Организация профильного лагеря в УДОД технической направленности

Главным в содержании деятельности специализированного (профильного) лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно - технического и других  видов творчества, Подготовка профильного лагеря включает в себя комплексную работу как по разработке программы, которая будет реализовываться  непосредственно в лагере с участием детского коллектива, так и по реализации программы подготовки кадров, так как для профильного лаге...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация профильного лагеря в УДОД

технической направленности.


Современные тенденции в развитии системы летнего отдыха и оздоровления, на фоне сокращения числа загородных лагерей, характеризуются значительным ростом числа профильных и специализированных лагерей, авторских лагерей, лагерей семейного типа, увеличением числа летних лагерей системы дополнительного образования, деятельность которых нацелена на максимальное раскрытие и развитие способностей ребенка в ходе организации его активного летнего отдыха.

История появления авторских и профильных лагерей берет свое начало с 70-х годов прошлого века, когда по инициативе молодежи в рамках деятельности ВЛКСМ создавались лагеря пионерского и комсомольского актива. В начале 90-х годов отмечался всплеск новых инициатив и идей по организации и проведению профильных лагерей и смен, которые продолжили традиции существовавших программ или нашли новые темы.

Диапазон профильных и авторских лагерей, уже сегодня успешно работающих по всей России, достаточно широк, и с каждым годом он пополняется все новыми и новыми инновационными разработками творческих авторских групп.

Оздоровительная компания в Республике Башкортостан осуществляется на основе Долгосрочной целевой программы «Развитие образования Республики Башкортостан на 2013-2017 годы» включающей подпрограмму «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей и подростков Республики Башкортостан» и в рамках федеральных и действующих республиканских нормативно-правовых документов.

Основными формами отдыха и оздоровления детей в РБ являются: Центр с дневным пребыванием, загородный лагерь, санаторно-курортная организация, лагеря труда и отдыха, и т.д. трудовые объединения, стационарные палаточные лагеря, профильные лагеря, многодневные и категорийные походы, временное трудоустройство несовершеннолетних.

Сегодня мы рассмотрим технологию организации летнего профильного лагеря, который действует в нашем учреждении уже 10 лет. Это выездной профильный лагерь «Мотолюбители».

Призер в республиканском конкурсе учреждений дополнительного образования детей технического профиля «Работа учреждений дополнительного образования детей в летний период» 2011 год - 1 место, 2012 год - 2 место.

Республиканский конкурс учреждений отдыха и оздоровления детей «Лучший лагерь Башкортостана» (номинация «Учреждения дополнительного образования детей») 2013 год - 1 место

При организации лагеря мы опирались на «Методические рекомендации по организации отдыха детей в лагерях дневного пребывания и специализируемых (профильных) лагерях, организуемых образовательными учреждениями». И на Порядок проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 2688. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 №2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»).

Под сменой специализированного (профильного) лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, автомобилистов, и т.д. волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п.. в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников.

В специализированных (профильных) лагерях могут находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет.

Продолжительность лагеря определяется организатором, но не может быть менее 5 и более 14 календарных дней. Они создаются как на стационарной базе, а также могут проводиться в полевых условиях (в палатках), на речных и морских судах, и т.д.

Главным в содержании деятельности специализированного (профильного) лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно - технического и других видов творчества,

Подготовка профильного лагеря включает в себя комплексную работу как по разработке программы, которая будет реализовываться непосредственно в лагере с участием детского коллектива, так и по реализации программы подготовки кадров, так как для профильного лагеря теоретическая и практическая готовность педагогов-организаторов к реализации программы является необходимым условием, способствующим успеху в достижении поставленных целей и задач.

История нашего выездного летнего лагеря начинается с 2003 года, когда в Гафурийском районе был организован 5-дневный лагерь. Тогда в основу нашей деятельности легла только образовательная программа «Мотолюбители» разработанная специально на 5 тренировочных дней.

В дальнейшем в связи с повышенным спросом, увеличением количества детей желающих принять участие в поездке, но не умеющих обращаться с мототехникой, мы поняли необходимость создания программы отвечающей требованиям и потребностям и интересам детей различных категорий, продолжительностью уже 10 дней.

Именно поэтому был создан проект, включающий в себя разнообразные игровые, здоровьесберегающие и социальные технологии, многие из которых на тот момент были новы для нашего учреждения, хотя в практике некоторых других учреждений использовались.

Программа выездного профильного лагеря МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ» для обучающихся объединений «Мотолюбители»

Актуальность данной программы это

Деятельность летнего профильного лагеря «Мотолюбители» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Наряду с воспитательными мероприятиями в лагере осуществляется изучение технических и тактических приемов езды на мотоцикле в экстремальных условиях, совершенствование навыков технического обслуживания мототехники.

