• Преподавателю
  • Другое
  • Сборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детей

Сборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УСборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детейправление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района

МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» Джанкойского района Республики Крым


Информационно - методический вестник





Разработки открытых занятий кружков педагогов дополнительного образования детей





В методическом вестнике представлены открытые занятия кружков, проведенные педагогами дополнительного образования детей МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» Джанкойского района


Материалы обобщила и подготовила методист МОУ ДОД «Эколого - биологический центр» центра Пышкина В.И.



















Открытое занятия кружка «Юный орнитолог», педагог дополнительного образования

Арсиевич Татьяна Анатольевна


Тема: Птицы нашего парка.

Цель: Обобщить знания о птицах, которые обитают в парке и зооуголке.

Задачи: Изучить родину птиц зооуголка.

Обобщение знаний по птицам оседлым, кочевым и перелётным. Обобщение изучения материала.

Тип занятия: систематизация знаний обучающихся

Используемые формы и методы: рассказ, игры.

Материалы и оборудование: карта мира, плакат «Птицы», раздаточный материал: карточки птиц, цветные наклейки.

Ход занятия

Вступительное слово педагога

Ребята я прошу вас вспомнить все, то, что мы изучали на занятиях кружка, будьте внимательны, активны, а в конце занятия подведем итог и выясним, кто лучший орнитолог нашего кружка. В конце занятия мы подведем итог и за правильный ответ вы получаете закладку для книг.

В нашем зооуголке содержится большой видовой состав птиц, которые обитают не только в нашей местности, но и завезены из других стран, материков.

Сейчас я предлагаю совершить путешествие на родину птиц зооуголка Путешествие совершим с помощью карты мира, и рисунков птиц. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете вспоминать птиц, которые обитают в зооуголке, называть их родину, биотопы - места их обитания в природе и располагать карточки на материк их проживания.

Беседа:

1. Начнём своё путешествие с самой большой птицей в мире. Это? (африканский страус).

Место обитания в природе - это пустыня и степные районы Африки. Эти страусы ещё в ледниковый период обитали Во время раскопок найдены яйца страусов в Херсонской, Одесской, Николаевской областях и в Крыму.

2. Какие следующие по величине птицы обитают в зооуголке?

(Эму - обитают в степях и лесостепных зонах Австралии. Это южное полушарие и на данное время там лето. Они так как и на своей родине, у нас гнездятся в декабре, январе, феврале месяцах). Мы были в зооуголке и видели, что на данное время страусы сидят на гнёздах.

3. О какой птице орнитологи говорят: «у них крик дьявола, красота ангела, а походка вора»? На родине в Индии они обитают в лесах и джунглях. (индийский павлин )

4. Какой вид птицы называют «золотой»? (фазаны: алмазный, серебристый, ушастый, королевский, свайна Элеотта).

Родина фазана - Китай, предгорная и горная зона Китая. Излюбленные места фазана - это луга, побережье рек, а гнёзда устраивают в кустах на земле.

5. Назовите самую маленькую птицу нашего зооуголка? (Волнистый попугайчик). Родина - Австралия. В природе они только зелёного цвета, а все другие цвета выведены искусственно.

Какие ещё попугаи находятся здесь? (нимфа, роззелла, неразлучники).

6. Какие птицы из семейства журавлиных обитают в зооуголке? (Журавль-красавка). Родина - Керченский полуостров, степи Крыма - Черноморский район. Журавли выводят здесь птенцов, а зимовать улетают в Индию, Африку.

7. Какая самая большая птица обитает на водоёме нашего зооуголка? (Лебедь-шипун). Обитает почти во всей Европе и у нас в Крыму на водно-болотных угодьях.

8. Какой ещё вид лебедей есть на водоёме? (черный лебедь). Родина - Австралия. Эта птица также гнездится в это время в Австралии и у нас.

9. Какие виды водоплавающих птиц нашей местности вы знаете? (галгазы, лысуха, серая утка).

10. Какой вид гусей обитает на водоёме и занесен в Красную книгу? (горный гусь). Родина - Китай. Обитают в горных озёрах Китая.

11. Какие древесные утки в зооуголке? королинская утка. Родина - Северная Америка (мандаринка). Родина - Дальний Восток.

Гнёзда утки устраивают в дуплах деревьев, и даже в искусственных гнёздах.

Закрепление материала

Птицы парковой зоны.


А сейчас, давайте определим птиц парковой зоны по категориям: это оседлые, кочевые, перелётные.

Оседлые - это птицы, которые обитают на одной территории не зависимо от времени года (воробей, сова, синица, сорока, зяблик, горлица).

Кочевые - птицы перелетают с одной местности на другую в поисках корма (дубонос, свиристель, дрозд ).

Перелетные - это птицы, которые на лето улетают в теплые края, а на время гнездовья прилетают в нашу местность.(иволга, ласточка, соловьи, стрижи, трясогузка, удод).

Игра.

Ребята, а сейчас проведем игру. Для этого необходимо разделиться на команды. Три команды: оседлые, кочевые, перелётные птицы. Каждой команде раздаю наклейки разного цвета с обозначениями категорий птиц. Ребята, на плакате «Птицы» вы должны разместить наклейки своей команды, посоветовавшись одну минуту.


Мини - викторина

Вопросы.

  1. Что для птиц страшнее: голод или холод?

  2. Как птицы узнают, что пора лететь на зимовку? (это изменение длины светового дня, это каждый год одинаково).

  3. Какая в зооуголке птица на данное время сидит на яйцах? (эму)

  4. Какое гнездо птицы напоминает сказочный домик? (сорочье)

  5. Какие птицы селятся в сорочьих гнёздах? (пустельга, сова ушастая, вяхирь).

