• Преподавателю
  • Другое
  • «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования»

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования»

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в

системе дополнительного образования»



СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 09.02 по 13.02. 2015года

2 сессия: с 16.02 по 20.02.2015 года


Выполнил : Оришоко Виктор Владимирович

педагог дополнительного образования

СП ГБОУ СОШ №4-

Дом детского творчества г.о.Чапаевск






2015

Содержание



  1. Введение …………………………… 2- 4



  1. Основная часть……………………..5 - 8



  1. Заключительная часть……………… 9



  1. Список литературы…………. 10 -11





Введение.

Объединение туристов-краеведов «Экстрим» работает на базе СП ГБОУ СОШ №4-Дом детского творчества г.о. Чапаевск с 1998 года. Для проведения занятий с детьми используется туристическое снаряжение. Формы проведения занятий стандартные и нестандартные, программа вариативная. Занятия организуются как в закрытом помещении , так и в природной среде. Состав учащихся в группах подбирается близко по возрасту. На занятиях используются методы :

-словесные;

-наглядные;

-практические;

- метод поощрения;

-дидактические;

-индивидуального подхода

В последнее время в образовании создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения занятий. Для повышения эффективности занятий стараюсь применять эти новые технологии и методы, а так же элементы личностно-ориентированного образования. Главной целью системы образовательной деятельности в объединении считаю персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

Центральная задача нравственного воспитания-формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться в различных сферах человеческой деятельности, трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется в процессе занятия спортивным туризмом. Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывать трудолюбие и настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю.

Несмотря на столь широкий спектр воздействия туризма на личность человека , имеется ряд проблем, требующих пристального внимания. Это отсутствие единой политики государства и органов власти на местах, для более широкого развития туризма, низкая информированность молодежи о целях, задачах, возможностях при занятиях туризмом, отсутствие финансирование, дорогое туристское снаряжение, недостаточное количество желающих заниматься туризмом. Большое количество детей и молодежи, которые подвержены влиянию наркотиков, алкоголя, раннему приобщению к курению. Всё это подчеркивает необходимость и актуальность рассмотрения некоторых аспектов данной проблемы. Поэтому в объединении мной было проведено исследование влияния занятий туризмом на развитие личности ребенка.

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия личности ребенка в процессе туристической деятельности.

Объект исследования: процесс развития личности ребенка.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития личности в процессе туристической деятельности.

Гипотеза исследования: развитие личности ребенка в процессе туристической деятельности будет осуществляться при наличие следующих условий:

- планирование физических нагрузок на занятиях туризмом;

- организация туристической деятельности осуществляется с учетом проведения занятий, участия в походах, соревнованиях и туристических слетах

- туризм рассматривается как комплекс средств развития личности.

Задачи исследования:

- раскрыть теоретические основы ребенка;

- рассмотреть характеристику и организацию туристической деятельности детей на занятиях;

- определить влияние занятий туризмом на развитие личности и выбор профессии.

Метод исследования:

- анкетирование;

- педагогические контрольные испытания и учет спортивных достижений;

- количественный и качественный анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

Основываясь на анализ исследования, добиться улучшения воспитательно-образовательного процесса.







Основная часть.

Туризм - явление многогранное и однозначному определению не поддаётся, однако, в обобщенном виде можно сказать, что туризм - вид спортивной деятельности, цель которого участие в туристских походах, соревнованиях, слетах, несомненно влияющей на развитие личности ребенка. Отсюда вывод, что одной из важнейшей функцией туризма, как общественного явления в современных условиях, выступает формирование гармонически развитой личности, сознательного и активного члена общества, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В туристской деятельности эта связь выражается в общей направленности каждой из задач воспитания, которые дополняют друг друга, обеспечивают воспитание человека, интеллектуально развитого, физически сильного и закаленного, готового к высокопроизводительному труду, интенсивной общественной деятельности и защите Родины.

Современное воспитание включает в себя патриотическое , нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Патриотическое воспитание предусматривает формирование убежденности, гражданской зрелости, развитие общественной активности, выработку навыков и умений, необходимых для службы в рядах ВС РФ.

Общественно-политическое воспитание средствами туризма имеет целью воспитание коллективистов, то есть людей, ставящих общественные интересы выше личных, умеющих, преодолевая трудности и препятствия, делить радости и огорчения коллектива. Важно подчеркнуть, что в туристских походах, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников.