Таким образом, пребывание обучающихся в профильном лагере - это не только продолжение учебного и воспитательного процесса который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности Центра детского (юношеского) технического творчества, но и подготовка к новому учебному году. Это позволяет эффективно стимулировать раннюю профилизацию, способствовать воспитанию устойчивого интереса к избранной на перспективу профессии.

ЦЕЛЬ: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в коллективе, развитие творческих способностей детей.

Задачи программы:

слайд

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику ее работы:

1. Временный характер детского объединения.

2. Разнообразная деятельность - насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью

3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности - заинтересованность ребенка каким-либо делом посредством достижения последующего определенного положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

4. Изменение позиции ребенка - своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

5. Четкий режим жизнедеятельности - максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Также разработаны критерии эффективности работы лагеря

слайд Ожидаемые результаты:

  • укрепление психологического и физического здоровья подростков;

  • повышение спортивного мастерства и спортивной квалификации обучающихся.

  • овладение определенными навыками организации своего свободного времени;

  • становление собственного «Я» воспитанника;

  • приобретение новых, и расширение имеющихся навыков в различных областях жизнедеятельности;

  • позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы детей через игру;

  • закаливание организма;

  • знакомство с разнообразными формами отдыха и видами игровой деятельности;

  • приобретение навыка самоуправления: осуществления функций лидера, дежурство по лагерю, умение работать в группах, нести ответственность за проводимые дела.

Условия реализации программы.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря - его кадровое обеспечение. Педагогический коллектив лагеря - педагоги МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ». К организации работы в лагере привлекаются родители обучающихся.

Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря:

- начальник лагеря;

- воспитатели.

Общее руководство лагерем осуществляет начальник лагеря, назначенный приказом директора Центра. Кандидатуры начальника и сотрудников лагеря утверждаются по критериям, отраженным в Положении о выездном профильном лагере МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ».

слайд Система подготовки педагогических кадров для работы в профильном лагере

За время существования лагеря, в нем сложились свои традиции, сформировалсяпедагогический коллектив: постоянный и стабильный. Это педагоги нашего Центра, все с высшей профессиональной категорией.

Соколов Ю.В., Нафиков А.З. являются руководителями объединений «Картингисты» и «Мотолюбители». 29 лет педагогического стажа, бывшие спортсмены-мотогонщики, рыбаки и охотники. Знающие, и умелые педагоги. Увлеченность своим делом, доброжелательность, сочетающаяся с требовательностью, привлекают ребят. В общении с таким педагогами, мальчишки получают навыки настоящего мужского поведения.

Габитова С.Ф, Байтимерова Э.Р., Галиева Инна Анатольевна имеют большой опыт работы в летних загородных лагерях, в организации летнего отдыха детей в санаториях Республики Башкортостан.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ

Современные условия организации летнего отдыха требуют целенаправленной психолого-педагогической подготовки педагогического персонала лагеря и психологического обеспечения работы лагеря с круглосуточным пребыванием.

Программа любого лагеря строится с учетом, специфики временного детского коллектива, короткого срока его существования, а педагогическое воздействие на детей во время каникул является более эффективным, чем в период учебы в школе. Таким образом, применяемые в процессе реализации программы смены позволяют видеть конкретные результаты сразу: ребенок был замкнутым - стал общительным, появилось много друзей. Целенаправленный летний отдых подростков способен влиять на развитие их личности, подготавливая к реальной жизни в будущем.

Следующее Условие реализации программы.

СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОХРАНЫ, ПРОТИВОПОЖАРОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основные принципы организации безопасного жизнеобеспечения лагеря отражены в Положении об организации выездного профильного лагеря и соответствуют "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа".

Лагерь имеет санитарно-эпидемилогическое заключение о соответствии санитарным правилам.

Территория базового лагеря делится на зоны: жилую, бытовую, административно - хозяйственную, досугово - спортивную.

Организация работы по охране труда при подготовке и проведении летней оздоровительной работы с детьми:

  1. Приказ о назначении ответственных лиц за организацию летней оздоровительной работы, за выполнение и соблюдение правил норм охраны труда, за сохранность жизни и здоровья детей и работников в летнее время.

  2. Ознакомление работников с должностными обязанностями.

  3. Проведение вводного инструктажа с педагогами и детьми.

  4. Оформление уголка по обеспечению безопасности жизнедеятельности

5. Подготовка персонала по правилам противопожарной безопасности в лагере.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

Полноценное питание подростков лагеря составлено с учетом норм питания по СанПиН. С-витаминизация блюд осуществляется ежедневно. В рацион питания ежедневно включены свежие фрукты, овощи, натуральные соки.

В хозяйственной зоне навес для организации приготовления пищи и мытья посуды.


