Пришло время меняться мне и моей школе

 Рефлексивный отчёт на практике в школе ,в период учёбы на трёхмесячных курсах обучения учителей по программе первого (продвинутого уровня) в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан. Проработав в школе более четверти века, я никогда не задумывалась над тем, каким образом развивается образование в других странах. Образцом был Советский Союз, где система образования, как мы считали, была на высоком уровне. Мои убеждения начали меняться, я бы даже...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пришло время меняться моей школе.

Проработав в школе более четверти века, я никогда не задумывалась над тем, каким образом развивается образование в других странах. Образцом был Советский Союз, где система образования, как мы считали, была на высоком уровне. Мои убеждения начали меняться, я бы даже сказала ломаться, когда я начала обучаться на уровневых курсах.

Изучая «Руководство для учителя», я обратила внимание, что за основу взяты, исследования и изменения в образовании конца XX начала XXI веков, и я практически незнакома с работами ведущих учёных, психологов, педагогов, мало того я даже не знала о существовании многих из них.

В последнее время стремительно развивается и меняется не только наука, техника, меняется жизнь каждого человека. Около 10-15 лет назад в нашу жизнь «вошли» компьютеры, а сейчас мы не представляем свою жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Дети стали совершенно другими. Не лучше или хуже, просто другими. И учить их надо по другому, по новому.

Следовательно, в образовании всё необходимо менять, или же всё изменилось, а может только меняется?.. Где? Только в Казахстане или же в других странах…

Взяв за основу данные Организации и проведения международных сравнительных исследований оценки образовательных достижений обучающихся (TIMSS, PISA, PIRLS), я выяснила, что одно из лидирующих мест во всех рейтингах занимает Сингапур. Публикации экспертов в области образования подтвердили, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире.

Очень интересно, что образование в Сингапуре построено по британскому принципу и является приоритетным направлением социальной политики, кроме этого в стране работают государственные и частные школы. Школьное образование, как и в Казахстане, - трёхступенчатое. Но только дошкольное обучение (3 года), начальное (6 лет) и среднее (4-5 лет). А вот для поступление в ВУЗы необходимо пройти предподготовку ещё 2-3 года.

Реорганизация системы образования началось в 1979 году. Новая образовательная система предусматривала три направления:

1. Введение потокового обучения в начальной и средней школе.

2. Повышение социального статуса учителя.

3. Внедрение постоянного и систематического повышения квалификации для преподавателей и директоров школ.

И очень важно, что уже через несколько лет результаты нововведений достигли следующих результатов.

С 1992 г. в средних школах был введен технический поток, на который переводили школьников, недостаточно хорошо сдавших выпускной экзамен в начальной школе.

С 2004 года произошла постепенная отмена потокового обучения в начальной школе, в настоящее время индивидуальные программы обучения складываются из комбинаций тех предметов, которые изучают ученики по собственному выбору и по рекомендации школы. Суть этапа можно кратко охарактеризовать как создание институциональных механизмов выявления и развития способностей и талантов ребенка на каждом этапе школьного образования…

… На этапе среднего образования при формальном сохранении потоков была увеличена гибкость системы: школьникам предоставили возможность изменять направление обучения в случае изменения их академической успеваемости. [2]

Меня заинтересовало, что учителя и директора школ - госслужащие, которых принимают на работу по единому государственным критериям отбора учителей, который администрируется Министерством образования Сингапура совместно с Национальным институтом образования.

По моему мнению в нашем государстве необходимо ввести как в Сингапуре систему отбора педагогических кадров. Перед тем как поступить учиться по педагогическим специальностям будущий студент должен провести пять и более недель в школе для ознакомления с её деятельностью, а затем проводить оценку потенциального учителя.

В системе школьного образования Сингапура, Великобритании, Китая есть общие направления:

1. Обучение является обязательным и начинается с 5-6 лет.

2. Обучение ведётся по государственному учебному плану, цель которого сделать образовательную систему более глубокой, сбалансированной и согласованной.

3. Проводятся обязательные экзамены при переходе на более высокую ступень обучения.

4. Основная цель развития образовательных систем - готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, которая мотивирует к дальнейшему обучению, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства перед обществом.

5.Реформирование системы образования идёт в ногу со временем.

В рассмотренных системах образования мне импонирует то, что учащихся обучают учиться, для того чтобы применить знания в жизни. И как следствие ученики показываю результаты при проведении международных сравнительных исследований оценки образовательных достижений обучающихся.

