- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка итогового занятия по дисциплине Медицинская экология
Методическая разработка итогового занятия по дисциплине Медицинская экология
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тушина М.В. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Итоговое занятие
по дисциплине «Медицинская экология»
Занятие подводит итог изучения дисциплины «Медицинская экология».
Цели занятия - обобщить полученные знания, способствовать активизации познавательной деятельности и творчества студентов, способствовать дальнейшему развитию общих и профессиональных компетенций, таких как: быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку и проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
Экология - это междисциплинарная наука, изучающая сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванные обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привели к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук. По этому поводу можно привести слова писателя С.Залыгина:
«Сегодня экология представляется мне как деятельность, направленная на преобразование всех остальных форм деятельности современного человека: управленческой, производственной, социальной, здравоохранительной - всех без исключения. Ибо человечество подошло к тому пределу, за которым, если не будет пересмотрена вся наша жизнь в пользу сохранения природы, мы неизбежно должны будем погибнуть. Критический момент наступил».
Этот элемент урока сопровождается видеосюжетом «Земля - наш общий дом», который снят студентами нашего техникума и аудиозаписью «Музыка природы».
Терминологическая разминка.
Терминологическая разминка включает в себя объяснения терминов: экология, качество окружающей среды, благоприятная окружающая среда, экологический фактор.
-
Экология - наука, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания.
-
Экология - комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества.
-
Экология - особый научный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды.
-
Экология - совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы.
-
Экология - наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники. (1,4).
Качество окружающей среды - совокупность показателей состояния ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает или не обеспечивает полноценные процессы обмена веществ и энергии в природе, между природой и человеком, а также условия для воспроизводства жизни. Качество природы обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ. Качество О.С. характеризуется совокупностью химических, физических и биологических ее показателей.
Благоприятная окружающая среда - такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно - антропогенных объектов.
Экологический фактор - любой элемент окружающей среды, способный прямо или косвенно влиять на живой организм, хотя бы на одном из этапов его индивидуального развития. (фактор от лат. Factor - делающий, про изводящий - движущая сила, причина какого - либо процесса, явления).
Конституция Российской Федерации.
Каждый гражданин, занимающий активную жизненную позицию, должен быть юридически грамотным и знать свои конституционные права и обязанности.
Статьи Конституции Российской Федерации, определяющие права и обязанности граждан в области экологии.
Статья 42. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Статья 57. «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Эссе «Экология родного края».
Санбюллетень «Мусор - вечная тема».
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов к зачетному занятию заключается в написании эссе «Экология родного края» и оформление санбюллетеня «Мусор - вечная тема».
Цель этой работы - воспитание патриотизма, чувства ответственности за судьбу своей Родины. Работа способствует дальнейшему развитию общих компетенций - умения владеть письменной речью, способствует творчеству студентов.
Анализ работ показал, что на первое место выходит проблема мусора и вырубка леса, поэтому на эти экологические проблемы на уроке делается акцент.
«Мусор - это вечная тема», под таким названием к занятию выпущен санбюллетень, в котором наглядно показана проблема.
Обсуждение экологических проблем мирового значения, общероссийского и местного, т.е. Иркутской области и тех населенных пунктов, где проживают студенты нашего техникума.
200 тыс. лет до н.э.
Первые мусорные кучи, найденные археологами.
200 год.
В Риме возникла городская служба по уборке мусора.
1315 год.
В Париже осуществляется вывоз мусора с городских улиц.
1388 год.
Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды.
1775 год.
В Лондоне появились первые мусорные баки.
1800 год.
Муниципалитет Нью - Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.
1810 год.
В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалках.
1869 год.
Началось производство целлулоида - первого из многих видов пластмассы.
1874 год.
В Англии началось организованное сжигание городского мусора.
1897 год.
В Нью - Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.
1912 год.
Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрёл целлофан.
1932 год.
В США изобретены машины, прессующие мусор.
1942 год.
В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.
1992 год.
Международный форум в Рио - де - Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.
2000 год.
Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.
Историческая справка.
«Стихи».
Цель - чтение стихов способствует развитию памяти, оказывает положительное эмоциональное воздействие, развивает творческие способности студента.
Я обнял глобус - шар земной. Один над сушей и водой.
В руках моих материки мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги, зимой и летом береги».
Журчит глубокая река, свои лаская берега,
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещал нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус - шар земной, и что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной, я сберегу».
Практическая работа
«Определение температурной комфортности рабочего места».
Оборудование: касторовое масло, раствор йода 10%, этиловый спирт, клейстер крахмальный 5% - ный.
Выполнение работы:
1. Приготовить рабочий раствор: 10 мл. касторового масла, 15 мл. раствора йода, 75 мл. этилового спирта.
2. Небольшой участок кожи(внутренней поверхности руки) смазать рабочим раствором.
3. После высыхания кожи смазанное место покрыть тонким слоем клейстера.
Обработка результатов и выводы:
1. Сделать заключение об условиях температурного комфорта, пользуясь шкалой.
-
«жарко» - появляются пятна синей окраски;
-
«тепло» - появляются отдельные островки и точки синей окраски;
-
«хорошо/норма» - отсутствие синего окрашивания.
2. Проанализируйте полученные данные.
Сделайте вывод об экологическом состоянии рабочего места.
Какие практические действия по улучшению экологического состояния рабочего места вы можете предпринять?
Подведение итогов занятия.