Основное содержание деятельности.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям: спортивно-оздоровительное,

содержательно-досуговое,

гражданско - патриотическое.

Образовательная программа «Мотолюбители», «Интеллектика», программа волонтерского движения «Может только человек»

Работа в этих направлениях имеет блочную систему. Все блоки взаимосвязаны друг с другом и плавно перетекают один в другой.

  • Блок "Здоровье и спорт."

  • Блок "Интеллект".

  • Блок "Общение."

  • Блок "Нравственность".

  • Блок "Досуг".

  • Трудовой блок.

  • Блок «Я - лидер».

Рассмотрим более подробно по блокам

Блок "Здоровье и спорт."

Цели: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Так же задачи этого блока отражены в образовательной программе профильного лагеря «Мотолюбители» И плане реализации программы волонтерского движения «Может только человек»

Формы работы:

  • Спортивные игры

  • Зарядка

  • Спортивно-игровая эстафета

  • Малые Олимпийские игры

  • Спортивно-туристская эстафета

  • Беседы о ЗОЖ

  • Спортивные викторины

  • Военно-спортивная игра

  • Спортивно-интеллектуальные эстафеты





Блок "Интеллект".

Цель: оказание помощи подросткам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять интеллектуальные умения в окружающей среде; развитие творческих и исследовательских способностей.

Задачи: создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

Формы работы:

  • Предметные викторины

  • Интеллектуально-творческие игры

  • Научно-технические олимпиады

Специализированные задачи этого блока отражены в образовательной программе профильного лагеря «Интеллектика» (Приложение №3)

Блок "Общение."

Цели: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи: формировать у учащихся культуру общения, учить конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.

Формы работы:

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Деловые игры

  • Тренинги общения

  • Самопрезентации и представления

  • Праздники, конкурсы, дебаты


Блок "Нравственность".

Цель: обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: формировать у воспитанников культуру миропонимания, позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы работы:

  • Уроки нравственности

  • Дискуссионный клуб «Может только человек»

  • Часы общения

  • Праздники

  • Тематические дни

  • Акции

  • Экскурсии

  • Коллективно-творческие дела

  • Уроки толерантности

Блок "Досуг".

Цели: воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению; формирование потребности воспитанников участвовать в коллективных творческих делах.

Задачи: использовать нестандартные творческие формы работы с учётом индивидуальных интересов и потребностей, возрастных особенностей обучающихся.

Формы работы:

  • Игровые развлекательные программы

  • Игровое Шоу

  • Конкурсы

  • Творческие игры

  • Концерты


Трудовой блок.

Цель: создание условий для проявления воспитанниками инициативы в выполнении общественно-полезной работы.

Задачи: способствовать формированию навыков самоорганизации, самообслуживания, приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности и независимости, воспитывать уважение к труду.

Формы работы:

  • Трудовой десант.

  • Операция «УЮТ».

  • Коллективная трудовая деятельность.

Работа в лагере начинается задолго до приезда. Это и подготовка мототехники, инвентаря. А по приезду - установка кухни, навеса, организация туалета, установка собственной палатки. Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, терпеливо объясняют новичкам, где лучше выбрать место для установки палатки.

В летнем профильном палаточном лагере ребенок учится быть самостоятельным, ведь там нет уборщиц, родителей, бабушек и дедушек. Всю работу надо делать самим. Жизнь в природе диктует свои правила поведения.


Блок «Я - лидер».

Детское самоуправление в лагере - это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая:

  • развитие самостоятельности воспитанников;

  • оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;

слайд Структура самоуправления:

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. Но, как же выявить лидеров и как с ними работать? Мы с вами рассмотрим на практическом занятии.

Подготовка к летнему сезону начинается задолго и проходит в несколько этапов

I. Организационно-подготовительный период (декабрь-май)

1. Формирование пакета нормативно-правовой документации деятельности выездного профильного лагеря.

Утверждение Положения выездного профильного лагеря, образовательных программ, режима работы, режима дня, меню, должностных инструкций, инструктажей, плана лагерной смены.

2. Заключение Росптребнадзора.

Создание безопасных санитарно-эпидемиологических условий работы лагеря (прохождение медосмотра работниками лагеря, детьми)

3. Установление партнерских взаимоотношений по реализации программы с различными службами.

Заключение договоров с различными службами:

Проведение дератизационной и акарицидной обработки территории лагеря,.

Договор на поставку питьевой воды.

Договор на вывоз твердых бытовых отходов.

Договор на медицинское обслуживание лагеря.

Договор на поставку сертифицированных продуктов питания.

4. Подбор кадров для работы в летнем выездном профильном лагере.

