- Преподавателю
- Другое
- Сборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детей
Сборник разработок открытых занятий педагогов дополнительного образования детей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пышкина В.И. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района
МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» Джанкойского района Республики Крым
Информационно - методический вестник
Разработки открытых занятий кружков педагогов дополнительного образования детей
В методическом вестнике представлены открытые занятия кружков, проведенные педагогами дополнительного образования детей МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» Джанкойского района
Материалы обобщила и подготовила методист МОУ ДОД «Эколого - биологический центр» центра Пышкина В.И.
Открытое занятия кружка «Юный орнитолог», педагог дополнительного образования
Арсиевич Татьяна Анатольевна
Тема: Птицы нашего парка.
Цель: Обобщить знания о птицах, которые обитают в парке и зооуголке.
Задачи: Изучить родину птиц зооуголка.
Обобщение знаний по птицам оседлым, кочевым и перелётным. Обобщение изучения материала.
Тип занятия: систематизация знаний обучающихся
Используемые формы и методы: рассказ, игры.
Материалы и оборудование: карта мира, плакат «Птицы», раздаточный материал: карточки птиц, цветные наклейки.
Ход занятия
Вступительное слово педагога
Ребята я прошу вас вспомнить все, то, что мы изучали на занятиях кружка, будьте внимательны, активны, а в конце занятия подведем итог и выясним, кто лучший орнитолог нашего кружка. В конце занятия мы подведем итог и за правильный ответ вы получаете закладку для книг.
В нашем зооуголке содержится большой видовой состав птиц, которые обитают не только в нашей местности, но и завезены из других стран, материков.
Сейчас я предлагаю совершить путешествие на родину птиц зооуголка Путешествие совершим с помощью карты мира, и рисунков птиц. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете вспоминать птиц, которые обитают в зооуголке, называть их родину, биотопы - места их обитания в природе и располагать карточки на материк их проживания.
Беседа:
1. Начнём своё путешествие с самой большой птицей в мире. Это? (африканский страус).
Место обитания в природе - это пустыня и степные районы Африки. Эти страусы ещё в ледниковый период обитали Во время раскопок найдены яйца страусов в Херсонской, Одесской, Николаевской областях и в Крыму.
2. Какие следующие по величине птицы обитают в зооуголке?
(Эму - обитают в степях и лесостепных зонах Австралии. Это южное полушарие и на данное время там лето. Они так как и на своей родине, у нас гнездятся в декабре, январе, феврале месяцах). Мы были в зооуголке и видели, что на данное время страусы сидят на гнёздах.
3. О какой птице орнитологи говорят: «у них крик дьявола, красота ангела, а походка вора»? На родине в Индии они обитают в лесах и джунглях. (индийский павлин )
4. Какой вид птицы называют «золотой»? (фазаны: алмазный, серебристый, ушастый, королевский, свайна Элеотта).
Родина фазана - Китай, предгорная и горная зона Китая. Излюбленные места фазана - это луга, побережье рек, а гнёзда устраивают в кустах на земле.
5. Назовите самую маленькую птицу нашего зооуголка? (Волнистый попугайчик). Родина - Австралия. В природе они только зелёного цвета, а все другие цвета выведены искусственно.
Какие ещё попугаи находятся здесь? (нимфа, роззелла, неразлучники).
6. Какие птицы из семейства журавлиных обитают в зооуголке? (Журавль-красавка). Родина - Керченский полуостров, степи Крыма - Черноморский район. Журавли выводят здесь птенцов, а зимовать улетают в Индию, Африку.
7. Какая самая большая птица обитает на водоёме нашего зооуголка? (Лебедь-шипун). Обитает почти во всей Европе и у нас в Крыму на водно-болотных угодьях.
8. Какой ещё вид лебедей есть на водоёме? (черный лебедь). Родина - Австралия. Эта птица также гнездится в это время в Австралии и у нас.
9. Какие виды водоплавающих птиц нашей местности вы знаете? (галгазы, лысуха, серая утка).
10. Какой вид гусей обитает на водоёме и занесен в Красную книгу? (горный гусь). Родина - Китай. Обитают в горных озёрах Китая.
11. Какие древесные утки в зооуголке? королинская утка. Родина - Северная Америка (мандаринка). Родина - Дальний Восток.
Гнёзда утки устраивают в дуплах деревьев, и даже в искусственных гнёздах.
Закрепление материала
Птицы парковой зоны.
А сейчас, давайте определим птиц парковой зоны по категориям: это оседлые, кочевые, перелётные.
Оседлые - это птицы, которые обитают на одной территории не зависимо от времени года (воробей, сова, синица, сорока, зяблик, горлица).
Кочевые - птицы перелетают с одной местности на другую в поисках корма (дубонос, свиристель, дрозд ).
Перелетные - это птицы, которые на лето улетают в теплые края, а на время гнездовья прилетают в нашу местность.(иволга, ласточка, соловьи, стрижи, трясогузка, удод).
Игра.
Ребята, а сейчас проведем игру. Для этого необходимо разделиться на команды. Три команды: оседлые, кочевые, перелётные птицы. Каждой команде раздаю наклейки разного цвета с обозначениями категорий птиц. Ребята, на плакате «Птицы» вы должны разместить наклейки своей команды, посоветовавшись одну минуту.
Мини - викторина
Вопросы.
-
Что для птиц страшнее: голод или холод?
-
Как птицы узнают, что пора лететь на зимовку? (это изменение длины светового дня, это каждый год одинаково).
