- Преподавателю
- Другое
- Авторская программа для кружковой работы Здоровячки
Авторская программа для кружковой работы Здоровячки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вахрушева М.А. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа № 49»
Программа «Здоровячки»
Составитель программы:
Вахрушева М.А.
учитель начальных классов
высшая квалификационная
категория
г. Набережные Челны
Составитель программы
учитель высшей квалификационной категории
по должности «Учитель»
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Кадетская школа № 49»
города Набережные Челны РТ
Вахрушева Маргарита Анатольевна.
Программа « Здоровячки» рассчитана на один год с обучающимися 2 класса ( 8-9 лет). С сентября по май (включительно) проводится два занятия в неделю, продолжительность каждого занятия 45 минут. Используется фронтальная форма проведения (всей группой численностью 15 человек).
Программа составлена на занимательном материале, что помогает проводить занятие интересно, расширяет кругозор детей.
Занятия выстраиваются в творческом диалоге с обучающимися, открытой инициативе семьи, нравственном сближении детей и взрослых, последовательной подготовке к различным праздникам. Игровая атмосфера занятий, выдумка и инициатива детей, взаимодействие, общение и дружба со взрослыми, перспектива предстоящих праздников поддерживают интерес детей и семьи к физическим упражнениям, вызывают эмоциональное и нравственное сопереживание, способствуют овладению обучающихся основными двигательными навыками.
Игровой сюжет занятий служит предпосылкой эстетического восприятия движений, веселого творчества и сотрудничества детей и взрослых.
Подведение итогов реализации программы - на итоговом занятии «Папа, мама, я - спортивная семья» в конце первого года обучения.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Название темы
Кол-во часов
всего
теор.
практ.
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-
2
Культура здоровья
15
6
9
3
Знай и будь осторожным
11
5
6
4
Хорошее самочувствие
27
-
27
5
Наша безопасность
8
2
6
6
Крепыши (воспитательная работа)
9
-
9
7
Итоговое занятие
1
-
1
Итого
72
14
58
Объяснительная записка
к курсу «Здоровячки»
Современное состояние общества, высочайшие темы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровье детей - это будущее страны. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранение укрепления его - огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Понятие «здоровье» определяется как физическое и социальное благополучие человека. Такая трактовка понятия «здоровья» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей, которое закладывается в младшем школьном возрасте. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействию окружающей среды.
Данная программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья младшего школьного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья, социализацию личности ребенка в современных условиях.
Принципы построения программы:
-
Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
-
Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
-
Личностно-ориентированный подход к детям.
-
Изучение интересов и потребности детей.
-
Практическое участие детей, педагогов, родителей.
-
Творческий подход в решении проблемы.
Программа состоит из пяти разделов:
-
«Культура здоровья»
-
«Знай и будь осторожным»
-
« Хорошее самочувствие»
-
« Наша безопасность»
-
«Крепыши» - прогулки, походы, игры, соревнования, эстафеты, взаимодействие с родителями.
Планируемые результаты:
К концу года общими усилиями педагогов, родителями все задачи, направленные на укрепление здоровья ребенка, должны быть решены полностью.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если:
-
В физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме, все параметры физического развития не имеют отклонений от нормы.
-
В интеллектуальном плане - проявляет хорошие, умственные способности, любознательность, воображение, возросла познавательная активность, интерес к миру и желание узнать новое.
-
В нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.
-
В социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиций общих ценностей (добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо).
-
В эмоциональном плане - уравновешен, способен восхищаться, удивляться.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Способствовать укреплению здоровья обучающихся через систему профилактико-оздоровительных мероприятий и различных видов деятельности, содержащих здоровьесберегающие факторы.
ЗАДАЧИ:
а) содействовать обогащению разностороннего развития обучающихся;
б) совершенствовать двигательные умения и навыки;
в) способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни;
г) воспитывать положительные качества в ходе проведения подвижных игр.
ПЕРЕЧЕНЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
1
Общеразвивающие упражнения
ежедневно
2
«Тропа здоровья» - занятия
ежедневно
3
Солнечные и воздушные ванны: прогулка на свежем воздухе, походы в лес, экскурсии
4
Подвижные игры, соревнования, эстафеты
5
Физкультминутка
ежедневно
6
Гимнастика для глаз
ежедневно
7
ЛФК
1 р.в неделю
8
Аромотерапия
9
Коктейль
10
Витамины
11
Фиточай
12
Бассейн
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа «Здоровячки»
Основания для разработки программы
*Устав МАОУ КШ №49
* План учебно-воспитательной работы
* Конвенция о правах ребёнка.
* Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
* Закон РФ «Об образовании».
* Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. от 11.02.2002 г. №393.
Заказчик программы
Совет Школы
Цель
Способствовать укреплению здоровья обучающихся через систему профилактико-оздоровительных мероприятий и различных видов деятельности, содержащих здоровьесберегающие факторы.
Задачи
а) содействовать обогащению разностороннего развития обучающихся;
б) совершенствовать двигательные умения и навыки;
в) способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни;
г) воспитывать положительные качества в ходе проведения подвижных игр.
Направления реализации программы
-
Организация здоровье сберегающего образовательного пространства.
-
Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
-
Воспитательная, профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа.
-
Спортивно-массовая работа
-
Работа с родителями.
Формы работы, используемых при реализации программы
-
теоретические и практические занятия, беседы
-
мероприятия в режиме учебного дня: урок физической культуры.
-
занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам
-
внеклассные профилактические и спортивно-оздоровительные мероприятия
-
дни здоровья: школьная спартакиада, «Веселые старты»
-
внеклассные мероприятия: праздники, экскурсии, походы
-
защита проектов «Здоровый образ жизни»
-
занятия по курсу ОБЖ
-
мониторинг уровня физического развития и двигательных качеств учащихся
-
наглядная агитация: «Галерея успехов», стенды, плакаты, классные уголки
-
библиотечные уроки
-
работа спортивных кружков и секций
Обеспечение программы
-
Методическое обеспечение
-
Кадровое обеспечение
-
Медицинское обеспечение
-
Социальное обеспечение
-
Материально-техническое обеспечение
Сроки реализации программы, этапы
2013
сентябрь 2013 подготовительный период
октябрь - май 2014 реализация программы
декабрь, май 2014 итоговый
Орган ответственный за реализацию
Научно-методический совет МАОУ КШ №49
Исполнители
Педагог дополнительного образования, педагог-психолог, работники столовой, медицинский работник
Источники финансирования
Средства родителей
Предполагаемые результаты
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если:
-
В физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме, все параметры физического развития не имеют отклонений от нормы.
-
В интеллектуальном плане - проявляет хорошие, умственные способности, любознательность, воображение, возросла познавательная активность, интерес к миру и желание узнать новое.
-
В нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.
-
В социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиций общих ценностей (добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо).
5. В эмоциональном плане - уравновешен, способен восхищаться, удивляться.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- повышение уровня знаний по здоровьесбережению
-количественный и качественный рост показателей участия обучающихся в школьных и городских соревнованиях
- динамика изменений в состояниях психофизического здоровья
- динамика уровня обученности и качества знаний обучающихся
Формы предоставления результатов программы
- отчеты о ходе реализации программы
- методические рекомендации и разработки педагогов школы по проблемам здоровьесбережения
- опубликованные в СМИ материалы по технологиям организации школьной здоровьесберегающей среды
- материалы занятий, собраний, игр, соревнований, праздников.
Задачи программы:
В работе с обучающимися
1. Формировать личность обучающего, способную самостоятельно развивать себя духовно в течение всей жизни:
* обучать жизненно важным навыкам и умениям;
* развивать двигательные качества;
* обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
* формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации программы для обучающихся.
3. Организовать в течении учебного года серию занятий. Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, медицины.
4. Подготовить и провести спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для учащихся, родителей.