Методическая деятельность по плану

5. Формирование группы детей

При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользуются обучающиеся и воспитанники из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Комплектование смены профильного лагеря осуществляется из победителей и призеров спортивных соревнований, активистов объединений, а также обучающихся и воспитанников, достигших наивысших результатов в образовательной и творческой деятельности в рамках системы дополнительного образования детей.

6. Формирование материально -технической базы лагеря

Приобретении туристического снаряжения, Хозяйственного Спортивного инвентаря. Подготовка холодильников, Бензогенератора.

Раньше мы брали палатки на прокат, в прошлом году удалось приобрести 5 трехместных палаток и 10 спальных мешков

3 года назад наши педагоги с ребятами, занимающимися в объединениях, сделали навес для кухни своими руками из металлических основ старых парт, и старых беннеров. Навес разборный и компактный. В тот же год Отдел образования отдали нашему учреждению юрту, которая стала центром нашей игровой площадки, все мероприятия проходят возле нее, местом нашего сбора, сценой.

2. Практический (июль)

  • Открытие и проведение лагерной смены в соответствии с программой деятельности лагеря

ПЛАН на слайд


3. Итогово - аналитический (август-сентябрь)

  • Мониторинг реализации программы

  • Систематизация результатов практической работы

  • Обобщение и демонстрация опыта по реализации программы на муниципальном и региональном уровне

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Анализ анкеты «Ожидание детей от пребывания в лагере», которая была проведена в начале смены, показал, что большинство детей приходят в лагерь, чтобы найти новых друзей, интересно провести время.

Для сопоставления в конце смены также было проведено анкетирование «Подведение итогов работы смены», которое показало, что ожидания большинства детей от пребывания в лагере полностью оправдались.

Из всех мероприятий, проведенных в рамках программы, приоритеты были расставлены детьми следующим образом:

  • тренировки - 36 %

  • конкурсы - 19 %,

  • праздники - 19 %

  • спортивные мероприятия - 14 %

  • экскурсии - 12 %

Данные показатели, говорят о том, что большинство мероприятий, проводимых работниками лагеря, интересны детям.

Среди предложений по улучшению работы лагеря родители отмечали необходимость расширения программы тренировок, длительности смены.

Такая положительная оценка выездного профильного лагеря «Мотолюбители» показывает правильность и актуальность работы педагогического коллектива в данном направлении.

Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, нового социального опыта.

Исходя из выше сказанного, мы стараемся делать программу лагеря максимально интересной для детей и отвечающей потребностям и детей, и их родителей и педагогов.

Необходимые документы организации выездного профильного лагеря

  • Приказ директора образовательного учреждения об открытии лагеря.

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.

  • Договор на обработку территории.

  • Заявления родителей.

  • Ведомости об уплате родительских взносов.

  • Договор на предоставление медицинской помощи.

  • Медицинские документы детей (справка с медучреждения об отсутствии противопоказаний для отдыха в выездном профильном лагере).

  • Медицинские книжки сотрудников.

  • Договор на вывоз твердых бытовых отходов.

  • Договор о поставке питьевой воды.

  • Смета расходов профильного выездного лагеря.

  • Ведомость пребывания воспитанников.

  • Положение о лагере .

  • Командировочные удостоверения всем работникам лагеря.

  • Должностные инструкции: начальника лагеря; воспитателя.

  • Журнал инструктажа по технике безопасности .

  • Инструкции по технике безопасности.






I. Организационно-подготовительный период (декабрь-май)

1. Формирование пакета нормативно-правовой документации деятельности выездного профильного лагеря.

Утверждение Положения выездного профильного лагеря, образовательных программ, режима работы, режима дня, меню, должностных инструкций, инструктажей, плана лагерной смены.

2. Заключение Росптребнадзора.

Создание безопасных санитарно-эпидемиологических условий работы лагеря (прохождение медосмотра работниками лагеря, детьми)

3. Установление партнерских взаимоотношений по реализации программы с различными службами.

Заключение договоров с различными службами:

Проведение дератизационной и акарицидной обработки территории лагеря,.

Договор на поставку питьевой воды.

Договор на вывоз твердых бытовых отходов.

Договор на медицинское обслуживание лагеря.

Договор на поставку сертифицированных продуктов питания.

4. Подбор кадров для работы в летнем выездном профильном лагере.

Методическая деятельность по плану

5. Формирование группы детей

6. Формирование материально -технической базы лагеря

II. Практический (июль)

  • Открытие и проведение лагерной смены в соответствии с программой деятельности лагеря

III. Итогово - аналитический (август-сентябрь)

  • Мониторинг реализации программы

  • Систематизация результатов практической работы

  • Обобщение и демонстрация опыта по реализации программы на муниципальном и региональном уровне

Организация профильного лагеря в УДОД технической направленности.

© 2010-2022