забота, которая пишется в полной тиши­не, а на перемене обсуждается детьми. Учителя нашего лицея помимо традицион­ных контрольных работ активно исполь­зуют альтернативные формы контроля: собеседование, тестовые задания с после­дующей взаимо- или самопроверкой ре­зультатов, Интернет-тестирование, зачёт, интеллектуальная игра по пройденным те­мам «Сильное звено», «Морской бой на литературном море» и т.п. И дети ждут такие уроки. И ещё один важный мо­мент - возврат к анализу ошибок и объяснение их причин, что также спо­собствует прочности усвоения знаний.

Домашнее задание

Современный школьник часто не знает, как сделать домашнее задание, зато хоро­шо знает, где взять его в готовом виде: в Интернете, в решебнике, связаться с одноклассниками или старшеклассниками «Вконтакте». Поэтому и тут учителю приходится изловчиться, чтобы помимо заданий из учебника дать творческое за­дание. Это может быть поиск интересной информации по новой теме в Интернете, разработка разных видов кроссвордов и их решение на следующем уроке (или конкурс стенгазет с кроссвордами, кото­рые решают все «мимо проходящие»), си­стематизация материала из учебника или Интернета в виде схемы, таблицы, разра­ботка презентации, исследовательского проекта, подготовка доклада и трёх кон­трольных вопросов к одноклассникам, ко-торые выставляют докладчику отметку за содержание, презентацию и ответы на вопросы слушателей.

Несмотря на увлекательность формы и содержания современных уроков, необ­ходимо помнить, что учение это труд, а не развлечение. Нередко из-за поиске необычной формы обучения, калейдоскопа : -

нестандартных уроков в угоду сиюминутным интересам школьников снижается результативность обучения, уровень серьёзной познава­тельной работы; затраты времени на подготовку таких уроков часто несоизмеримы с их результатами .

Какими умениями и личностными качествами должен обладать современный учи­тель, чтобы ученики его любили и хотели у него учиться ?( анкета учащихся)

Современный учитель должен быть:

• тонким психологом (быть внимательным каждому, уметь чувствовать настроение, под­ержать, защитить, пожалеть, подсказать выход из сложившейся ситуации и т.д.)

авторитетным лицом, с которым ребята идут грамотным, эрудированным, глубоко знаю-цим свой предмет

• молодым, красивым, обаятельным, элегант-ю, стильно одетым

• в курсе всех мировых новостей, иметь своё мнение

с богатым словарным запасом, иметь чувст-ю юмора; допускается незлая ирония

открытым для каждого ученика, но уметь хранить тайны

сильной, самодостаточной личностью, спо-юбной управлять коллективом подростков

не только учителем, а ещё иметь хорошую :семью, детей, домашних животных и хобби

Современный учитель должен уметь:

понятно объяснять, увлекать ходом рассуж­дений, вдохновлять на учебное творчество

• пользоваться компьютерной техникой, Интернетом и техническими приспособ­лениями, применять их на уроке

справедливо оценивать работу, не вы­делять «любимчиков»

давать интересные домашние задания

• придерживаться требований, которые задаёт ученикам (разрабатывать проек­ты и выигрывать конкурсы, вести здо­ровый образ жизни, быть пунктуаль­ным, аккуратным, а не только всё это требовать от учащихся

влиять на учеников, чтобы на уроке была дисциплина и рабочее настроение

организовать в классе праздники, ве­черинки, выезды класса во время кани­кул, общаться с детьми на разные те­мы, рассказывать о своей жизни

сначала поговорить с учеником, а по­том решать., звонить ли родите­лям

Обратим внимание: все эти качества не зависят от времени, хотя и необходимы учителю в связи с требованиями «ново­го» времени. Эти вопросы актуальны для государства и педагогического об­разования: «Как подготовить учителя к работе в современной «новой» шко­ле?», и для директоров школ: «Где найти и как привлечь в школу молодые кадры, которые смогут эффективно ра­ботать и самореализоваться в профес­сии?», и для родителей, которые сейчас имеют возможность выбирать учебное заведение для своего ребёнка; этот во­прос важен и для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»


© 2010-2022