- Преподавателю
- Другое
- Семинар - практикум на тему: Личность педагога самопознания
Семинар - практикум на тему: Личность педагога самопознания
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алишева С.Е. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Личность педагога - воспитателя самопознания»
Цели:
-
Разработать модель учителя самопознания;
-
Способствовать развитию стремления к самопознанию и максимально полной самореализации;
-
Развивать ценностные отношения к познанию себя и окружающего мира.
Оборудование: LCD- проектор, компакт-диск с музыкой, презентация, раздаточный материал для тестов.
Ход занятия
-
Организационный момент.
Просмотр видеоролика «Учитель устами младенцев».
-
Цитата урока.
« Педагог без любви к ребенку - это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета…».
В.А. Сухомлинский
-
Притча «Микроб».
«Я посмотрел в микроскоп и увидел на другом конце трубы толстого пушистого микроба, похожего на плюшевого медведя. С минуты мы молча смотрели друг на друга, опасаясь инфекции.
- Ты какой? - наконец крикнул я в трубку.
- Холерный, - просто ответил микроб. - А ты какой?
- Национальность что ли? - не понял я.
- Да нет. Вообще.
- Ну, живой, - неуверенно сказал я.
- Я тоже живой, - сказал микроб. - А конкретнее?
Я задумался, но так и не нашелся что ответить.
- Вот видишь, - назидательно сказал микроб. - А лезешь мне в душу со своим микроскопом. Ты с собою сначала разберись.
И он был абсолютно прав.»
Притча говорит о том, что каждый человек задумывался о своем внутреннем мире, обо всех потаенных уголках своей души. Для того, чтобы каждый понял какое место занимает в этом мире, какие есть у него возможности, какой вклад он может привнести для реализации своих планов, жизненных целей.
Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
Профессиональный человек - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.
Если процесс обучения и воспитания детей, учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, эконмический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.
- Все вышесказанное приводит к мысли: «Какой должна быть личность учителя самопознания?». С этой целью мы собрались на нашем семинаре, чтобы обсудить эти вопросы.
-
Психодиагностика.
Самопознание - это наука и искусство полноценно жить, быть Человеком. Секрет человеческого счастья прост - найти и реализовать свое предназначение. Самопознание учит молодого человека творит самого себя, открывая и реализовывая свой безграничный потенциал в интересах служения обществу. Вы как будущие учителя самопознания должны начать работать над самим собой, а этому предшествует изучение своих личностных качеств, которые являются фундаментом вашей профессиональной деятельности как учителя самопознания.
«Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть»
Томас Манн
- Проведем тест «Кто я?»
Рассмотрите рисунок. На дереве и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, они занимаются различными делами и по-разному размещаются на дереве. Возьмите красный карандаш и обведите человечка, чье настроение и мироощущение похоже на ваше. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый карандаш и обведи того человечка, на чьем месте ты хотел бы находиться.
Ключ к тесту «Я» : Если ты выбрал человечка...
№ 1, 3, 6, 7. Молодец, ты целеустремленный!
№ 2, 16, 19, 18, 11, 12. Ты общительный, всегда готов протянуть другу руку помощи!
№ 4. Почаще повторяй себе, что без труда не выловишь и рыбку из пруда!
№ 5. Застенчивость должна быть в разумных пределах - работай над собой! И не забывай
отдыхать!
№ 9. Любишь развлекаться? А учиться за тебя кто будет?
№ 13, 21. Эй, не вешай нос! Жизнь прекрасна!
№ 8. Грустишь? И давно? Может, стоит поговорить с мамой? Или с другом?
№ 14. Катастрофа? А знаешь, что сказал Виктор Гюго? «Катастрофы обладают иногда
свойством... устраивать все к лучшему»!
№ 20. Тебе еще не говорили, что ты - зазнайка?
№ 17. Любишь, чтобы за тебя все делали другие? Ай-ай-ай!
№ 10,15. Поздравляем! У тебя в жизни все хорошо!
Тест «Вы умеете быть счастливым?»
У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые - по крайней мере внешне - всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос Вам поможет тест из болгарского еженедельника "Орбита".
На каждый вопрос выберете один из трех ответов:
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли к выводу, что
а) все было скорее плохо, чем хорошо,
б) было скорее хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете
а) "О, боже, время беспощадно!"