* дни здоровья;
* спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»;
* игра «Зов Джунглей»
* совместные соревнования по игровым видам спорта
* участие в походах, экскурсиях.
В работе с родителями.
Достичь тесного сотрудничества педагога, обучающихся, родителей в организации здорового образа жизни детей путем:
* проведение совместных занятий детей и родителей, участите в играх на свежем воздухе, походах, спортивных соревнованиях и праздниках;
* участие в проведении родительских собраний, круглых столов с тематическими выступлениями;
* проведение консультирования (по специальному ежемесячному расписанию) по вопросам организации ЗОЖ детей , их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
* установление тесного контакта в работе между медицинскими сотрудниками, учителями физкультуры, родителями учащихся;
* ознакомление родителей с требованиями программы обучающихся посредством консультаций, выступлений на родительских собраниях.
* разработка индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонение в здоровье.
В работе с социальными партнерами.
1.Выработка совместной стратегии в вопросах профилактики здорового образа жизни
2. Организация и проведения совместных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
3. Расширение сферы дополнительных услуг (разнообразие видов спорта).
Обеспечение программы
Методическое обеспечение
- нормативные и инструктивно-методические документы
-результаты мониторинга физподготовки.
- санитарно-гигиенические нормы и правила
- программы основных курсов
- локальные акты школы
Кадровое обеспечение
- квалифицированные учителя ФК, педагог дополнительного образования, библиотекарь, привлечение специалистов учреждений дополнительного образования
Медицинское обеспечение
- беседы врача и мед. сестры с обучающимися
- посещение стоматологической поликлиники
- выпуск санитарных бюллетеней
- допуск учащихся к спортивным соревнованиям
- заполнение паспортов здоровья класса
- контроль питания учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм и психолого-педагогических правил
Социальное обеспечение
- тесное сотрудничество педагога и родителей с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-физического здоровья
- предупреждение конфликтных ситуаций, реализация программы, направленных на установление доброжелательных отношений в коллективе
- решение проблем, связанных с трудностями возникающими у обучающихся в процессе занятий
Материально-техническое обеспечение
- спортивный инвентарь и оборудование
- медицинский кабинет
- спортивный зал
- спортивная площадка
- библиотека
- спортивные сооружения
- кабинет ОБЖ
- столовая
Основные требования к учащимся,
окончивших курс «Здоровячки».
Обучающийся должен уметь:
1) называть:
- основные правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения в природе, общественных местах, учреждениях культуры.
2) различать (соотносить):
- основные нравственно-этические понятия (сочувствие - равнодушие, трудолюбие - леность, заботливость, внимательность, доброта и т.д.)
3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- выполнять трудовые поручения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Зайцев Г.К. «Уроки Айболита», Спб, 1997 г.
-
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», Спб, 1997 г.
-
Зайцев Г.К. «Твои первые уроки здоровья», 1995 г.
-
Гращенкова В.С. «Занимательный материал на уроках природоведения», Смоленск СГПИ, 1993 г.
-
Кисляковская В.Г., Васильева Л.П., Гурвич Д.Б. «Питание детей дошкольного и школьного возраста», Москва, «Просвещение», 1983 г.
-
Латохина Л.И. «Творим здоровье души и тела», Спб, 1997 г.
-
Мир детства: Младший школьник, Москва, 1988 г.
-
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «30 уроков здоровья», Москва, 1998 г.
-
Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы, под ред. Г.М.Королева, Москва, 1996 г.
-
Пармз К.А., Либерман Л.Р. «Путешествия Джуно», Москва «Просвещение», 1993 г.
-
Соковня-Семенова Н.Н. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь»:Учебное пособие, 2-е изд., стереотипное, Москва, 1997 г.
-
Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б, Калинина т. н. Валеология. Основы безопасности ребенка: Пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени, Спб, 1997 г.
-
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как я расту»: Советы психолога родителям», Москва, 1996 г.
-
Физкультура для всей семьи, сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина, Москва, 1989 г.