Трудовое воспитание средством туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно-полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на всем протяжении маршрута, ориентироваться на местности, преодолевать препятствия, ставить лагерь, готовить пищу и выполнять еще много трудовых функций. Благодаря этому, турист не только усваивает элементарные приемы бытового труда, учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность в совместной работе.

Эстетическое воспитание у занимающихся туризмом,, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает их к прекрасному, любви к природе, наполняет жизнь духовным содержанием, делает её красивее, богаче, помогает лучше познать окружающий мир. Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения. В природе человек встречается с проявлением её могучих сил, с гармонией красок, с безграничным пространством лесов, полей, рек, озер, горных хребтов. Для проведения этого эксперимента мной был избран этапный учет, который осуществляется в начале, середине и конце, какого -либо этапа, периода, цикла.

Для реализации цели исследования, подтверждения гипотезы предстояло решить следующие задачи:

- определить уровень, имеющихся навыков и умений туристской деятельности, физической подготовленности участников, результаты участия в туристских сорввнованиях4

- экспериментально обосновать применение туристской деятельности, как средство развития личности.

Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в три этапа:

1-й этап проводился в сентябре 2013 года, где решались следующие задачи:

- проводилось тестирование группы на предмет мотивации занятий туризмом;

- определялся уровень умений и навыков туристской подготовки;

- экспериментальная группа приняла участие в соревнованиях по спортивному туризму, посвященных Международному Дню туризма.

2-й этап проводился в январе 2014 года, где проводились исследования:

- об изменении количественного состава группы;

- педагогические контрольные испытания по физической подготовке, тактико-технической , туристской подготовке;

- участие экспериментальной группы в городском и окружном этапе военно-спортивной игры «Зарница».

3-й этап проводился в мае 2014 года, где прошли следующие мероприятия:

- сдача контрольно-переводных нормативов;

-участие экспериментальной группы в отборочных городских соревнованиях для участия в областном туристском слете. На этом этапе проводился анализ и обобщение психолого-педагогического эксперимента.

Все результаты исследований обрабатывались методом количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Целью 1-ого констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня, теоретических знаний о туристской деятельности, исходного уровня навыков и умений в области туристской деятельности, а так же определении исходного уровня показателей физической подготовленности и спортивных достижений участников, определение уровня мотивации для занятий туризмом, желание связать свою трудовую деятельность в Вооруженных Силах РФ, МВД, МЧС.

Получен следующий результат:

  1. Из 10 участников эксперимента высокий уровень мотивации показали: Высокий- 3, средний -5, низкий-2.

2. Готовы связать профессию со службой - 2 .

3. Общефизические показания участников группы:

Высокий - 2, Средний - 4, Низкий - 4

4.Туристические навыки и умения :

Высокий - 2, Средний- 3, Низкий - 5

Неудовлетворительное состояние знаний и умений в разделе программы «Туристские узлы»

5. Из 8 человек, принявших участие в соревнованиях

Призеры - 2 (в личных соревнованиях)

Вошли в десятку сильнейших-3

Показали низкий результат - 3

Команда, составленная из участников группы , заняла 2 место в командном первенстве.

Второй этап.

На втором этапе эксперимента произошли изменения в составе группы, 2 человека выбыли. Результаты проверки туристических навыков и умений

Высокий -4, Средний- 4

Т.о., произошло улучшение показателей.

Проверка тактико-технических умений и навыков показали

Высокий - 2, Средний- 2, Низкий- 4

Команда, составленная из участников эксперимента, показала положительный результат на городском этапе игры «Зарница».

На заключительном этапе эксперимента после обработки и анализа, полученных результатов, выявлен рост всех участников .

Показатели физической подготовленности увеличились на 30 %,

Турнавыки: высокий - 6, средний - 2

Добились права выступать в составе сборной города на областном

турслете - 3.

Высокий уровень для занятий туризмом показали - 6, средний - 2.

Желание служить с ВС, МЧС, МВД изъявили - 4



Заключительная часть.

Выводы :

Исходя из полученных результатов, можно констатировать, что постоянное занятие туризмом формирует личность ребенка, позволяющему выбрать общественно полезное занятие, позволяющее физически развиться, обогатить свои нравственные, духовные качества, подготовить себя к общественно-полезной деятельности , сформировать себя как морально устойчивую личность , способную принимать решения, преодолевать трудности.































