Программа Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мокрушанская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области



Программа Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться

Программа Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться



на 2013-2016 годы









Мокрушино 2013


Информационная справка о школе

Наименование ОУ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мокрушанская средняя общеобразовательная школа » Беловского района Курской области

Адрес

307915 Курская область, Беловский район, село Мокрушино, ул.Школьная, д.20

e-mail

mokrushanskayashkola@rambler

Телефон

84714935283

Директор

Сульженко Е.А.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа организации здорового питания школьников

«Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться»

Сроки и этапы реализации программы

2013-2016 годы

Разработчики программы

Заречная Л.Н.- учитель ОБЖ

Сасина В.А. - зам. по УВР

Основные исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив школы, работники

школьной столовой, медицинский работник. родители

Основания для разработки программы

  • Федеральным закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».

  • Устав Мокрушанской СОШ

  • Договор с АОАО «Гарант» Беловского района Курской области об организации питания в школе.

  • Положение об организации питания в Мокрушанской СОШ

  • Приказы об организации питания в школе на 2013-2014 учебный год.

  • Функциональные обязанности ответственного по школе за организации питания.

  • Функциональные обязанности классного руководителя по организации питания обучающихся.

  • Приказ об утверждении списка обучающихся, представленных на льготное питание.

  • Журнал учета всех групп питающихся в школе.

  • Табель посещаемости обучающимися школьной столовой

  • Протоколы заседания Совета социокультурного центра села, совета родителей по вопросам организации питания в Мокрушанской СОШ

Цель программы:

создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счет повышения качества, эффективности и безопасности системы школьного питания.

Задачи программы:


  • повышение качества питания участников образовательного процесса;

  • совершенствование материальной базы школьной столовой на основе использования современного технологического оборудования;

  • формирование у участников образовательного процесса потребности в здоровом питании как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

  • формирование культуры питания и навыков самообслуживания;

  • совершенствование системы разъяснительной работы с участниками образовательных отношений по формированию ценностного отношения к правилам здорового питания.

Источники финансирования

средства областного бюджета (оплата завтраков обучающихся льготных категорий, спонсорская помощь АОАО «Гарант» (оплата обедов и полдников), родительские средства (оплата завтраков).

Основные направления деятельности школы по реализации программы


  • Укрепление и модернизация материально-технической базы помещений пищеблока.

  • Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.

  • Создание благоприятных условий для организации полноценного качественного питания участников образовательного процесса.

  • Развитие новых прогрессивных форм обслуживания, повышение культуры обслуживания.

  • Организация системы просветительской и методической работы с обучающимися, педагогами и родителями.

  • Динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников.

Ожидаемые результаты

  • Повышение качества питания участников образовательного процесса.

  • Обеспечение сбалансированности и безопасности меню.

  • Совершенствование материальной базы, использование современного высококачественного оборудования.

  • Снижение доли обучающихся с заболеваниями ЖКТ.

Организация контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы здорового питания осуществляют:

  • Администрация Мокрушанской СОШ

  • члены совета социокультурного центра села

  • члены совета родителей.

Актуальность программы

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «Здоровье- это не все, но все без здоровья - ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.

Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относится к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Организация полноценного горячего питания является сложной задачей. Одним из важнейших звеньев служит разработка меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального (здорового) питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

Актуальность данной программы состоит в том, что питание является одним из важнейших факторов формирования здоровья подрастающего поколения.

Данная программа позволяет эффективно осуществлять целенаправленные мероприятия, направленные на улучшение питания детей и подростков в школе.

  1. Принципы организации деятельности

Принцип дифференциации: учет возрастных особенностей специфики работы с детьми разных возрастных групп.

Аксиологический принцип: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, таких как Жизнь, Человек, Здоровье, здоровое питание, здоровый образ жизни.

Принцип диалогического общения со значимыми другими: формирование основ здорового и правильного питания через диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми

Принцип многоаспектности: сочетание различных направлений целевой деятельности, где ведущими аспектами являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

  1. Организация деятельности по реализации программы

  1. Участники программы

  • обучающиеся;

  • классные руководители;

  • учителя-предметники;

  • медицинские работники;

  • родители

  1. Сотрудничество школы с другими учреждениями

Учреждение

Задачи и направления


Формы взаимодействия

ФАП

Профилактика ЖК заболеваний, контроль за качеством продуктов питания в школьной столовой.

