- Преподавателю
- Другое
- Развитие предпринимательской деятельности В Российской Федерации
Развитие предпринимательской деятельности В Российской Федерации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саулина Ю.П. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие предпринимательской деятельности
В Российской Федерации
Автор: Саулина Юлия Павловна,
преподаватель МпК УК «В»
За последние годы в Российской Федерации заметно активизировалось развитие бизнеса. Однако по мере выхода из состояния мирового экономического кризиса увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития. Основной задачей Российской Федерации является построение инновационной экономики, что невозможно без формирования ее основы - сообщества молодых, инициативных предпринимателей. Однако к настоящему времени все еще не сформирована комплексная система, позволяющая воспитывать предпринимателей нового поколения.
Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводятся социологические исследования, направленные на выявление степени вовлеченности молодого поколения в предпринимательскую деятельность. Они показывают, что процент молодых людей, желающих заниматься бизнесом (по данным Института социально-политических исследований Российской академии наук (далее именуется - ИСПИ РАН)), в несколько раз превышает долю молодежи, уже занимающейся предпринимательской деятельностью: 54 % опрошенных студентов считают, что большая часть молодежи в России рассматривает малое предпринимательство в качестве желательного выбора карьеры. Большинство студентов уверено, что занятие малым бизнесом создает преимущественные возможности для самореализации (78 % опрошенных) и обеспечивает более высокий уровень дохода (60 % опрошенных) по сравнению с работой по найму. Однако молодежь не спешит создавать свой бизнес: только 3 % опрошенных заявили, что ведут собственную предпринимательскую деятельность.
Активность молодежи сдерживают значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые предприниматели при открытии своего дела. Они обусловлены как финансовыми проблемами, так и недостаточной образованностью молодых людей в предпринимательской сфере. Согласно исследованиям, основные трудности, с которыми сталкивается молодежь на старте занятий бизнесом, - отсутствие денег (около 53 % опрошенных), опыта (порядка 16 %) и образования (около 11 %). Облегчить вхождение на рынок молодого предпринимателя в такой ситуации может только государственная поддержка.
При реализации существующих мер, направленных на поддержку молодежного предпринимательства в составе государственной поддержки бизнеса, нерешенным остается целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним следует отнести:
1) социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое;
2) восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха;
3) содержание образования. В традиционных учебных заведениях даются необходимые экономические знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
4) стартовые условия. Меры, предпринимаемые в направлении поддержки малого бизнеса для молодежи как социальной группы, пока не дают видимого результата. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы;
5) неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Как показали результаты опроса, проведенного ИКСИ, о существовании таких организаций знают только 18 % респондентов. Большинство же опрошенных (69 %) ответили, что не имеют представления о существовании в их городе подобных структур.
Исследования уровня вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельности, проводившиеся ИСПИ РАН, показывают, что в числе факторов, побуждающих заняться бизнесом, респонденты особенно часто называют:
-
ожидаемый высокий заработок (59 %);
-
возможность быть независимым (47 %);
-
возможность творчества (38 %);
-
карьерный рост (30 %);
-
возможность быть собственником (28 %);
-
возможность руководить (24 %);
-
престиж (20 %);
-
риск (7 %).
Основными помехами в организации бизнеса, по мнению респондентов, являются:
-
отсутствие финансовых средств на организацию бизнеса, недоступность кредитных ресурсов (76 %);
-
отсутствие необходимой информации (15 %);
-
административные барьеры (14 %);
-
незнание основ предпринимательства и др.
Преодолению этих трудностей могли бы способствовать, по мнению опрошенных, такие действия государства, как:
-
прямая финансовая поддержка (38 %);
-
образовательная поддержка (27 %);
-
информационно-консалтинговая поддержка (21 %);
-
получение в лизинг оборудования (18 %) и другое.
Очевидно, что основные потребности начинающих молодых предпринимателей лежат в области финансов, а также пополнения образовательных и информационных ресурсов.
Поддержка субъектов молодежного предпринимательства может осуществляться в виде:
1) проведения ежегодных форумов, конференций по вопросам молодежного предпринимательства, конкурсов бизнес-идей;
2) предоставления на конкурсной основе грантов субъектам молодежного предпринимательства;
3) поддержки образовательных программ, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитием предпринимательской грамотности субъектов молодежного предпринимательства.