Открытый урок в 8 классе

Тема:  Зависимость скорости химических реакций от площади             соприкосновения  реагирующих веществ, температуры,           катализатора. Цель: рассмотреть влияние на скорость химической реакции факторов: площадь соприкосновения  реагирующих веществ, температура, катализатор. Задачи урока: 1.     Изучить: Влияние катализаторов, температуры, площади поверхности реагирующих веществ на скорость химической реакции. 2.     Развивить: Умение работать с учебником, логически мыслить. 3.     Во...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по химии в 8 классе

Тема: Зависимость скорости химических реакций от площади

соприкосновения реагирующих веществ, температуры,

катализатора.

Цель: рассмотреть влияние на скорость химической реакции факторов: площадь соприкосновения реагирующих веществ, температура,

катализатор.

Задачи урока:

  1. Изучить:

Влияние катализаторов, температуры, площади поверхности реагирующих веществ на скорость химической реакции.

  1. Развивить:

Умение работать с учебником, логически мыслить.

  1. Воспитывать:

Самостоятельно добывать знания.

Оборудование: штатив для пробирок, растворы пероксида водорода, соляная кислота, серная кислота, мел, оксид меди, оксид марганца, держатель для пробирок, асбестовая сеточка, лучина, спички, сухое горючее.

Ход урока.

В начале урока ставится цель урока, затем проводится беседа с учащимися по повторению домашнего задания.

Вопросы- 1. Что такое скорость химической реакции?

2. Какая наука занимается изучением скорости химической реакции?

3. Что такое гомогенная и гетерогенные реакции?

4. Какие факторы мы рассмотрели на прошлом уроке, которые влияют на скорость химической реакции?

5. Что такое электрохимический ряд активности металлов?

После беседы провожу самостоятельную работу по вариантам.

Вариант 1

  1. Что такое гомогенная реакция?

  2. Что изучает химическая кинетика?

3. В какой реакции скорость химической реакции будет больше и почему?

1) Zn +HCl → 2) Ca + HCl →

4.К какой реакции относится система - тв. в-во + газ → газ

5. Где будет ярче гореть лучина?

А) на воздухе Б) в кислороде В) в азоте

Вариант 2

1. Что такое гетерогенная реакция?

2.Что такое скорость химической реакции?

3.В какой реакции скорость химической реакции будет больше и почему?

1)Ba + H2 O → 2) Mg + H2 O →

4. К какой реакции относится система - газ + газ → газ

5. Выберите признак химической реакции

А) растворение вещества Б) образование осадка в) плавление металла

Затем приступаю к изучению новой темы. Учащиеся записывают тему в тетрадях.

1 фактор. Площадь соприкосновения реагирующих веществ.

В пробирку помещаю кусочек мела, а в другую порошок мела и приливаю в пробирки соляной кислоты и ребята увидели выделение газа, но там где был порошок мела реакция прошла быстрее.

Ученик на доске пишет уравнение реакции

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 + H2 O реакция обмена

Вопрос классу - Почему скорость реакции была больше, где находился порошок мела? Ученик ответили, что там была больше площадь соприкосновения реагирующих веществ.

По какому признаку прошла реакция? - выделение газа.

Этот фактор выполняется только для гетерогенных реакций и играет важное значение в химических производствах. Измельчение железной руды при выплавке чугуна, измельчение диатомита при производстве кирпича.

2 фактор. Температура

В пробирку помещаю черный порошок оксида меди и добавляю серной кислоты. Никаких изменений не происходит. Значит нужно нагреть. Держателем закрепляем пробирку и ведем нагревание над сухим горючим до появления раствора голубого цвета.

Ученик на доске пишет уравнение реакции

CuO + H2 SO4 → Cu SO4 + H2 O реакция обмена

Вопрос классу - по какому признаку прошла химическая реакция? - изменение цвета. Почему скорость увеличилась? - увеличилось число столкновений частиц.

Влиянием температуры на скорость химических реакций занимался Вант-Гофф, который вывел правило: при повышении температуры на каждые 10 скорость возрастает в 2-4 раза.

3 фактор. Катализатор.

Вспоминаем с классом, что такое катализатор- вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но сам при этом не расходуется.

В пробирку наливаю пероксид водорода и добавляю оксид марганца и ребята увидели, что стал выделяться газ, поднесли тлеющую лучину и она ярко загорелась, значит выделился кислород.

На доске записали уравнение реакции.

2Н2 О2 → 2Н2 О + О2 реакция разложения

Вопрос классу- Почему так быстро прошла реакция с выделением кислорода? - потому что добавили катализатор.

А есть вещества, которые замедляют химическую реакцию. Они называются ингибиторы. Записываем определение в тетрадь

Ингибиторы- вещества, которые замедляют химические реакции.

В нашем организме есть биологические катализаторы- ферменты.

Если взять сырую морковь и сырое мясо и к ним добавить пероксид водорода, то можно увидеть выделение кислорода. И в растительных и в животных клетках есть фермент каталаза, который ускоряет процесс расщепления углеводов и белков с выделением кислорода. Это задание на дом. Проделайте такие опыты.

В конце урока вывод. Какие факторы влияют на скорость химической реакции: площадь соприкосновения реагирующих веществ, температура,

катализатор, концентрация и природа реагирующих веществ

Домашнее задание: выучить записи в тетрадях.

© 2010-2022