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. К приказу министерства образования Российской Федерации.

  2. 2.Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

  3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиз-дат,1985.

  4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М., ЦДЮТур РФ, 1994.

  5. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М., ЦРИБ «Турист», 1989.

  6. Бринк И.Ю., Бондарей. М.П. Ателье туриста. - М., ФиС, 1990.

  7. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., Просвещение, 1981.

  8. БерманА.Е. Путешествия на лыжах. - М., ФиС, 1968.

  9. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ «Турист», 1983.

  10. Волович В.Г. Академия выживания. - М., ТОЛК, 1996.

  11. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М., Знание, 1990.

  12. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. - М., ФиС, 1974.

  13. Ганопольскии В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. - М., ЦРИБ «Турист», 1986.

  14. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. - М., Издательский дом «Вокруг света», 1994.

  15. Григорьев В.Н. Водный туризм. - М., Профиздат, 1990.

  16. Захаров ПЛ. Инструктору альпинизма. - М., Фис, 1988.

  17. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. -М., ФиС, 1978.

  18. Казанцев АА. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности. - М., ЦДЭТС МП РСФСР, 1985.

  19. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов ЮА. Туристские слеты и соревнования. - М., Профиздат, 1984.

  20. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

  21. КострубАА. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1997.

  22. Кошельков С А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  23. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. - М., ЦРИБ «Турист», 1985.

  24. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  25. Юные инструкторы туризма. Программа для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2002.


  1. Васильев В.Г. В помощь инструкторам и организаторам туризма. М.: «Профиздат», 1979.

  2. Федотов В.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: «Советский спорт», 2002














центральная задача нравственного воспитания - формирование актив-ной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и других. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе физкультурно-спортивной деятельности.


В современной России в системе образования наметились и претворяются в жизнь приоритеты, направленные на личностно-ориентированную педагогику, где приоритетными становятся здоровьесберегающие технологии.

В связи с этим в сфере физического воспитания ведется поиск новых и происходит совершенствование прежних средств и методов, позволяющих процесс физического воспитания подрастающего поколения совместить с современной направленностью образовательного процесса в целом.

Составные части известной триады - «духовное богатство», «моральная чистота» и «физическое совершенство» - как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.

Известно, что центральная задача нравственного воспитания - формирование актив-ной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и других. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они не мыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю. «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить свое мужество», - писал А.С. Макаренко. Занятия спортом в числе немногих других видов деятельности постоянно создают такие условия.

Необходимой нравственной основой подготовки человека к участию в общественном трудовом процессе выступают такие качества, как трудолюбие, честность, добросовестность, чувство ответственности, самодисциплины. Занятия спортом активно помогают воспитанию и этих качеств.

В обширном арсенале средств физической культуры и спорта, туризм имеет широкое поле воздействий, обращает на себя все более пристальное внимание именно как комплексное средство развития личности. Это и оздоровительная его направленность, и спортивная сущность. Туризм - средство, позволяющее сформировать и развить интеллектуальные возможности личности. Наконец туризм используется не только как средство активного отдыха, но и как средство развития морально - волевых качеств личности, в том числе формирует нравственную культуру, воспитывает любовь к отечеству, помогает формированию высоких гражданских чувств, чувство долга, товарищества.

Но, несмотря на столь широкий спектр воздействия туризма на человека, имеется ряд проблем требующих пристального внимания. Это отсутствие единой политики государства и органов власти на местах в области туризма, низкая информированность молодежи о целях, задачах, возможностях туризма (поскольку в настоящее время, к сожалению, туризм связывают лишь с заграничными поездками), отсутствие финансирования, дорогое туристское снаряжение, завышенные цены на туристические путевки.

Все это подчеркивает необходимость и актуальность рассмотрения некоторых аспектов данной проблемы. Поэтому мы определили тему нашего исследования как «Туризм как средство развития личности ребенка».

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия развития личности ребенка в процессе туристической деятельности.

Объект исследования: процесс развития личности ребенка.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития личности в процессе туристической деятельности.

Гипотеза исследования: развитие личности ребенка в процессе туристической деятельности будет осуществляться при наличии следующих условий:

  • планирование физической нагрузки участников похода происходит с учетом спортизации туризма;

  • организация туристической деятельности осуществляется с учетом краеведения;

  • туризм рассматривается как комплексное средство развития личности.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические основы развития личности ребенка.

