Развитие предпринимательской деятельности В Российской Федерации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие предпринимательской деятельности

В Российской Федерации

Автор: Саулина Юлия Павловна,

преподаватель МпК УК «В»

За последние годы в Российской Федерации заметно активизировалось развитие бизнеса. Однако по мере выхода из состояния мирового экономического кризиса увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития. Основной задачей Российской Федерации является построение инновационной экономики, что невозможно без формирования ее основы - сообщества молодых, инициативных предпринимателей. Однако к настоящему времени все еще не сформирована комплексная система, позволяющая воспитывать предпринимателей нового поколения.

Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводятся социологические исследования, направленные на выявление степени вовлеченности молодого поколения в предпринимательскую деятельность. Они показывают, что процент молодых людей, желающих заниматься бизнесом (по данным Института социально-политических исследований Российской академии наук (далее именуется - ИСПИ РАН)), в несколько раз превышает долю молодежи, уже занимающейся предпринимательской деятельностью: 54 % опрошенных студентов считают, что большая часть молодежи в России рассматривает малое предпринимательство в качестве желательного выбора карьеры. Большинство студентов уверено, что занятие малым бизнесом создает преимущественные возможности для самореализации (78 % опрошенных) и обеспечивает более высокий уровень дохода (60 % опрошенных) по сравнению с работой по найму. Однако молодежь не спешит создавать свой бизнес: только 3 % опрошенных заявили, что ведут собственную предпринимательскую деятельность.

Активность молодежи сдерживают значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые предприниматели при открытии своего дела. Они обусловлены как финансовыми проблемами, так и недостаточной образованностью молодых людей в предпринимательской сфере. Согласно исследованиям, основные трудности, с которыми сталкивается молодежь на старте занятий бизнесом, - отсутствие денег (около 53 % опрошенных), опыта (порядка 16 %) и образования (около 11 %). Облегчить вхождение на рынок молодого предпринимателя в такой ситуации может только государственная поддержка.

При реализации существующих мер, направленных на поддержку молодежного предпринимательства в составе государственной поддержки бизнеса, нерешенным остается целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним следует отнести:

1) социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое;

2) восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха;

3) содержание образования. В традиционных учебных заведениях даются необходимые экономические знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;

4) стартовые условия. Меры, предпринимаемые в направлении поддержки малого бизнеса для молодежи как социальной группы, пока не дают видимого результата. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы;

5) неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Как показали результаты опроса, проведенного ИКСИ, о существовании таких организаций знают только 18 % респондентов. Большинство же опрошенных (69 %) ответили, что не имеют представления о существовании в их городе подобных структур.

Исследования уровня вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельности, проводившиеся ИСПИ РАН, показывают, что в числе факторов, побуждающих заняться бизнесом, респонденты особенно часто называют:

  • ожидаемый высокий заработок (59 %);

  • возможность быть независимым (47 %);

  • возможность творчества (38 %);

  • карьерный рост (30 %);

  • возможность быть собственником (28 %);

  • возможность руководить (24 %);

  • престиж (20 %);

  • риск (7 %).

Основными помехами в организации бизнеса, по мнению респондентов, являются:

  • отсутствие финансовых средств на организацию бизнеса, недоступность кредитных ресурсов (76 %);

  • отсутствие необходимой информации (15 %);

  • административные барьеры (14 %);

  • незнание основ предпринимательства и др.

Преодолению этих трудностей могли бы способствовать, по мнению опрошенных, такие действия государства, как:

  • прямая финансовая поддержка (38 %);

  • образовательная поддержка (27 %);

  • информационно-консалтинговая поддержка (21 %);

  • получение в лизинг оборудования (18 %) и другое.

Очевидно, что основные потребности начинающих молодых предпринимателей лежат в области финансов, а также пополнения образовательных и информационных ресурсов.

Поддержка субъектов молодежного предпринимательства может осуществляться в виде:
1) проведения ежегодных форумов, конференций по вопросам молодежного предпринимательства, конкурсов бизнес-идей;
2) предоставления на конкурсной основе грантов субъектам молодежного предпринимательства;
3) поддержки образовательных программ, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитием предпринимательской грамотности субъектов молодежного предпринимательства.


© 2010-2022