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

Районная поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

АОАО «Гарант»

Организация оздоровления детей

Поездки на море за счет предприятия, спонсорская помощь в организации питания

Информационное обеспечение

  • Обеспечение доступа к информационным Интернет-ресурсам;

  • Выпуск школьных газет, бюллетеней о правильном и здоровом питании;

  • Организация массового просмотра видеоматериалов;

  • Использование ИКТ на уроках и во внеурочной работе;

  • Размещение на сайте школы материалов по формированию основ здорового и правильного питания и основ ЗОЖ.

  1. Работа с педагогическими кадрами

В целях эффективной реализации программы предусматривается:

  • переподготовка педагогических работников по внедрению здоровьесберегающих технологий;

  • повышение квалификации педагогов через прохождение курсов, участие в семинарах, практикумах по здоровьесбережению, охране труда, правильному питанию на различных уровнях;

  • повышение уровня педагогического мастерства через участие в профессиональных конкурсах, проведение «открытых» уроков, «открытых» внеурочных мероприятий по формированию ЗОЖ;

  • организация методической работы: проведение заседаний Совета социокультурного центра, заседания школьной комиссии по правильному питанию;

  • обобщение и распространение опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий, формированию культуры здорового и правильного питания и основ ЗОЖ.


  1. Работа с обучающимися

Направления деятельности


Формы работы

Диагностика состояния здоровья обучающихся

Медосмотры, диспансеризация, мониторинг здоровья, тесты, диагностические карты здоровья

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности

Соблюдение гигиенических норм и организация горячего питания

Профилактика заболеваний

Профилактические беседы о гигиене питания, санбюллетени, полезные советы по правильному питанию, профилактика заболеваний ЖКТ, использование элементов здоровьесберегающих технологий

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

Тематические уроки, классные часы по профилактике наркомании, алкоголизма и курения, выпуски информационных бюллетеней, выступления агитбригады, выставки рисунков, плакатов, конкурсы эмблем, рекламы, рекламной продукции ЗОЖ, тематическая неделя «Мы за здоровый образ жизни!», фотогазета «Здоровым быть - здорово!», клуб «Здоровячок», встречи с врачом-наркологом

Просветительская работа с родителями

  • Организация просвещения родителей: проведение лекций, тематических собраний, семинаров по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, здорового и правильного питания.

  • Организация совместной деятельности педагогов и родителей по проведению мероприятий направленных на улучшение качества питания в школе.

Методическое обеспечение

  • Совершенствование методического обеспечения с целью повышения эффективности работы по здоровьесбережению:

  • создание банка диагностических методик по изучению состояния здоровья обучающихся;

  • приобретение необходимой научно-методической литературы для педагогов и родителей;

  • пополнение методической «копилки» классных руководителей;

  • структурирование учебных программ, разработка программ внеурочной деятельности, программ дополнительного образования по здоровому и правильному питанию.



  1. Материально-техническое обеспечение

Совершенствование материально-технической базы, позволяющей создавать здоровьесберегающую среду:

  • приведение в соответствие состояния и содержания столовой и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • оснащение необходимым оборудованием столовой и пищеблока;

  1. Финансовое обеспечение

  • Привлечение спонсорских средств предприятий, средств родителей для организации питания и оздоровления школьников, улучшения материально-технической базы школы.

  1. Критерии эффективности реализации программы:

  • динамика развития культуры здорового питания обучающихся;

  • повышение степени вовлеченности родителей в деятельность по сохранению и укреплению здоровья школьников;

  • положительная динамика количества обучающихся получающих горячие обеды;

  • отсутствие случаев отравления продуктами питания обучающихся в школе;

  • создание благоприятного психологического климата в школьной столовой;

  • Снижение доли обучающихся с заболеваниями ЖКТ.

  • отсутствие обучающихся, состоящих на учете у эндокринолога.

  1. Прогнозируемый результат деятельности

  • Повышение качества питания участников образовательного процесса.

  • Обеспечение сбалансированности и безопасности меню.

  • Совершенствование материальной базы, использование современного высококачественного оборудования.

  • Формирование высокого уровня самосознания. Самодисциплины.

  • Осознание школьниками принципов рационального питания, роли основных пищевых веществ и пищевой ценности различных продуктов, формирование необходимых знаний о пищеварении, о заболеваниях, связанных с нарушением рационального питания.

