• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

по духовно-нравственному воспитанию

Урок в 9 классе

Тема:

«Восточное Подмосковье.

Гуслицкий Спасо-Преображенский

мужской монастырь»


Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь


Учителя МБОУ «Авсюнинская СОШ»

Спириной Елены Константиновны

2016 г.

Тема: «Восточное Подмосковье.

Гуслицкий Спасо-Преображенский

мужской монастырь».


Цели урока:

  • Обучающая: дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли, с историей Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря.

  • Развивающая: формирование понятийного мышления на основе ценности православной культуры.

  • Воспитательная: формирование нравственных качеств: уважительного отношения к людям, чувства патриотизма.

Основные понятия: Христианский подвиг. Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. Смирение. Послушание. Митрополит Киевский и всея Руси Фотий. Новопрославленные святые - святители Филарет Московский и святой праведный Василий Павлово-Посадский. Иеромонах Парфений. Саккос. Преподобномученик Пётр (Мамонтов). Новомученик.

Средства: учебное пособие, компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Проверка знаний.

Учитель: Сегодня мы поговорим о христианском подвиге, духовном подвиге. Обратимся к рубрике: Обсуждаем - размышляем. Прочитаем стихотворение А. Хомякова «Подвиг» (стр. 226 учебного пособия).

Ученик: (подготовленный ученик читает стихотворение «Подвиг»).

Учитель: В чём видит А. Хомяков христианский подвиг?

Ученик: Поэт уверен, что самый трудный, высший подвиг - подвиг терпения и бескорыстной любви. За духовный подвиг обязательно последует награда. По-моему, именно награду за подвиг поэт называет «крыльями подвига». А награда эта - в памяти людской, в почитании человека, совершившего христианский подвиг.

Учитель: Ребята, я с вами полностью согласна. А теперь вспомним: на прошлом уроке мы узнали о христианском почитании святого чудотворца Николая Мирликийского в России, познакомились с историей Николо-Угрешского монастыря, читали о святом благоверном князе Дмитрии Донском, преподобном Пимене Угрешском. Сегодня мы с вами, ребята, пройдём маршрутом духовного краеведения, обратившись к рубрике «Знаешь ли ты?» Расскажите, пожалуйста, о христианине Дмитрии Благово.

Ученик: (рассказ по статье, стр.149, 150)

Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, христианскую добродетель, проявленную христианином Дмитрием Благово в описанной ситуации.

Ученик: Пример жизни Дмитрия Благово очень поучителен. Он образованный, высоконравственный человек. Дмитрий Благово скромный, доброжелательный, деликатный человек.

Учитель: Какие ещё добродетели он проявлял в своей жизни?

Ученик: Дмитрий Благово проявлял христианское послушание воле матери, уважение, почтение к ней. Его отличала поразительной силы вера в Бога и надежда на Бога.

Учитель: У русского народа есть такая пословица: «Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит». В каких делах Дмитрий Благово проявил свои христианские добродетели?

Ученик: Его добродетели проявились в его отношении к друзьям, матери, его речь чужда всего порочного. А в конце своей жизни он принял монашеский постриг, как бы показывая завершённость своих дел в Отечестве земном и восхождении к Отечеству Небесному.

Учитель: Необходимо ли выполнение этих привил в современной жизни? Приведите примеры.

2. Рассказ.

Учитель: Мы продолжаем путешествие по Восточному Подмосковью и сегодня отправляемся в Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь, который находится в десяти километрах от нашего посёлка Авсюнино в городе Куровское Орехово-Зуевского района. Согласно преданию, Спасо-Преображенский храм в Гуслицкой волости на реке Нерской был построен митрополитом Киевским и всея Руси Фотием в XV веке. Место это издревле называлось «монастырищем», из чего видно, что в древности здесь был монастырь. Местное предание до XIX столетия сохраняло память о разрушенном здесь во время татаро-монгольского ига монастыре. Письменные источники сообщают, что в 1631-1633 годах существовал в «Гуслицкой волости погост, что на Мошеве, а в нем место церковное, что был храм Преображение Спасово…» Новая деревянная церковь была построена в 1668 году. Гуслицкий монастырь является самым молодым из мужских монастырей Московской епархии, возникших до 1917 года. Основание обители в 1858-1859 годах связано с именами двух новопрославленных святых - святителя Филарета Московского и святого праведного Василия Павлово-Посадского.

Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Святитель Филарет (Дроздов). XIX век.

В 1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782-1867) было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников, которые населяли всю гуслицкую местность. Строителем монастыря был назначен иеромонах Парфений (Агеев) (1807-1878). Это был человек сложной судьбы. В 1839 г. Петр Агеев, он же бывший старообрядческий инок Паисий, уехал на Афон и там в 1841 году принял монашество с именем Парфений в русском Пантелеимоновом монастыре. Он много странствовал по святым местам, бывал на Востоке, свои воспоминания изложил в книге - «Странствия по святым местам России, Молдавии и Турции». На литературное творчество Парфения обращали свое внимание русские писатели того времени - Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие. В 1854 году инок Парфений поступил в братию Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре. Он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1856 г. назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Здесь через два года он получил задание подыскать места для новых миссионерских монастырей. Изучив почти все селения Гуслицкой местности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрел на деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок и церковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней хранилась чтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя. Здесь и было решение основать обитель. В 1860 г. в монастыре был построен и освящен деревянный храм Нерукотворного Образа Спасителя с приделами Преображения Господня и Святителя Николая. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себя значительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собрание старинных икон - около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройным неторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление на старообрядцев.

Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Собор Преображения Господня.

В 1872 г. игуменом монастыря был назначен иеромонах Иероним, при котором обитель из убыточного пришла в цветущее состояние. В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Имя архитектора неизвестно. Иконы в храмовом иконостасе выполнял известный иконописец Ручкин. Расписан собор был уже в начале XX столетия известным придворным иконописцем В.П. Гурьяновым. В соборе был один престол во имя Преображения. По местным преданиям, в храме было еще несколько престолов: Георгия Победоносца и Святителя Николая и Киево-Печерских святых в подклете под главным алтарем. Из собора шли два подземных хода. Первый из них направлялся к реке, второй - в сторону монастырской бани. По ним можно было пройти еще в 1950-х годах, после чего они были засыпаны.

Под 1863 годом в монастыре упоминается построенный, но еще не освященный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это старейшее каменное и старейшее сохранившееся здание монастыря. При основании монастыря на его территорию была перенесена старая церковь упраздненного погоста Спаса-на-Мошеве. Неизвестно, какой вид она имела прежде, но в монастыре она была собрана двухэтажной, в верхней части поместился храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу - Воскресения Христова. Храм был одноглавый. Освящён в 1859 г. святителем Московском Филаретом. Когда этот храм был снесен, не установлено. Когда была построена ныне существующая двухэтажная кирпичная монастырская трапезная, также не установлено. Нынешняя колокольня монастыря была построена в 1914 году при последнем игумене обители Исаакие. Во втором ярусе предполагалось устроить надвратную церковь. Ее, видимо, не успели освятить до 1917 г. По местным преданиям, храм должен был быть посвящен святителю Фотию. Первоначальная деревянная ограда монастыря простояла до 1876 г., когда настоятелем о. Иеронимом, в течение двух лет она была заменена на каменную, сохранившуюся частично до настоящего времени. В монастыре по штату, согласно правилам, заведенным еще при его основании, было положено 33 человека монашествующих, включая настоятеля - по числу земных лет Спасителя, а также такое же число послушников.

Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь.

В советский период обитель была закрыта, в 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. В том же 1922 г. монастырь был закрыт, часть братии разошлась, но многие продолжали оставаться в монастыре, пытаясь поддерживать его храмы, ставшие приходскими. После войны в монастыре располагался дом инвалидов, затем областной психоневрологический интернат. В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Решение о восстановлении монастыря было принято Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II 9 июля 1998 года, когда праздновалось 140-летие основания обители. Настоятелем монастыря является игумен Георгий (Хлебников).