Во всём мире, включая Республику Казахстан, школьные реформы коренным образом изменили или начали менять систему образования: среднее образование стало общедоступным и бесплатным, более того оно стало дифференцированным в разных странах и на разных ступенях школы, образование стало профильным.

«Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в частности являются: первый-«Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и второй-«Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» » - говориться в Руководстве учителя.

Я считаю, что в Казахстане уделяется большое значение образованию. «СТРАНА, НЕ УМЕЮЩАЯ РАЗВИВАТЬ ЗНАНИЯ, В ХХI ВЕКЕ ОБРЕЧЕНА НА ПРОВАЛ»,- сказал президент нашей страны. [3] По моему мнению, глава государства Н.А. Назарбаев уделяет огромное внимание образованию. Человек, не посвящённый в дела образования, изучив ежегодные послания президента, отметит, что образование является -главной заботой государства.

Я думаю, что закон «Об образовании РК», Государственная Программа развития образования нацеливают учителей на изменения не только в методах обучения, но и на изменения своей позиции к обучению.

«Предлагаемая авторами Программы первого уровня концепция управления и лидерства обучения базируется на убеждении в том, что существует значительный неиспользованный потенциал, способствующий улучшению образования, который может быть реализован при условии оказания поддержки учителям, сопровождающейся нововведениями и совместным с коллегами профессиональным развитием».

«В 2011 году во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» Казахстан по индексу развития образования находился в четверке лидеров среди 129 стран мира. Для развития образовательной системы республики важное значение приобретает участие в международных сравнительных исследованиях. В настоящее время Казахстан участвует в двух крупных исследованиях TIMSS и PISA… Вместе с тем, в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 18 место по охвату среднего образования». [4] В 2016 году нам предстоит принять участие в международном исследовании PIRLS.

Советник по вопросам образования Фонд Сорос-Казахстан Сауле Каликова говорит, что «мы не имеем права изобретать велосипед», нам необходимо учитывая наш менталитет, идти по проторенному пути передовых стран в области образования. Я считаю, что мы должны учиться у других стран, перенимать всё самое передовое в образовании, но мы не должны перечёркивать тот богатый, накопленный годами опыт нашего казахстанского образования.

Мне кажется, в системе образования уже идут процессы преобразования, ярким примером служат курсы в рамках уровневых программ повышения квалификации по Кембриджской системе. Идея данных курсов -непрерывное профессиональное развития учителя в условиях интеграции казахстанского образования в мировое образовательное пространство.

Я знаю, что обучение проходят учителя разных школ, городских и сельских, начали обучаться на девятимесячных курсах директора школ, а вот работники министерства, во главе с министрами остаются на тех же позициях. Как же работать, ведь мы останемся непонятыми!

Но оказывается, что уже нынешним летом представители данной структуры пройдут курсы.

Теперь я не сомневаюсь, нас ждут перемены, и это перемены в лучшую сторону.

На протяжении всего обучения передо мной стояла проблема:

ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ, я применю в своей педагогической практике. НУЖНЫ ЛИ это изменения моей школе, учителям, моим ученикам?

Пересматриваю страницы «Руководства» и нахожу слова, подтверждающие мои мысли «Основополагающей предпосылкой программы Центра педагогического мастерства является то, что учителя должны не только знать, как добиться улучшений в классах и школах, но и знать для чего». [5] Действительно, я стала много думать, размышлять, я смотрю на построение урока, на свою работу, работу с учителями с иной точки зрения, оцениваю уже проделанную работу с другой позиции, отмечая плюсы и минусы.

«С какой целью организую данную работу? Зачем это надо учителям? Для чего это надо мне? Как правильно организовать работу?». Я стала замечать, что стала мыслить по - иному. На заседаниях РМО я уже использовала работу учителей в группах, например, для изучения методического письма по предмету, но теперь я знаю, как это сделать правильно. И может быть у меня не всё получиться, но я уже более качественно смогу сделать самооценку своей работы и исправить допущенные ошибки.

А ещё есть задумка, с учителями, обучающимися на первом уровне, провести коучинг для районного методического объединения учителей математики. Это мои первые шаги в реализации программы курсов на уровне района.

В нашей школе сплочённый, творческий педагогический коллектив. Моей поддержкой будет неформальная творческая группа нашего коллектива, кроме этого один педагог прошёл курсы второго уровня, и ещё один -курсы третьего уровня, эти учителя- моя опора. Я постараюсь правильно организовать работу с данными учителями. Уверена, что они не только будут плодотворно работать, но и подскажут и помогут мне, как более опытные в этом отношении учителя. Учитывая, что у учителя, окончившего второй уровень, есть уже подопечная, и я буду работать в этом направлении, то в нашем небольшом коллективе уже пять человек смогут работать применяя элементы 7 модулей программы. Я считаю, что в нашей школе, это хорошее начало для изменения подходов в преподавании и обучении.

