• Преподавателю
  • Другое
  • Организация исследовательской деятельности обучающихся в МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района

Организация исследовательской деятельности обучающихся в МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района

Данные конкурсные материалы представлены для участия в VI Всероссийской научно-практической конференции «Развитие творческих способностей учителя и учащихся». В них обобщён опыт моей работы по организации исследовательской деятельности обучающихся  в МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района. Конкурсные материалы представляли в первоначальном виде часть моего творческого отчёта на тему «Я- организатор исследовательской деятельности»  при подтверждении высшей категории на аттестации, проводимой...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской деятельности обучающихся в МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района.

А.А. Куренков, Челябинская область, Чебаркульский район, д. Сарафаново

Исследовательская работа является одним из приоритетных на-правлений в моей работе как учителя истории и обществознания, т.к. это важный путь к развитию мыслительной деятельности и творчест-ва учащихся. Считаю, что учитель истории и обществознания в школе должен быть новатором в организации исследовательской работы учащихся, активно применять методы исследования как на уроках, так и во внеклассной работе, при подготовке к краеведческим конфе-ренциям, конкурсам научно-исследовательских работ, фестивалям.

Исследовательскую работу организую с учащимися, начиная с 5 класса. На уроках истории и обществознания формирую умение ра-ботать с текстом как одну из наиболее важных предпосылок для раз-вития мыслительной деятельности учащихся, необходимой для иссле-дований в любой области знаний. Самостоятельная работа с текстом, в т.ч. с документами является одной из составляющих исследователь-ской деятельности учащихся. Среди пятиклассников организую рабо-ту по составлению родословной семьи и написанию творческой рабо-ты «Судьба семьи в судьбе страны». Вместе с другими учащимися школы ежегодно в рамках недели истории провожу конкурсы данных творческих работ, с победителями продолжаю работу с целью подго-товки учащихся к общешкольным мероприятиям, районным и област-ным конкурсам научно-исследовательских работ, фестивалям.

При проведении нетрадиционных уроков (например тренингов, деловых игр) организую мини-исследования учащихся по каким- либо темам и проблемам (тренинг «Семейный бюджет», деловые игры «Выборы президента», « Как стать предпринимателем» и т.д.).

Одним из основных направлений во внеклассной работе по пред-метам, преподаваемым мною, считаю организацию исследователь-ской деятельности и участие одарённых детей в районных краевед-ческих конференциях и конкурсах исследовательских работ. Учащие-ся нашей школы занимали призовые места в историко- краеведческой номинации во всех конференциях, проводимых в Чебаркульском муниципальном районе с 2007 по 2014 годы. Во многом это зависело от чётко организованной и хорошо спланированной краеведческой работы в школе. На районных конференциях в 2007 и 2008 годах представлялись результаты совместной краеведческой работы уча-щихся при подготовке и проведении школьных краеведческих конфе-ренций.

В следующие два года был сделан упор на индивидуальные рабо-ты учащихся. Этому во многом способствовал школьный конкурс «Ученик года- 2008», одним из этапов которого была защита твор-ческих работ. Победитель конкурса- ученица 6 класса Хайбулина Юлия под моим руководством представила жюри высоко оценённую творческую работу «Моё село - село родное» . Работа по изучению истории села Сарафаново была продолжена в новом учебном году и достойно представлена (заняла 1 место) на районной конференции исследовательских работ в 2009 году. Данная работа имеет практичес-кое значение: её материалы используются мною на уроках НРК по ис-тории и обществознанию, при проведении недель истории, посвящён-ных 235-летию и 240-летию села Сарафаново, а также учителями школы- во внеклассной работе.

В 2009-2010 учебном году исследовательская работа проводилась в рамках кружка «Юный исследователь», документация которого бы-ла разработана мною и может быть использована учителями по любо-му предмету при организации исследовательской работы. В докумен-тацию включена памятка для учителя по организации исследователь-ской деятельности учащихся.

Из четырёх работ, разрабатываемых шестью учащимися на круж-ке, две работы доведены до конца и достойно представлены (2 треть-их места) на 4 районной конференции исследовательских работ. Дан-ные исследования о выпускниках МОУ СОШ д. Сарафаново: траги-чески погибшем в Чечне Александре Ивановиче Дмитриеве и Герое России Юрии Павловиче Яковлеве находятся в краеведческом уголке школы и музее Боевой Славы д. Сарафаново, используются моими коллегами на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Страна и Малая Родина должны знать своих Героев, и поэтому продолжается исследовательская деятельность (например, ведётся пе-реписка с Героем России Юрием Яковлевым, от него получены новые копии документов и фотографии). Кроме этого, подготовлены мате-риалы статьи о данных выпускниках для публикации в информацион-но- аналитической газете «Южноуралец».

Обобщён опыт работы коллектива МОУ СОШ д. Сарафаново по изучению биографии выпускника школы Юрия Яковлева, пропаган-де подвига, совершённого возглавляемой им танковой роты по осво-бождению Цхинвала- столицы Южной Осетии от грузинских сепара-тистов в августе 2008 года. Конкурсные материалы с фотографиями и документами из семейного архива Героя России отправлены для участия в областном конкурсе «Растим патриотов России» и заняли в 2014 году 1 место в номинации «В авангарде патриотических дел».

Мною была оказана помощь в написании и защите под руковод-ством учителя начальных классов Е.Ю. Куренковой ещё одной иссле-довательской работы самой юной из всех 18 участников в историко- краеведческой номинации ученицы 4 класса Танаевой Ольги «Судьба семьи в истории Чебаркульского района», награждённой грамотой Че-баркульского РУО за активное участие в 4 районной конференции ис-следовательских работ. Наш труд по подготовке призёров также оце-нен грамотами Чебаркульского районного управления образования.

Исследовательская деятельность учащихся до 2012 года осущест-влялась при подготовке к ежегодно проводимым в школе краеведчес-ким конференциям. Вместе со своим классом под моим руководст-вом мы собрали и оформили материалы о сельском доме культуры, ветеране педагогического труда- учителе математики Е.И. Балах-ниной, ветеране Великой Отечественной войны- защитнике блокад-ного Ленинграда Н.З. Биткулове, участнике Чеченской войны А. Л. Сафонове, участнике освоения целинных и залежных земель на юге Челябинской области, удостоенном высшей награды СССР- ордена Ленина А.П. Лутченко, в Год учителя собран материала о ветеране педагогического труда- учителе физики и трудового обучения В.Г. Леготине.

С 2013 года исследовательская деятельность учащихся осуществ-ляется при подготовке к проводимым в школе, районе краеведческим конференциям и конференциям исследовательских работ школьников «Твои первые открытия». Занимая призовые места, учащиеся вышли на региональный уровень, принимая участие в областной конферен-ции исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечест-во» и в областном конкурсе «Герои Отечества- наши земляки».

Все исследовательские работы имеют практическое значение: их материалы используются на уроках истории, обществознания, во вне-классной работе, при оформлении информационных папок и стендов краеведческого уголка школы и музея Боевой Славы д. Сарафаново. На основе исследований мною разрабатываются уроки и внеклассные мероприятия. В 2014- 2015 учебном году исследовательские работы о наших земляках- героях Ю.П.Яковлеве и А.И.Дмитриеве будут дора-ботаны и представлены нами в направлении «Человек и Малая Роди-на» на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских ра-бот старшеклассников «Человек в истории. Россия 20 век.»

Таким образом, исследовательская работа является особым видом моей деятельности, ведь деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта. Её организация способствует развитию творчес-ких способностей учителя и учащихся, личностному развитию детей.

© 2010-2022