• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (9 класс)

Конспект урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (9 класс)

Урок русского языка в 9 классе, УМК В.В. Бабайцевой. Разработка содержит конспект урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» и презентацию. Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. На уроке уделяется много внимания самостоятельной работе учащихся: анализируя предложенный лингвистический материал, обучающиеся самостоятельно приходят к выводу. Материал для анализа объединен одной темой - о родине, что позволяет прививать детям любо...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цели: обучающие:

1) формировать умения находить главную и придаточную часть в СПП;

2) формировать умения находить придаточную часть в составе СПП;

3) дополнить и систематизировать знания учащихся о СПП с придаточным определительным;

4) создать условия для развития критического мышления;

развивающие:

5) развивать умения самостоятельно находить нужную информацию, анализировать лингвистический материал, делать выводы;

6) развивать логическое мышление и «языковое чутье»;

7) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

воспитывающие:

8) воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение других;

9) воспитывать любовь к родине.

Тип урока: усвоение новых знаний через работу с информационными источниками

Технология: ТРКМ + компьютерная (презентация Power Point)

Методы: поисковый, репродуктивный (составление кластера), используя знания, полученные ранее и на уроке

Форма: индивидуальная и групповая

Оборудование: компьютер с мультимедийной приставкой, сигнальные смайлики

План урока

  1. Вступительное слово учителя

Стадия: вызов

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодняшний урок русского языка продолжает серию уроков по изучению СПП.

Мы познакомимся с видами придаточных предложений, используя ТРКМ и информационно-компьютерную технологии. Я, в свою очередь, попытаюсь создать условия для развития критического мышления. Работаем в группах. Данный урок - урок усвоения нового материала.

Итак, первое задание - Прием «Корзина идей»

- соберем корзину идей: напишите все, что вы знаете о изучаемой теме, т.е. о СПП (записываете отдельные мысли, слова) - время 3 мин.

- зачитаем, что у нас получилось

- Молодцы!

- А сегодня мы должны исследовать именно придаточную часть СПП. Для этого я предлагаю вам вопросы, опираясь на них, Вы исследуете предложенный материал и составите каждая группа свой кластер - Прием Кластер Слайд 3

- У доски составят кластер Горячева Аня и Юля Идрисова.

Слайд 4

Материал для анализа:

В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный.

В душе моей постоянно роятся воспоминания, которые возвращают меня в детство.

- Сравним кластеры. Все учтено при их составлении, или есть смысл что-то дополнить?

- Итак, мы имеем кластер, в котором 5 пунктов.

- Теперь каждый из вас работает с текстом, что на слайде 5

- Вы должны найти в тексте СПП с придаточными определительными и заполнить таблицу примерами данных предложений, то есть все, что Вы отмечали в кластере, находите в данных предложениях.

Текст для групповой работы; Слайд 5

  1. В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. 2. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших листьев и поискать под березами и елями белые грибы. 3. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. 4. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. 5. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения.

Физкультминутка для глаз - слайд 6

Учительна мониторе компьютера демонстрирует таблицу: Слайд 7

СПП с придаточными определительными

№ предл.

Контактное

слово

Место предложения по отношению к контактному слову

Вопрос

Средство связи





















- Итак, все готовы? Внимательно слушаем ответы и заполняем таблицу в тетрадях.

(Поочередно ученики обеих групп называют предложение и все относительно этого предложения.)

- Проверяем. Мы получили такую вот таблицу Слайд 8

- Какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Вы работали целой командой и ваше успешное выступление - результат общей работы.

Слово учителя.

- Ребята, что мы называем синонимами? Как вы думаете. Синонимами могут быть только отдельные слова или предложения тоже?

- Верно. Вот и у СПП с придаточными определительными тоже есть синонимичные конструкции - это предложения с причастными оборотами. Сейчас мы поработаем индивидуально, то есть каждый из вас заменит придаточную часть СПП причастным оборотом и полученные предложения запишет в тетрадь. Таким образом мы попытаемся с вами выполнить одно из заданий ЕГЭ - А26. Слайд 9

Причастный оборот употребляется преимущественно в письменной речи, а придаточное определительное - в разговорной. На это указывал еще А.С. Пушкин. Он говорил: « Мы не говорим «скачущая карета или подметающий дворник», а говорим: которая скачет или который подметает». Итак, за работу.

Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

Горький запах полыни, который смешивается с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после дождя.

(Учитель проходит по рядам и проверяет работу).

- Молодцы. А сейчас подведем итог урока.

Стадия рефлексия.

- что изучали сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Что свойственно придаточным определительным?

- Какой синонимичной синтаксической единицей мы можем заменить СПП с придаточным определительным?

- Молодцы!

- А сейчас, ребята, оцените свою работу и полученные на уроке знания сами: если вы все поняли, усвоили - просигнальте веселым смайликом;

Если поняли, но не совсем уверены в своих знаниях - думающим смайликом,

Если ничего не поняли - грустным смайликом.

В заключении мне хочется подарить Вам стихотворение:

Без ошибок не прожить на свете,

Коль весь век не прозябать в тищи.

Только бы, ребята, шли ошибки эти

Не от бедности, от щедрости души.

Не беда, коль тянетесь ко многому,

Плохо, коль не тянет ни к чему.

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься - не сворачивай

И на помощь маму не зови.

Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми

Были вы в учебе, в жизни и любви.


© 2010-2022