Только теперь, после прохождения курсов, я стала понимать моменты уроков, которые давали учителя прошедшие второй и третий уровень. А некоторые учителя отнеслись к урокам с непониманием и с недоверием к методам ведения уроков. Вспоминаю фразу одной такой учительницы: «Проиграли, проговорили на уроке. А какие знания учащиеся покажут на ЕНТ?». Тогда я не смогла привести аргументы в пользу уроков проведённых с применением Программы, хотя видела, что учащимся уроки нравятся и даже у слабых учеников появился интерес к таким урокам.

Но существует и другое отношение к урокам с применением 7 модулей: «Нам понравились уроки с применением 7 модулей это, знания учащимися усваивались легче и глубже. Это очень интересно и современно» - пишет учитель, посетив серию уроков физики. (Газета «Звонок №2» ), «Занятия с использованием методик, полученных на курсах, очень отличаются от обычных уроков. На мой взгляд, они наиболее интересны и запоминаемы для самих учеников» - мнение другого коллеги. (Газета «Звонок №2»).

Как и в каждой школе, в моей есть проблемы. По моему мнению, основная проблема - это низкое качество знаний по основным предметам. В школе, где я работаю, обучение ведётся на двух языках, есть комплект классов с казахским языком обучения и есть- с русским. В связи с этим малая наполняемость классов. Учителя учатся работать в класс-комплектах (учащиеся 3-4, 5-6,10-11 классов обучаются вместе), методика работы учителей 60-70 годов в малокомплектной школе не приемлема для работы с современными школьниками. Я считаю, что решить данную проблему можно:

  1. Внести изменения в процесс обучения учащихся, начиная с младшей и основной школы.

  2. Обучить на курсах как можно больше учителей, и в первую очередь учителей начальной и основной школы.

Считаю важным показать, объяснить и убедить использовать элементы 7 модулей и других учителей. Я думаю, для этого мне и моим коллегам, необходимо провести коучинги, открытые уроки с применением 7 модулей программы.

Думаю, что когда я в будущем приду на урок к коллеге с целью взаимопосещения, то во время анализа смогу глубже раскрыть сущность урока с различных точек зрения: поведение учителя, создание атмосферы в классе, занятость каждого ребёнка и т.д.

Психолог нашей школы давно мечтает сделать две вещи:

  • Ввести в работу учителей «утренние аффирмации», как психологический настрой коллектива учителей на плодотворную работу в течении дня;

  • На большой перемене проводить «минутки релаксации» учителей.

Я думаю, что я смогу помочь ей правильно организовать и провести такую работу, применяя «практический багаж» с курсов.

В последние годы почти не проводила нестандартных уроков по математике, где применяются элементы разных технологий, объясняя это нехваткой времени на уроках. В этом году появилась прекрасная возможность: во-первых в программу образовательной области «Математика» добавили 1 час, во-вторых-я пройду курсы по Кембриджской системе. Уже сейчас я предполагаю, какие методы и формы буду применять на своих уроках.

Я уверена, что я смогу внести изменения в систему не только своей работы, но и работы школы в целом.

В связи с изменениями программы и типового учебного плана, на уроках технологии стало больше теоритического материала, кроме этого предмет «Технология» интегрировали с предметом «Основы экономики и финансовой грамотности». Программа «уплотнилась», в 34 часа технологии интегрировали ещё 17 часов экономики. Я считаю, что смогу применить стратегии 7 модулей и предмету «Технология».

Кроме этого, я поняла, что не в полную меру использую формативное оценивание, В данном случае выход прост. Надо применять.

Я полностью согласна с выводом приведённом в Руководстве для учителя 1 уровня: «Учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также, в знании ответов на один из ключевых вопросов: Каким образом и при каких ситуация возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода или стратегии?»




Литература и интернет источники.

1.Глоссарий. Астана, Казахстан, 2012.

2. Т.Б.Алишев, А.Х.Гильмутдинов. Система образования в Сингапуре. my-volga.ru/

3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» от 18 февраля 2005 г.

4. attachment:/1/1030.htm

5. Руководство стр 102, 103,104, 175.

6. eduwow.ru/language_courses.htm

7. rahmet-education.kz/

8. studytr.com/ru/index.html

9. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» от 18 февраля 2005 г.

7


© 2010-2022