  • Получение знаний , умений и навыков в правильном приготовлении домашней пищи


  1. Оценка эффективности реализации программы

Воспитательный эффект:

- формирование нравственных, морально - волевых качеств;

- формирование понимания правильного полноценного питания как основы развития здорового ребенка;

- формирование необходимости рационального питания, стремления вести здоровый образ жизни;

Социальный эффект:

-профилактика вредных привычек;

-профилактика заболеваний ЖКТ;

-активное вовлечение в работу родителей;

-эстетика питания, организация еды в семье;

Оздоровительный эффект:

-систематическое соблюдение учащимися режима дня;

-эффективное оздоровление, рациональное питание;

-приобретение необходимых навыков по приготовлению домашней пищи;

-умение распределять пищевой рацион в течение дня;

- предупреждение пищевых отравлений.


  1. Контроль, анализ и коррекция хода деятельности и результатов

  • Отслеживание хода деятельности и результатов реализации программы в процессе внутришкольного контроля администрацией школы.

  • Заслушивание итогов деятельности по реализации программы на заседаниях Совета социокультурного центра, родительских собраниях, заседаниях педагогического совета школы.

  • Анализ учебной и внеучебной деятельности по здоровому питанию, коррекция хода деятельности.









  1. Содержание деятельности по реализации программы

  1. Этапы реализации программы

Iэтап -организационный 2013-2014 учебный год

II этап -коррекционно-деятельностный 2014-2015 учебный год

III этап - рефлексивный 2015-2016 учебный год

План реализации программы

№п/п

Наименование деятельности

сроки

класс

ответственный

1

Урок Здоровья «Путешествие в страну Здоровию»

декабрь

1-4 класс

кл.руководители

1-4 классов

2

Классный час «Правильное питание - залог долголетия»

ноябрь

7-8 класс

кл.руководители

7-8 классов

3

Беседа «Безопасное питание»

январь

9-11 класс

кл.руководители

9-10 классов

4

Игра «Знатоки здоровья»

февраль

5-6 класс

кл.руководители

5-6 классов

5

Урок - презентация «Гигиена питания»

апрель

8-9 класс

учитель ОБЖ

6

Родительский лекторий «Что кушают наши дети»

февраль

родители

Зам. директора по ВР

7

Выпуск стенгазеты «Здоровячок»

в теч.года

1-4 класс

кл.руководители

1-4 классов

8

Выпуск буклетов о здоровом питании

в теч.года

9-11 класс

учитель ОБЖ

9

Лекция медицинского работника о гигиене питания

март

5-11 класс

зав. ФАПа

10

Выступление агитбригады «РИТМ» «Здорово быть здоровым!»

март

8-11 класс

учитель ОБЖ

зам. директора по ВР

11

Анкетирование обучающихся, учителей, родителей

ноябрь

4-11 класс

зам. директора по ВР

12

Уголок мнений «Какой мы хотим видеть школьную столовую»

май

4-11 класс

учитель ОБЖ

зам. директора по ВР

13

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, биологии, окружающего мира, физической культуры

В течение года

1-11-й

Преподаватели ОБЖ, биологии, физ-ры, учит.нач.кл

14

Тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек

В течение года

1-11-й

Классные руководители

15

Встречи родителей и обучающихся

с врачом-наркологом

По плану

8-11-й

Зам. по ВР

16

Конкурсы на лучшую эмблему, рекламу здорового питания

По плану

1-11-й

Зам. по ВР, классн. руковод.

17.

Выпуск информационных бюллетеней: «Мы это знаем - а вы?»

По плану

9-11-й

Классные руководители, отдел информации

18

Тематическая неделя «Мы за здоровый образ жизни»

Декабрь

7-11-й

Заместитель по ВР, классные руководители

19

Выставка рисунков «Мы выбираем здоровье!»

Декабрь

7-11-й

Учитель ИЗО, классные руководители

20

Внеурочная деятельность: работа клуба «Здоровячок»

В течение года

1-4-й

Учителя начальных классов

Литература:

Интернет ресурсы

nenuda.ru/

reft-17.ru/programma_pitania

1. программа М.Безруких, Т.Филиповой, А.Макеевой «Разговор о правильном питании».

2. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешова Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч: журн. - 2000.- №4

3.Гордеева В.В.,Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии.- Вып.5.- Волгоград: Учитель, 2008.

4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологиив работе учителя и школ. - М.,2003.

  1. Смирнов Н.К. Ориентированная оценка состояния здоровья обучающихся в школе // Практика административной работы в школе. 2006. №1

  2. Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса. М., 2005.

  3. Борисова Н.В., Фёдорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям // Народное образование. 2004. №1.


© 2010-2022