Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

В данной статье представлена система работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми. Данная работа проводится в сотрудничестве с родителями, одна из форм этой работы - синувейн.
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть - развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей.

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребенок сосредоточен на своем «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Наблюдая за детьми и проведя первый мониторинг, мы выявили основную проблему - проблему в общении у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений и результаты этого опыта зависят от педагогов детского сада. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

Партнёрское общение со взрослым обеспечивает дошкольнику освоение социального опыта. Взрослый прививает ребёнку нормы поведения.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Изменения в российском обществе привели к серьёзным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жёстко регламентированных форм обучения.

Не буду сейчас останавливаться на том, как решаются задачи по коммуникации во время НОД в нашем ДОУ. Разговор сейчас не об этом. А хочу сказать, что мы решили расширить поле деятельности по этому вопросу и ввести занятия по развитию коммуникативных навыков в систему. Да. Коммуникативные игры и упражнения проводятся в режимные моменты в любом саду, но если их объединить одной темой, одним направлением, а детей объединить одной целью, это будет иметь больший эффект, а для детей дополнительную мотивацию. Поэтому было решено организовать в каждой группе творческие студии по интересам, главной целью которых стало развитие коммуникативных навыков и речетворческой деятельности.

Были организованы студии:

  1. Студия по развитию сенсорных навыков «На кончиках пальцев»

  1. Художественно - эстетическое направление «Самоделкин»

  1. Студия по развитию сенсомоторных навыков «Занимательные крышки»

  1. Художественно - театральная студия «Забавушка»

  1. Экологическая студия «Цветик - Семицветик»

  1. Студия с нравственно - патриотическим направлением «Родина моя!»

  1. Студия с нравственно - патриотическим направлением «Дружат дети на планете!»

Какая именно студия, в каком направлении она будет работать, решали сами педагоги, ориентируясь на пожелания родителей и интересы детей. Занятия в каждой творческой студии проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю (дни любые, на усмотрение воспитателей)

Примерная структура занятий:

  • Ритуал приветствия.

  • Разминка.

  • Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков).

  • Подведение итогов.

  • Ритуал прощания.

Основные задачи, которые мы ставили перед собой:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей;

  • практическое овладение нормами речи.

Диалогические умения дошкольников, которые нужно было развить в процессе работы студий:

  • Собственно речевые умения

    • Вступать в общение;

    • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);

    • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

  • Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);

  • Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;

  • Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

  • Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики и жестов.

Средства и формы развития коммуникативных способностей:

  • неподготовленные беседы

  • подготовленные беседы на бытовые и этические темы.

  • Объяснение правил общения

  • Чтение и обсуждение произведений детской литературы. Сказкотерапия.

  • Рассматривание иллюстраций, картин.

  • Сюжетно - ролевые и театрализованные игры.

  • Подвижные и дидактические игры. Игры с правилами.

  • Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями

Сейчас расскажу об одной из форм взаимодействия с родителями, которую мы начали практиковать недавно. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк».

Синквейн - это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна включается в работу с детьми, не нарушая структуры непосредственно - образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Работа строится по определённой схеме:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.);

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) - три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка - четыре слова - ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу.



© 2010-2022