3. Закрепление.

Учитель: Когда и кто основал Гуслицкий Спасо-Преображенский храм?

Ученик: Спасо-Преображенский храм был основан в XV веке. Основателем храма был митрополит Киевский и всея Руси Фотий.

Сообщение ученика: Тема «Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси»


Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Святитель Фотий

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Патриарха Матфея пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь. Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита - духовное средоточие церковной жизни Руси - не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву. 22 года подвизался Святитель в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой "изгоном", то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища. Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием "Чин избрания и поставления епископов" (1423), "Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей", а также "Духовное завещание", в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года). 20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса¹ святого митрополита Фотия.

¹Са́ккос - верхнее архиерейское богослужебное облачение, аналогичное иерейской фелони и имеющее то же символическое значение. По покрою представляет собой длинную просторную одежду (обычно не сшитую по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы.

Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к раздумьям о духовном подвиге. С историей Спасо-Преображенского монастыря связана жизнь новомучеников, среди которых был преподобномученик ПЕТР (МАМОНТОВ) (1867-1937).

В миру - Мамонтов Павел Иванович.

Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему Восточное Подмосковье. Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Преподобномученики игумен Иоасаф (Крымзин)

и иеромонах Петр (Мамонтов)

Рассказ учителя: Павел Иванович Мамонтов родился 7 июня 1880 года в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Родители его жили в достатке, имели большой дом с надворными постройками, две коровы, лошадь, фруктовый сад. Он окончил церковноприходскую школу и в возрасте тринадцати лет переехал в Москву и поступил работать в магазин.

Имея боголюбивую душу, он уже в юные годы почувствовал призвание к иноческой жизни и ушел в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, но прожил в нем всего лишь один год. Ему предстояло быть мобилизованным на действительную военную службу, и поэтому, оставив монастырь, он в ожидании призыва поступил работать муфленщиком на фарфоровый завод в Дулеве. В 1902 году он был призван на военную службу, но прослужил только один месяц как ополченец и вернулся на завод. Проработав на заводе полгода, Павел Иванович уже окончательно определился и решил вступить на монашеский путь.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, насельником которого стал Павел Мамонтов, был основан в середине XIX столетия в местности, населенной старообрядцами. По мысли основателей монастыря, православные иноки высоким примером своей жизни, строгостью и ревностью в следовании церковному Уставу должны были способствовать уврачеванию язв, нанесенных церковным расколом, и привлечению раскольников в лоно православия. 13 октября 1908 года он был определен в число братии монастыря, 29 июня 1912 года пострижен в мантию с именем Петр, а 18 апреля 1914 года рукоположен во иеродиакона. В Гуслицком монастыре иеродиакон Петр пребывал до его закрытия в 1929 году. В 1919-1921 годах он был мобилизован в тыловое ополчение и служил в московском ветеринарном гарнизонном лазарете.

В 1930 году он был направлен служить в церковь великомученика Никиты в селе Бывалино Павлово-Посадского района Московской области. 15 августа 1933 года служивший в Никитской церкви протоиерей Иоанн Троицкий был перемещен к церкви Рождества Богородицы в село Севастьяново, и тогда отец Петр был рукоположен во иеромонаха, священником к Никитскому храму.

Отец Петр был из монахов-простецов. С юности, следуя влечению верующего сердца, он пожелал служить Единому Богу и знать только «единое на потребу», житие иметь равноангельское. Не изведав книжной премудрости, не был он учителен, не имел особых административных талантов, но был благонадежный монах, верный раб Божий.

В Бывалино отец Петр жил на квартире и своего хозяйства не мог иметь. Между тем, от него требовали уплаты то одного, то другого налога, обрекая его на крайнюю нищету и вынуждая оставить священнослужение. Но он, испытывая всевозможные стеснения, только укреплялся в своем уповании на Бога и к этому же звал свою паству. В том, что повсеместно разоряют храмы, снимают колокола, закрывают приходы, арестовывают и ссылают священнослужителей, он видел признаки приближения последних времен, времени пришествия Антихриста. Отец Петр верил в то, что никакие гонения не могут отлучить православных от любви Божией и что, если даже и закроют храмы, христиане в домах своих будут молиться Богу.