  2. Рассмотреть характеристику и организацию туристической деятельности детей.

  3. Определить влияние краеведения на развитие личности при занятии туристической деятельности.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.

  2. Анкетирование.

  3. Педагогические контрольные испытания физической подготовленности.

  4. Психолого-педагогический эксперимент.

  5. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Туризм явление многогранное и однозначному определению не поддается, однако в обобщенном виде можно сказать, что туризм - вид спортивной деятельности, цель которого - участие в походах, имеющих четыре категории сложности в зависимости от продолжительности похода в днях или километрах».

Одной из важнейших функций туризма как общественного явления в современных условиях выступает формирование гармонически развитой личности, сознательного и активного члена общества сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В туристской деятельности молодежи эта связь выражается в общей направленности каждой из задач воспитания, которые, дополняя друг друга, обеспечивают воспитание человека, интеллектуально развитого, физически сильного и закалённого, готового к высокопроизводительному труду и интенсивной общественной деятельности. Современное воспитание включает патриотическое воспитание, нравственное, трудовое воспитание и политехническое обучение, эстетическое и физическое воспитание.

Патриотическое воспитание предусматривает формирование убеждённости, гражданской зрелости, развития общественной активности и выработку навыков общественного по-ведения в неразрывной связи с патриотическим воспитанием.

Общественно - политическое воспитание средствами туризма имеет целью воспитание коллективистов, т.е. людей, ставящих общественные интересы выше личных, умеющих, преодолевая трудности и препятствия, делить радости и огорчения коллектива. Особенно проявляется роль коллектива в походах различной сложности. Дружная группа - залог успешного прохождения маршрута, хорошей организации активного отдыха.

Важно подчеркнуть, что в туристских путешествиях, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Общая цель в походе сближает людей разного возраста. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение.

Трудовое воспитание средством туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ставить лагерь готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута.

Благодаря этому турист не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но - учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность сов действий в работе.

Эстетичное воспитание. Туризм, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает занимающихся к прекрасному, к природе и обществу, наполняет жизнь духовным содержанием, делает ее красивее, богаче, помогает лучше познать, окружающий мир. Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл, природу прекрасным воспитателем молодого поколения. В природе человек встречается с проявлением ее могучих сил, с гармонией красок, с безграничным пространством лесов, полей, рек, озер, горных хребтов.

Туризм в большей степени способствует познавательному и исследовательскому краеведению, а, краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Хорошо организованная туристско-краеведческая работа поможет дать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, готовить к жизни и труду, к защите Родины».

Для проведения нашего эксперимента мы избрали этапный учет, который осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, цикла.

Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы предстояло решить следующие задачи:
1. Определить уровень краеведческих знаний, имеющихся навыков туристической деятельности, уровень физической подготовленности участников предстоящего похода.
2. Экспериментально обосновать применение туристической деятельности как средство развития личности.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами был проведен психолого-педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в три этапа:
Первый этап проводился май-июнь 2008 года, где решались следующие задачи:

  • знакомили учащихся с элементарными навыками и нормами поведения в предстоящей туристической деятельности;

  • решались вопросы экологической грамотности;

  • особое внимание уделялось профилактике травматизма в ходе туристической деятельности.

Второй этап проводился с 13 по 28 июля 2008 года, в районе села Соузга, республики Алтай. На этом этапе проводился сбор данных физической подготовленности, теоретических знаний о туристической деятельности и знаний о краеведении.

Третий этап проводился август-сентябрь 2008 года, в ходе которого проводился анализ и обобщение психолого-педагогического эксперимента.

В ходе психолого-педагогического эксперимента нами использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;

  • анкетирование;

  • педагогические контрольные испытания физической подготовки;

  • педагогический эксперимент;

  • количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Теоретический анализ литературных источников предусматривал изучение литературных данных в нескольких областях человеческих знаний: биология, экология, психология, педагогика, теория и методика физического воспитания, всего было проанализировано 34 литературных источника.

Метод анкетирования представляет собой анкеты, содержание которых позволяло определить уровень краеведческих знаний, теоретических знаний о туризме, о практических навыках туристической деятельности.

