- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (9 класс)
Конспект урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (9 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | |
Автор | Лебедева Н.Г. |
Дата | 19.10.2012 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цели: обучающие:
1) формировать умения находить главную и придаточную часть в СПП;
2) формировать умения находить придаточную часть в составе СПП;
3) дополнить и систематизировать знания учащихся о СПП с придаточным определительным;
4) создать условия для развития критического мышления;
развивающие:
5) развивать умения самостоятельно находить нужную информацию, анализировать лингвистический материал, делать выводы;
6) развивать логическое мышление и «языковое чутье»;
7) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
воспитывающие:
8) воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение других;
9) воспитывать любовь к родине.
Тип урока: усвоение новых знаний через работу с информационными источниками
Технология: ТРКМ + компьютерная (презентация Power Point)
Методы: поисковый, репродуктивный (составление кластера), используя знания, полученные ранее и на уроке
Форма: индивидуальная и групповая
Оборудование: компьютер с мультимедийной приставкой, сигнальные смайлики
План урока
-
Вступительное слово учителя
Стадия: вызов
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодняшний урок русского языка продолжает серию уроков по изучению СПП.
Мы познакомимся с видами придаточных предложений, используя ТРКМ и информационно-компьютерную технологии. Я, в свою очередь, попытаюсь создать условия для развития критического мышления. Работаем в группах. Данный урок - урок усвоения нового материала.
Итак, первое задание - Прием «Корзина идей»
- соберем корзину идей: напишите все, что вы знаете о изучаемой теме, т.е. о СПП (записываете отдельные мысли, слова) - время 3 мин.
- зачитаем, что у нас получилось
- Молодцы!
- А сегодня мы должны исследовать именно придаточную часть СПП. Для этого я предлагаю вам вопросы, опираясь на них, Вы исследуете предложенный материал и составите каждая группа свой кластер - Прием Кластер Слайд 3
- У доски составят кластер Горячева Аня и Юля Идрисова.
Слайд 4
Материал для анализа:
В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный.
В душе моей постоянно роятся воспоминания, которые возвращают меня в детство.
- Сравним кластеры. Все учтено при их составлении, или есть смысл что-то дополнить?
- Итак, мы имеем кластер, в котором 5 пунктов.
- Теперь каждый из вас работает с текстом, что на слайде 5
- Вы должны найти в тексте СПП с придаточными определительными и заполнить таблицу примерами данных предложений, то есть все, что Вы отмечали в кластере, находите в данных предложениях.
Текст для групповой работы; Слайд 5
-
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. 2. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших листьев и поискать под березами и елями белые грибы. 3. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. 4. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. 5. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения.
Физкультминутка для глаз - слайд 6
Учительна мониторе компьютера демонстрирует таблицу: Слайд 7
СПП с придаточными определительными
№ предл.
Контактное
слово
Место предложения по отношению к контактному слову
Вопрос
Средство связи
- Итак, все готовы? Внимательно слушаем ответы и заполняем таблицу в тетрадях.
(Поочередно ученики обеих групп называют предложение и все относительно этого предложения.)
- Проверяем. Мы получили такую вот таблицу Слайд 8
- Какой вывод мы можем сделать?
- Молодцы, хорошо справились с заданием. Вы работали целой командой и ваше успешное выступление - результат общей работы.
Слово учителя.
- Ребята, что мы называем синонимами? Как вы думаете. Синонимами могут быть только отдельные слова или предложения тоже?
- Верно. Вот и у СПП с придаточными определительными тоже есть синонимичные конструкции - это предложения с причастными оборотами. Сейчас мы поработаем индивидуально, то есть каждый из вас заменит придаточную часть СПП причастным оборотом и полученные предложения запишет в тетрадь. Таким образом мы попытаемся с вами выполнить одно из заданий ЕГЭ - А26. Слайд 9
Причастный оборот употребляется преимущественно в письменной речи, а придаточное определительное - в разговорной. На это указывал еще А.С. Пушкин. Он говорил: « Мы не говорим «скачущая карета или подметающий дворник», а говорим: которая скачет или который подметает». Итак, за работу.
Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Горький запах полыни, который смешивается с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе.
Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после дождя.
(Учитель проходит по рядам и проверяет работу).
- Молодцы. А сейчас подведем итог урока.
Стадия рефлексия.
- что изучали сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что свойственно придаточным определительным?
- Какой синонимичной синтаксической единицей мы можем заменить СПП с придаточным определительным?
- Молодцы!
- А сейчас, ребята, оцените свою работу и полученные на уроке знания сами: если вы все поняли, усвоили - просигнальте веселым смайликом;
Если поняли, но не совсем уверены в своих знаниях - думающим смайликом,
Если ничего не поняли - грустным смайликом.
В заключении мне хочется подарить Вам стихотворение:
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тищи.
Только бы, ребята, шли ошибки эти
Не от бедности, от щедрости души.
Не беда, коль тянетесь ко многому,
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься - не сворачивай
И на помощь маму не зови.
Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми
Были вы в учебе, в жизни и любви.