27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отец Петр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия. Прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведен денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено отцу Петру в вину. В начале ноября 1937 года были допрошены лжесвидетели, и на основе их «показаний» отец Петр был обвинен в том, что «систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством».

18 ноября отец Петр был арестован и заключен в тюрьму города Ногинска; в тот же день был арестован игумен Иоасаф (Крымзин), священник в Никитском приходе, насельник Гуслицкого монастыря.

22 ноября он был допрошен сержантами госбезопасности Литовым и Рамочкиным. В тот же день, 22 ноября, начальник Павлово-Посадского района отделения УНКВД младший лейтенант госбезопасности Пелькен в обвинительном заключении по следственному делу священника Мамонтова написал, что последний, будучи исключительно настроенным против существующего советского строя, вел систематическую антисоветскую агитацию среди верующих и колхозников против проводимых мероприятий партией и правительством, направленную на подрыв колхозного строительства, распространял провокационные слухи, что советская власть делает гонение на религию и поставил направить следственное дело на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области. 25 ноября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Петра к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".

2 декабря 1937 года игумен Иоасаф (Крымзин) и иеромонах Петр были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

4. Беседа.

Учитель: Почему Павел Мамонтов уже в детстве решил уйти в монастырь?

Ученик: Он имел боголюбивую душу, поэтому уже в юные годы почувствовал призвание к иноческой жизни и ушел в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь.

Учитель: Какие добродетели проявил в своей жизни иеромонах Пётр?

Ученик: Он обладал терпением, был благонадёжным человеком и истинным рабом Божьим.

Учитель: Что укрепляло его веру в бога?

Ученик: Ему приходилось испытать всевозможные стеснения, и это только укрепляло его в вере в Бога.

Учитель: За что пострадал иеромонах Пётр? Почему причислен к лику святых новомучеников?

Ученик: Он осуждён по ложному доносу и пострадал за веру, что никакие гонения не могут отлучить православных от любви Божией и что, если даже и закроют храмы, христиане в домах своих будут молиться Богу. Можно восхищаться душевной силой этого человека.

Учитель: Из глубины ухтинских руд Николай Александрович Бруни, священник, поэт и художник, написал стихотворение «Декабристы». Оно обращено к тем, кто пострадал за веру. Послушайте это стихотворение.

Ученик: …Сомкните мудрые уста,
Отдайтесь радости в страданье,
Пускай упрямая мечта
Созреет в северном сиянье.
Забудем счастье и уют
И призрак мимолетной славы,
Пускай нас братья предают,
Но с нами Данте величавый.
Сильней симфоний и стихов
Греметь мы будем кандалами,
И мученики всех веков,
Как братья старшие, за нами.

Пусть нам свободы не вернуть,
Пусть мы бессильны и бесправны!
Но наш далекий, трудный путь
Постигнет прозорливый правнук.
О, не оглядывайтесь вспять,
О, не заламывайте руки -
Для тех, кто любит, нет разлуки,
Так солнце может мир обнять!
Поселок Чибью, 1937

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова:

Пусть нам свободы не вернуть,
Пусть мы бессильны и бесправны!
Но наш далекий, трудный путь
Постигнет прозорливый правнук.

Учитель: Что мы, прозорливые правнуки великомучеников, должны постигнуть и понять?

Ученик: Автор призывает смириться, терпеть страдания, простить предательство, ни о чём не жалеть. Н.А. Бруни уверен, что страдания мучеников Божьих не напрасны, что потомки оценят их духовный подвиг, христианский подвиг.

Домашнее задание: Прочитайте стихотворение «Молитва» С.С.Бехтерева на стр. 225, выучите его наизусть, ответьте на вопросы на стр. 226 учебного пособия Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья»


© 2010-2022