- Преподавателю
- Другое
- Проектная деятельность обучающихся в курсе изучения информатики
Проектная деятельность обучающихся в курсе изучения информатики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьева Т.С. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Выступление на методическом семинаре в рамках районного конкурса «Учитель года - 2011» на тему
«Проектная деятельность обучающихся в курсе изучения информатики»
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь».
Можно преподавать некоторые разделы информатики так, как и многие другие предметы, когда обучение преимущественно направленно на запоминание учебного материала, т. е. на развитие памяти.
А можно построить предмет информатики как информационное моделирование, которое требует от обучающего умения определять проблемы и ставить задачи, выделять главные и второстепенные свойства изучаемых объектов, необходимые для построения моделей, уметь решать задачи с использованием различных компьютерных приложений, прогнозировать и оценивать результаты исследования, помогая тем самым формировать все перечисленные выше виды мышления.
В результате у обучаемых повышается интерес к поставленной задаче, мотивация, ответственность, требовательность к себе, стремление к лидерству, инициативность, самостоятельность, независимость, целеустремленность, умение ставить задачи и принимать решения, а, следовательно, развивается как критическое, так и творческое мышление.
В связи с тем, что меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Удовлетворение личности, общества и государства в получении качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования.
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации
- формирование высокого уровня правовой культуры
- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого предмета «Информатика и ИКТ», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю задачи:
- помочь ученикам освоить такие приемы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т.е. научить оперативно, осуществлять поиск информации, производить ее структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся
- создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки
- способствовать формированию коммуникабельности, умению работать в команде.
Поставленные задачи реализуются на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такой технологией стала проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
- социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- предметную - способность применять полученные знания на практике.
В нашей деятельности ведущая роль отводится проектной технологии. Предполагая, что если данную технологию применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью
- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании
- изменения роли учителя в образовательной среде
- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Представленный опыт работы формировался с 2002г.
В 2000г. поступило в школу 2 компьютера
В 2005г. выигран грант «Школа - центр сетевого взаимодействия», получен класс «Компьютерный класс».
С 1997г. - обучение в старших классах.
С 2007г. - обучение с 5 класса.
Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. В классе с 5-7 учениками потеря трудоспособности возникает уже на 17-20-й минуте урока, как результат усиленного гиперконтроля со стороны учителя за деятельностью учащихся.
В силу материальных причин способные учащиеся из сельской местности не имеют компьютерной техники, родители больше половины обучающихся не интересуются, для каких целей покупается компьютер Проведя мониторинг среди учащихся, выяснили, что 67% обучающихся больше времени играют на компьютере, поэтому всегда была проблема низкой мотивации к обучению.
Наша школа взяла тему программы развития МОУ «Личностно-ориентированное образование и воспитание». Соответствующую направленность учению позволяет придать использование тех личностно-ориентированных технологий, которые эффективны в условиях малокомплектной школы. Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашей школы использование метода проектов - достаточно оптимальное решение, так как можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника по отношению к учебному процессу.
Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу успешно решает метод проектов. Исследования в проекте помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
Я использую элементы проектной деятельности на обычных уроках. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Создание проектов прекрасно используется для повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
1.Изучаем теоретический материал.
2. Переходим к практическим занятиям
3.Приступаем к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Приведу пример выполнения проекта «Влияние компьютера на здоровье школьников». Все чаще из средств массовой информации мы слышим: «Компьютер наносит вред человеку».
А) Постановка проблемы:
Необходимость выявления уровня отрицательного влияния компьютера на здоровье человека и меры профилактики при работе за компьютером.
Б) Группа, получившая задание, уточняет задачу, обсуждает пути решения, уточняет требования к конечному продукту, консультируется с преподавателями, распределяет ролевые функции между участниками группы, определяет нагрузку каждого участника группы, разрабатывает структуру проектной работы. Планируются этапы работы, определяются сроки и виды промежуточного и итогового контроля.
Каждый ученик понимает важность, реальность, актуальность предстоящей работы, свою роль, конкретные действия, которые надо предпринять для реализации проекта, какие информационные источники, технологии и устройства необходимы.
В) Работа над проектом:
Анкетирование среди обучающихся, беседа с врачами ЦРБ. Ученики углубляют свои знания по теме, ищут новые источники информации: книги, учебники, энциклопедии, тематические компьютерные диски, используют Internet одновременно приобретают навыки в использовании компьютерных технологий, осваивают приемы работы со сканером, принтером, проектором, фото и видеокамерами.
Актуальность работы определяется потребностью сформировать здоровой поход обучающихся при работе с компьютером.