Подведение итога занятия

Итак, ребята, мы сегодня провели увлекательное занятие. Побывали на материках гнездования птиц. Вспомнили птиц нашего парка, провели игру и мини викторину.

А сейчас подведем итог нашего занятия, кто же из вас оказался лучшим орнитологом нашего кружка. Победителю вручается набор брошюрок, а всем участникам по закладке для книг.


Занятие - экскурсия

кружка «Юные друзья природы» , педагог Андрущенко Дарья Викторовна

Тема: Экскурсия. Наблюдение за изменением видового состава птиц зимой.

Цель: изучить видовой состав птиц, встречающихся в приделах населенного пункта зимой.

Задачи:

1. Определить видовой состав птиц, встречающихся в населенном пункте в зимний период.

2. Установить зависимость дистанции вспугивания разных видов птиц от:
- поведения человека и создаваемых им условий обитания;
- изменений естественных условий обитания.

Ход работы.

Инструктаж педагога о проведении наблюдений

1. Дайте общую характеристику населенного пункта, в котором проводятся наблюдения. Заложите маршрут длиной около 1 км, проходящий по разнообразным местам населенного пункта. Каждый раз, проходя по маршруту, проводите учет количества встреченных птиц по видам. Как меняется количество птиц в населенном пункте в зависимости от температурных и погодных условий? Как это может быть связано с размерами населенного пункта, наличием и доступностью источников корма, другими факторами?

2. Понаблюдайте за поведением птиц. Что привлекает птиц к жилью человека?

3. На маршруте определяйте дистанцию вспугивания - расстояние до взлетающей птицы при приближении наблюдателя. Проведите не менее 10 измерений для каждого вида в конкретных условиях. Как зависит дистанция вспугивания от:
- поведения человека?
- поведения птицы в момент вспугивания?
- температуры и других погодных условий?

От чего, по вашему мнению, зависит различие дистанций вспугивания у разных видов и в разных условиях?

4. Какие способы кормодобывания используют птицы (собирают корм с поверхности, долбят и т.д.)?

5. Разбиться на 2 команды для лучшего охвата территории.

Сборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детейСборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детей

Сборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детей

Заполните таблицу

Виды птиц

Количество птиц

1

Вороны


2

Сова


3

Домовой воробей


4

Сизый голубь





Открытое занятие кружка

«Природоведение для дошкольников»,

педагог дополнительного образования детей Шкуренко Ирина Николаевна


Тема: «Вода - волшебница. Вода и её свойства»

Цель: познакомить детей со свойствами воды и значением воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, о разнообразии состояний воды на примере опыта. Продолжать знакомство со свойствами воды.

Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственную связь.

Оборудование: компьютерное оборудование для прослушивания звука воды, широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, соломинки, прозрачная посуда различной формы, тарелочки, лёд прямоугольной формы.

Понятия: прозрачная, жидкая, легкая вода

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала

Прослушивание звука воды с закрытыми глазами.

- Ребята, что это за звук? Что он вам напоминает? (ответы детей)

- Правильно, это звук воды, которая льется. Сегодня, наше занятие будет о воде-волшебнице.

- Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжковой:

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Беседа с детьми:

Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (1 - в помещении, 2 -. на улице.)

Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, ку­паемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой; а она все течет и течет, не кончается. В кране ­вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке; потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобнос­ти открытые краны.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Приглашаю к себе, кладу самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сде­лать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани пре­вратится в главную речку, остальные (можно использовать ленты) - в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.

Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем - это к нам птицы летят

Как они сядут покажем: крылья сложили назад.

Педагог

Предлагаю детям рассмотреть на столах два стаканчика: один с водой, другой с соком. В оба стаканчика поло­жить соломку. В каком стаканчике соломка видна, а в каком нет? Почему?

Сделать вывод: вода прозрачная, а сок нет.

Предлагаю детям попробовать воду через соломинку.

Есть ли у нее вкус? Дать попробовать сок. Доказать, что у воды нет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, так как в ней много разных солей. Её человек не может пить.

Предлагаю понюхать воду.

- Чем она пахнет?

Вывод: у воды нет запаха.

Предлагаю детям перелить воду из одного стакана в другой.

- Льется вода? Почему?

Вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Привести пример киселя (жидкий, густой)

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Лёд - это твердая вода.

Обратить внимание детей на кубики льда, на то, как постепенно уменьшаются.

Что с ними происходит?

Обратить внимание на то, что отличающиеся по величине кусочки льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лёд - это тоже вода.

Вода не имеет формы.

Предлагаю рассмотреть кусочек льда (лёд - это твердая вода) прямоугольной формы.

- Какой формы этот кусочек льда?

- Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в тарелку, на ладошку, на стол?

- Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает).

- А жидкая вода?

- Ребята, налейте воду в тарелку.

- Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

Кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности тарелки.

Предлагаю поиграть в веселую игру «Прилетели птицы». Педагог предупреждает детей:

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем. При­летели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети хлопают.

Педагог : Что неправильно?

Дети: мухи.

Педагог : А мухи - это кто?

Дети: насекомые.

Педагог: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны,

галки, макароны.

Дети хлопают.

Педагог: Прилетели птицы: голуби, куницы ... Дети хлопают. Игра продолжается.

Педагог:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки, комары… Дети хлопают. Игра продолжается

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Сказать детям, что стрижи, аисты, чибисы, чижи, кукушки, совы-сплюшки, лебеди, скворцы, на зиму улетают на юг, поэтому прилететь могут только весной.

Итог занятия





© 2010-2022