Педагогические контрольные испытания включают в себя показатели динамометрии правой и левой руки, проба Штанге, ортостатическая проба. Психолого-педагогический эксперимент проводился с учащимися разных школ г. Ленинск-Кузнецкого и Полысаево, а так-же студентами Ленинск-Кузнецкого горнотехнического колледжа. Количество участников эксперимента было 30 человек. Состав участников разновозрастной от 11 до 17 лет, из них 12 девочек 18 мальчиков.

Все результаты исследований обрабатывались методом количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Целью первого констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня теоретических знаний о туристической деятельности, исходного уровня умений и навыков в области туристической деятельности, определении исходного уровня знаний по краеведению, а также определении исходного уровня показателей физической подготовленности участников предстоящего похода.
В результате первого констатирующего эксперимента получены следующие результаты о теоретических знаниях туристической деятельности.

Выявлено, что неудовлетворительные знания о туристической деятельности в группе составляет более половины от общего числа туристической группы. При этом наибольшие затруднения были отмечены в ответах на такой вопрос «Туризм это?», 24 четыре участника опроса ответили неверно, определив его как лечение, развлечение, работа, учёба, труд. И лишь 6 человек определили туризм как отдых. На втором месте по степени трудности оказался вопрос о видах туризма, всего лишь 10 человек из 30 определили его как спортивный вид деятельности, остальные как частный, любительский, общий, профессиональный. Более половины участников похода классифицируют туризм как дикий, лёгкий, страшный, трудный, а 12 человек справились с поставленным вопросом, определив классификацию туризма как организованный. О водном туризме участники опроса имеют слабое представление, 18 человек на вопрос «Что такое рафт?», дали неверный ответ. Таким образом, в группе лишь 12,8% имеют положительные теоретические знания о туристической деятельности.

Еще более интересные результаты показала анкета о туристических навыках.
Выявленные результаты анкетирования показали, что большинство участников - 82,5% предстоящего туристического похода навыками необходимыми в процессе туристической деятельности не владеют. При этом наибольшие затруднения составляют следующие виды умений и навыков:
- колоть и рубить дрова - 72,6 %;
- разжечь костёр с одной спички - 56,1%.
- установить палатку - 59,4%
- что делать с «мусором» - 46,2%

Туристическая деятельность тесно связана со знаниями краеведения. Краеведческие знания как, показали результаты анкетирования, также оказались не высоки.

Результаты анкетирования показали, что никто из участников предстоящего туристического похода не смог ответить на вопрос чем является Алтай в составе РФ!!! Большинство участников похода (72,6 %) не имеют представления, какие горы расположены на территории Алтая, не меньшее затруднения вызвал вопрос, какие реки имеются на территории Алтая - 69,3% ответили неверно! Полученные результаты анкетирования свидетельствуют, как нам представляется либо о недостаточном уровне краеведческих знаний в школьных образовательных программах, либо в недостаточной мере усвоения школьной программы, связанной с краеведением, возможно и совмещение названных факторов.

Анализ показателей физической подготовленности и состояния функциональных систем участников предстоящего туристического похода свидетельствуют о том, что:
- показатели силы, оцениваемые как хорошие, были более чем у половины участников (52,8%, 56,1%), средние и ниже средние показатели силы были выявлены у 46,2%;
- состояние сердечно-сосудистой системы оценивалась как «хорошая» у 36,3% участников, «удовлетворительная» у 39,6% участников и неудовлетворительно у 19,8% участников;
- состояние дыхательной системы определяемых как неудовлетворительное выявлено у 39,6 % участников, удовлетворительное состояние было у 26,4% участников и хорошее состояние дыхательной системы выявлено у 30,3% участников предстоящего похода.

Таким образом, полученные исходные результаты позволяют сделать следующее заключение. Показатели силовой подготовки можно признать положительными, поскольку средние показатели и показатели выше среднего имели 75,9 % участников предстоящего похода. Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем участников туристического по-хода до начала туристической деятельности, признать развитой в достаточной мере, не предоставляется возможным. К оценке «хорошей» сердечно-сосудистой системы можно отнести лишь 36,3%, а процент участников с «неудовлетворительной» и «удовлетворительной» оценкой дыхательной системы составило 69,9% от общей численности участников похода.

Формирующий эксперимент проводился с 13 по 28 июля 2008 года, в районе села Со-узга, республики Алтай. Целью формирующего эксперимента было, в ходе туристического похода расширить и углубить теоретические знания о туризме, сформировать и совершенствовать навыки туристической деятельности, повышение уровня краеведческих знаний, увеличить показатели физической подготовленности участников туристического похода.