В ходе проекта выявлено, что мальчики чаще нарушают нормы допустимого времени работы на ПК, чем девочки. Обнаружено, что количество обучающихся, которые находятся за ПК, дольше отведенного нормами времени, неуклонно растет от 5 класса к 11 классу. Все они создают угрозу своему здоровью. При длительной работе за компьютером у ребенка возникают проблемы с психикой, а при потере информации могут возникнуть стрессы, депрессия.
Г) Защита проекта.
Защита проходила на уроках. Работа оформлена в виде презентации, сайта для проведения классных часов, родительских собраний. Данный проект получил диплом III степени на VI Республиканской научно-практической конференции «Александровские чтения».
В ходе выполнения первых проектов могут возникнуть проблемы:
1. Обучающиеся не могут самостоятельно поставить цели и задачи работы над проектом.
2. Не могут распределить обязанности.
3. Группы формируются хаотически.
4. Сбор информации осуществляется неудовлетворительно.
5. Работа над проектом идет медленно.
6. Результаты неудовлетворительные.
Постепенно все проблемы к 11 классу решаются.
Эффективность использования мультимедийной технологии очевидна - это и формирование навыков самостоятельной работы, совершенствование коммуникативных навыков, повышение культурного уровня, умение выделять важное среди большого количества материала.
Много проектов на тему «Традиции и обычаи марийского края». При выполнении проектов ребята находят много интересного, проводят исследовательскую работу. Одним из таких проектов является проект «Культура и быт марийского народа. Марийская вышивка». Тема проекта возникла случайно. На перемене рассматривали альбом с марийской вышивкой, и возник вопрос: «Есть ли среди наших знакомых человек, который не просто вышивает, а использует старинную марийскую вышивку?» Эту проблему и решила Гусева Марина. Участница проекта исследовала элементы вышивки, встречалась с мастерицами своего дела, научилась вышивать и научила других. В ходе выполнения проекта Марина углубила свои знания по теме, освоила новые информационные технологии, научилась пользоваться сканером, видеокамерой. К проекту привлекла работников музея, мастериц. Марина продолжила более глубокое исследование, став студенткой МарГУ, и выступила на конференции финно-угорских народов в Финляндии. Как приятно было услышать от неё и от её преподавателей слова благодарности при встрече на конференции «ИТО - Марий ЭЛ», что школа научила ее самостоятельности.
Область использования компьютеров с каждым годом становится все обширнее и включает в себя все более широкий спектр различных программ, начиная от простых презентаций, иллюстрирующих изучаемые темы, кончая сложными системами обучения. Важное место в этом списке занимают программы,
Потребности современного динамично развивающегося производства требуют подготовки инженеров, обладающих высоким профессионализмом, всесторонней компетентностью, мобильных, готовых к постоянному саморазвитию и совершенствованию. Одна из основных задач на уроках информатики - развитие у обучающихся навыков умения работы с компьютерной техникой, оборудованием. Эти навыки и умения во многом приобретаются в ходе выполнения проекта. Например, при изучении темы «Система автоматизированного проекта КОМПАС 3Д». Она включает в себя проектирование здания, рабочих чертежей. После получения технического задания обучающиеся должны работать над его выполнением самостоятельно, используя учебную литературу и методические пособия. Студенты, поступившие в МГТУ, не испытывают затруднения при выполнении данных проектов на 1 курсе Такой комплексный подход позволяет решить нашу основную задачу - подготовку востребованных конкурентоспособных кадров для предприятий машиностроения.
(Показать чертеж, или видеоролик со словами).
На рынке труда сегодня происходят значительные изменения. Программа «КОМПАС» используется в высших учебных заведениях при подготовке специалистов по специальности 151001 «Технология машиностроения». Изучение возможностей САПР на конкретных заданиях не только увлекательное и полезное занятие, но и составная часть компьютерного образования будущих студентов.
При выполнении данного проекта я получила навыки работать с этой программой, умения применять решения самостоятельно, при возникновении проблем обращался к учителю, сверстникам. Приобрел знания такие же, как и студент 1 курса МГТУ по дисциплине "Инженерная графика».
Использование компьютерного проектирования избавляет от рутинной, нетворческой работы, предоставляет возможность многовариантной проработки проекта и выбора оптимальною варианта.
Межпредметный коллективный проект учеников XI класса «Достопримечательности России». Собранный материал был выстроен в виде базы данных с использование программы Assecc. Данная программа считается трудной для восприятия. Обучающиеся сами выбрали город. Использовали фотографии, сделанные во время поездки. В ходе выполнения проекта материал ребята успешно изучили программу и составили альбом.