-
Какая в зооуголке птица на данное время сидит на яйцах? (эму)
-
Какое гнездо птицы напоминает сказочный домик? (сорочье)
-
Какие птицы селятся в сорочьих гнёздах? (пустельга, сова ушастая, вяхирь).
Подведение итога занятия
Итак, ребята, мы сегодня провели увлекательное занятие. Побывали на материках гнездования птиц. Вспомнили птиц нашего парка, провели игру и мини викторину.
А сейчас подведем итог нашего занятия, кто же из вас оказался лучшим орнитологом нашего кружка. Победителю вручается набор брошюрок, а всем участникам по закладке для книг.
Занятие - экскурсия
кружка «Юные друзья природы» , педагог Андрущенко Дарья Викторовна
Тема: Экскурсия. Наблюдение за изменением видового состава птиц зимой.
Цель: изучить видовой состав птиц, встречающихся в приделах населенного пункта зимой.
Задачи:
1. Определить видовой состав птиц, встречающихся в населенном пункте в зимний период.
2. Установить зависимость дистанции вспугивания разных видов птиц от:
- поведения человека и создаваемых им условий обитания;
- изменений естественных условий обитания.
Ход работы.
Инструктаж педагога о проведении наблюдений
1. Дайте общую характеристику населенного пункта, в котором проводятся наблюдения. Заложите маршрут длиной около 1 км, проходящий по разнообразным местам населенного пункта. Каждый раз, проходя по маршруту, проводите учет количества встреченных птиц по видам. Как меняется количество птиц в населенном пункте в зависимости от температурных и погодных условий? Как это может быть связано с размерами населенного пункта, наличием и доступностью источников корма, другими факторами?
2. Понаблюдайте за поведением птиц. Что привлекает птиц к жилью человека?
3. На маршруте определяйте дистанцию вспугивания - расстояние до взлетающей птицы при приближении наблюдателя. Проведите не менее 10 измерений для каждого вида в конкретных условиях. Как зависит дистанция вспугивания от:
- поведения человека?
- поведения птицы в момент вспугивания?
- температуры и других погодных условий?
От чего, по вашему мнению, зависит различие дистанций вспугивания у разных видов и в разных условиях?
4. Какие способы кормодобывания используют птицы (собирают корм с поверхности, долбят и т.д.)?
5. Разбиться на 2 команды для лучшего охвата территории.
Заполните таблицу
№
Виды птиц
Количество птиц
1
Вороны
2
Сова
3
Домовой воробей
4
Сизый голубь
Открытое занятие кружка
«Природоведение для дошкольников»,
педагог дополнительного образования детей Шкуренко Ирина Николаевна
Тема: «Вода - волшебница. Вода и её свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами воды и значением воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, о разнообразии состояний воды на примере опыта. Продолжать знакомство со свойствами воды.
Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственную связь.
Оборудование: компьютерное оборудование для прослушивания звука воды, широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, соломинки, прозрачная посуда различной формы, тарелочки, лёд прямоугольной формы.
Понятия: прозрачная, жидкая, легкая вода
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Изучение нового материала
Прослушивание звука воды с закрытыми глазами.
- Ребята, что это за звук? Что он вам напоминает? (ответы детей)
- Правильно, это звук воды, которая льется. Сегодня, наше занятие будет о воде-волшебнице.
- Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжковой:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Беседа с детьми:
Воспитатель: Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (1 - в помещении, 2 -. на улице.)
Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой; а она все течет и течет, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке; потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Приглашаю к себе, кладу самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку, остальные (можно использовать ленты) - в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны не оставлять открытыми.
Физминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - это к нам птицы летят
Как они сядут покажем: крылья сложили назад.
Педагог
Предлагаю детям рассмотреть на столах два стаканчика: один с водой, другой с соком. В оба стаканчика положить соломку. В каком стаканчике соломка видна, а в каком нет? Почему?
Сделать вывод: вода прозрачная, а сок нет.
Предлагаю детям попробовать воду через соломинку.
Есть ли у нее вкус? Дать попробовать сок. Доказать, что у воды нет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, так как в ней много разных солей. Её человек не может пить.
Предлагаю понюхать воду.
- Чем она пахнет?
Вывод: у воды нет запаха.
Предлагаю детям перелить воду из одного стакана в другой.
- Льется вода? Почему?
Вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Привести пример киселя (жидкий, густой)
Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Лёд - это твердая вода.
Обратить внимание детей на кубики льда, на то, как постепенно уменьшаются.
Что с ними происходит?
Обратить внимание на то, что отличающиеся по величине кусочки льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лёд - это тоже вода.
Вода не имеет формы.
Предлагаю рассмотреть кусочек льда (лёд - это твердая вода) прямоугольной формы.
- Какой формы этот кусочек льда?
- Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в тарелку, на ладошку, на стол?
- Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает).
- А жидкая вода?
- Ребята, налейте воду в тарелку.
- Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: жидкая вода не имеет формы.
Кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности тарелки.
Предлагаю поиграть в веселую игру «Прилетели птицы». Педагог предупреждает детей:
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети хлопают.
Педагог : Что неправильно?
Дети: мухи.
Педагог : А мухи - это кто?
Дети: насекомые.
Педагог: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны,
галки, макароны.
Дети хлопают.
Педагог: Прилетели птицы: голуби, куницы ... Дети хлопают. Игра продолжается.
Педагог:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, комары… Дети хлопают. Игра продолжается
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Сказать детям, что стрижи, аисты, чибисы, чижи, кукушки, совы-сплюшки, лебеди, скворцы, на зиму улетают на юг, поэтому прилететь могут только весной.
Итог занятия