Содержание формирующего эксперимента включало в себя пеший маршрут длиною в 50 км. и восхождение на гору Бабырган (высота 1000м.). Трехдневный сплав 3-ей категории сложности по реке Катунь, Куюс - Соузга, протяженностью 100 км. За время пути было преодолено шесть порогов 3-ей категории сложности: Чемальский, Чепошский, Семинский, Мунский, Манжерокский, Айский. В ходе туристической деятельности участники эксперимента осваивали необходимые практические навыки туристической деятельности связанные с самообслуживанием, приготовлением пищи, соблюдением гигиенических норм (утренний и вечерний туалет, стирка, подготовка экипировки к следующему дню похода). Под руководством инструктора участники эксперимента приобретали экологические навыки (бережное отношение к природе, правильный выбор места для костровища, утилизация отходов туристической деятельности). В процессе формирующего эксперимента участники формировали, дополняли, расширяли краеведческие знания. Знакомились с экспонатами Государственного Алтайского краеведческого музея г. Горно-Алтайск и экспонатами музея Камня в поселке Майма. Знакомились с историей создания действующего женского православного монастыря, который расположен в устье реки Чемал. Знакомились с легендами Горного Алтая в процессе общения со старожилами тех мест, где проходил туристический маршрут. Совершили экскурсии на крупнейшее озеро Алтая - озеро Телецкое и водопад Корбу, а также посетили крупнейший курорт Алтайского края - Белокуриха.

В процессе формирующего эксперимента проводилось наблюдение за психологическим состоянием каждого члена туристической группы. По окончании эксперимента было замечено, что в ходе занятия туристической деятельностью, выполнения общей задачи, общения со сверстниками, на этот момент на базе находилось 120 подростков из разных городов страны, у некоторых членов группы исчезла замкнутость, дети стали раскрепощеннее, общительнее. Все это позволяет сделать вывод, что занятия туризмом развивают коммуникативные способности подростков.

По окончанию туристического похода нами был проведён второй констатирующий эксперимент. Целью, которого являлось определение уровня теоретических знаний о туристической деятельности полученных в ходе туристического похода, конечного уровня умений и навыков туристической деятельности, определение уровня знаний по краеведению по окончанию туристического похода, а также определения конечного уровня показателей физической подготовленности участников туристического похода. В результате проведения второго констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: к окончанию туристического похода отличные теоретические знания о туризме показали 89,1% участников похода.

Существенно возросли краеведческие знания. Так к концу похода отличные краеведческие знания показали все участники похода, т.е. 100%.

Туристическими навыками овладели на отлично 89,1% участников, лишь три человека не научились готовить пищу на костре для всех участников похода.

Анализ полученных данных физической подготовленности до и после туристического похода свидетельствует о том, что уровень всех показателей физической подготовленности увеличился. При этом показатели силы правой руки с оценкой выше среднего повысились с 23% до 69,3 %, а показатели с оценкой ниже среднего сократились с 23,1% до 9,9%. Аналогичная динамика наблюдается и с показателями силы левой руки. Полученные изменения в сторону увеличения силовых показателей обусловлены видом нагрузки - при проведении сплава нагрузка на руки была значительной.

Показатели дыхательной системы так же имеют тенденцию к увеличению. Интенсивная работа дыхания при выполнении туристической деятельности привели к увеличению показателей дыхания у всех участников похода. При этом процент участников с показателями системы дыхания с оценкой «Хорошо» увеличился с 26,4% до 56,1%, а процент участников с оценкой «Неудовлетворительно» снизился с 39,6% до 24,1%.

Значительные изменения в сторону повышения наблюдаются и с показателями сердечно-сосудистой системы. Так процент участников с показателями «Хорошо» увеличился на 24,4% и достиг уровня 66%. Процент участников похода с оценкой «Неудовлетворительно» понизился вдвое и составил лишь 9,9%. Ещё больший процент отрицательного прироста наблюдается у участников, у которых показатели системы сердечно-сосудистой системы оценивались как «Удовлетворительные» - процент понижения составил 23,1%.

Таким образом, полученные результаты проведённого исследования подтвердили предположение о том, что туристическая деятельность может быть использована как комплексное средство развития личности.



© 2010-2022