б) "А что, совсем еще не плохо!"
в) "Все прекрасно!"
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете
а) "Ну мне-то никогда не повезет!"
б) "А, черт! Почему же не я?"
в) "Однажды так повезет и мне!"
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком- либо происшествии, говорите себе:
а) "Вот так однажды будет и со мной!"
б) "К счастью, меня эта беда миновала!"
в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!"
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,
в) довольны, что начался новый день и могут быть и новые сюрпризы.
7. Думаете о Ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,
в) замечательные люди!
8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) "Меня недооценивают",
б) "Я не хуже остальных",
в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!"
9. Если Ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов
а) впадаете в панику
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.
10. Если Вы угнетены
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.
Каждый ответ: а - 0 очков, б - 1 очко, в - 2 очка.
17 - 20 очков. Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но … Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса Вам не повредит?
13 - 16 очков. Наверное, Вы "оптимально" счастливый человек, и радости в Вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с Вами удобно.
8 - 12 очков. Счастье и несчастье для Вас выражаются известной формулой "50Х50". Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
0 - 7 очков. Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила Вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти "хобби".
-
Упражнение «Неужели это я?»
Проделанная нами работа, позволила не только узнать лучше себя, но и облегчит вам выполнение следующего упражнения «Неужели это я?».
Перед вами на столе цветы, на каждом лепестке напишите свои качества, которые характеризуют именно вас (прикрепить себе).
-
Практическая часть «Модель учителя самопознания».
Одна из важных форм реализации НДО - уроки «Самопознания». Это удивительный предмет, который заставляет чувствовать и анализировать. Но анализ и чувства без действий ничто. Слова - это слова, мысли - это мысли, а чувства - всего лишь чувства, однако наша жизнь состоит из действий и поступков! В чем уникальность учителя самопознания? Он выполняет функцию «будильника». Основная задача педагога пробуждать в учащихся интерес к внутреннему миру человека, посодействовать тому, что бы ученик не только задумался о себе, о своих поступках и их нравственной сущности, а осознанно изменил тактику своего поведения на более успешную, нравственно чистую. И только личный пример учителя может помочь детям, молодежи на пути самопознания. Только его личные действия могут побудить учащихся к добрым делам.
Учитель самопознания - Добрый Волшебник и любимец всех детей. У каждого есть инструмент, с помощью которого он творит чудеса.
- Так какими «инструментами» должен владеть учитель самопознания? Попробуем решить, выполнив следующее задание: «Составьте модель учителя самопознания».
За основу берем модель «Домик», разработанной кандидатом педагогических наук В.Н. Малиновской на основе профессиограмм В.А. Сластенина и Л.Ф.Спирина.
А теперь давайте примерим наличие ваших личностных качеств, которые вы отобразили на лепесточках цветов с моделью учителя самопознания.
- Что вы определили для себя?
- Какие качества вы хотели бы развить?
-
Упражнение «Я такой, какой я есть».
Каждый человек индивидуален, каждый неповторим. Насколько сложен человек! Сколько различных характеристик, черт, особенностей, свойств, порою даже противоречащих друг другу мы можем найти в одном человеке!
Что мы вкладываем в понятие «Я»? Ответить на этот вопрос нам поможет упражнение «Я такой, какой я есть».
Сложите пополам лист бумаги, оторвите верхний угол, раскройте его.
- Что вы заметили? Свяжите данное упражнение с темой нашего семинара.
Да, это и было целью нашего семинара, чтобы вы выявили для себя целевые установки в совершенствовании профессиональных качеств.
Помните, что учитель самопознания - это:
- свеча, которая светит другим, сгорая сама;
- человек, который может делать трудные вещи легким;
- человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
-
Круг «От сердца к сердцу»
(Переделанная песня на мотив песни «От улыбки»)
От улыбки лучше стал урок
От улыбки в школе ладится работа
Улыбнись, ведь ты же педагог
Улыбнись, когда рычать тебе охота
И тогда наверняка воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив уже ошибки
С голубого ручейка, начинается река
Воспитанье начинается с улыбки
Никогда, дружок, не забывай
Что улыбка украшала чье-то детство
В воспитанье чаще применяй
Это главное техническое средство