Проект явился результатом исследовательской работы над литературным и историческим материалом об этих прекрасных городах.
Совместный проект по математике и информатике для класса «Решение уравнений». Часто школьные преподаватели математики отказываются от использования компьютерных программ на уроках, опасаясь, что это приведёт к потере технических навыков вычислений. Зачастую случается так, что за громоздкими рутинными вычислениями ученик теряет суть и логику проводимых действий, следуя предложенному учителем алгоритму. Грамотное использование компьютерных средств позволяет поднять урок на качественно иной, исследовательский уровень Проект создан в программе Excel. Этот материал можно использовать и при подготовке ГИА.
При изучении программы Excel зачетной работой является «Тест по предмету», который используется для подготовка к ЕГЭ, ГИА. Проблема наших детей состоит в том, что они мало занимаются.
Этапы работы над проектом.
1. Создаются группы по выбору предмета.
2. Выбираем тему: ученики углубленно изучают тему, используя Интернет, книги, тесты.
3. Составляют тесты, учитывая специфику предмета.
4. Защиту теста проводят после уроков. Учащиеся параллельного класса его прорешивают.
В ходе выполнения проекта решаются следующие задача.
1. Усвоение темы Excel (информатика).
2. Межпредметные связи.
3. Подготовка к экзаменам.
4. Банк тестов по предметам.
Совместный коллективный проект «Ветераны ВОВ». Проект был посвящен 65-летию Победы, проходил в несколько этапов:
1) организационный (постановка задач, распределение задач по группам, планирование, причем каждая группа получала задание, являющееся частью общего, плакат, презентация, реферат);
2) исследовательский (поиск материала, написание творческих работ, посещение ветеранов);
3) заключительный (систематизация собранной информации, создание альбома о ветеранах ВОВ с помощью программы Coreldrow);
4) защита проекта (рассказ о ветеране, альбом с творческими работами учащихся (созданный и распечатанный); создание презентации на классный час ).
В школах достаточно часто источником знаний являются доклады и сообщения.
Часто на практике подготовленные материалы далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; ученики не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от конспекта, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.
Всего этого можно избежать, если предложить учащимся создать собственный мультимедийный проект (вместо традиционного реферата или доклада). Результатом подобного творчества является презентация, с помощью которой можно усвоить гораздо больше теоретического материала (по сравнению с тем же конспектом).
Например, девушки использовали материал из Интернета, работали совместно с ЦРБ, милицией, проводили анкетирование, мониторинг среди обучающихся и студентов. Данная работа была использована на уроках биологии, классных часах, на беседах с молодежью, работниками больницы и милиции.
Результатами данной работы над методической темой являются:
Педагогический эксперимент, проводимый в 7 - 9, и в 9 - 11кл. 2005-2007гг в нашей школе показали, что реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Создание авторской мультимедийной библиотеки, учебно-методических пособий и электронных учебников.
В ходе выполнения проекта научились выполнять следующие задачи (мониторинг):
-
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи
-
самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников, возможность пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно выделенной цели
-
искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор
-
предусматривать последствия выбора
-
действовать самостоятельно (без подсказки)
-
сравнивать полученное с требуемым
-
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов
-
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования
-
возможность пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (соотносят поставленную цель и условия ее достижения)
-
приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах
-
развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Применение технологии проектов привело к улучшению качества обучения. Сравнивая уровень обученности за три года, можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика. Увеличился средний балл обученности, а также повысились качество знаний и успеваемость.
Заметна положительная динамика учебных достижений: этому способствует и увеличение числа учащихся, принимающих в конференциях.
Повышению уровня обученности способствует и увеличение числа учащихся, которые выполняют творческие работы, участвуют в исследовательской деятельности.
Высказывания обучающихся после выполнения проектной работы
-
«Я могу больше общаться со своими товарищами»
-
«Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты»
-
«Мы многое узнаем друг о друге, учимся уважать мнение других»
-
«Приходится много думать, читать, ходить в библиотеку, иногда даже тратить много времени, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Но это интересно!»
-
«Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто»
-
Учителя отметили возросший интерес учащихся к предмету, углубление знаний по предмету, приобретение опыта сотрудничества и общения с людьми.
Важным аспектом в деятельности педагога является обобщение и распространение опыта. Взаимообмен педагогической информацией, методическими наработками способствует повышению качества работы. Разработки моих уроков, внеклассных мероприятий и работы моих учеников размещены на страничках педагогических сообществ: «Open class», «вики» и фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Создан личный сайт, где размещены проекты обучающихся
Проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Подведем некоторые итоги, что же такое проект?
Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
9