Рабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПО

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПОРабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПОРабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПОРабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПОРабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПОРабочая программа по дисциплине Основы философии для студентов СПОФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"КАЛАЧЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ-ИНТЕРНАТ"

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Рассмотрено на заседании Утверждаю:__________

ПЦК общеобразовательных и

социально-политических дисциплин Зам. по УР Орлова Е.А.

дисциплин

Протокол № ____ "____"_____________ г.

от "____" _______________г.

14



_________ (_________________)

(подпись) (ФИО руководителя ЦМК)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии



09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»



















Калач-на-Дону

2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), по специальности 09.02.03 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, входящей в состав специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Организация-разработчик:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЛАЧЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ-ИНТЕРНАТ» МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разработчик:

Церковникова Нина Владиславовна, преподаватель высшей квалификационной категории

































СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11





















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, входящей в состав специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Основная программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ профессионального обучения:

- программы профессиональной подготовки по должности 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин и 14995 Наладчик технологического оборудования при наличии основного общего образования без предъявления требований к опыту работы;

- программы повышения квалификации по должности 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин и 14995 Наладчик технологического оборудования при наличии профессионального образования и опыта работы не менее 1 года;

- программы переподготовки по должности 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин и 14995 Наладчик технологического оборудования при наличии профессионального образования без предъявления требований к опыту работы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,

познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования

культуры гражданина и будущего специалиста

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 9 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

4

Практические работы

16

Самостоятельная работа студента (всего)

9

в том числе:


1. подготовка сообщений

2. написание эссе на основе анализа дополнительных источников

3. составление философского словаря

4. анализ учебной, справочной, документальной, художественной литературы

5. составление презентаций

3

1

1


3

1



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета








2.2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

6

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история


25


Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

1

Содержание учебного материала

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.


2



1

2

Предмет и определение философии. Основной вопрос философии.

2

1

Самостоятельная работа: составление глоссария: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

1


Тема 1.2.

Философия Древнего мира и

Средневековая философия















1

Содержание учебного материала

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).


2


2




2

Становление философии в Древней Греции. Периодизация. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.


2

2

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.


1

2

Практическая работа

Составление сравнительной таблицы «Философы Греции и Рима»


1


Самостоятельная работа:

- анализ дополнительной литературы по теме: «Философские школы Древней Индии и Китая» и формирование собственного суждения о различиях мировосприятия китайских и индийских мудрецов

- сообщение «Портрет философа» периода античной философии (идеи, взгляды, афоризмы, роль и место в истории философии);

- составление презентации «Философские школы и учение о первоначалах»




1


1


1



Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового и времени


















1

Содержание учебного материала

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: эмпиризм и рационализм в теории познания.


2



2









2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

2

2

3

Русская философия Х1Х-ХХ вв. о путях развития российской цивилизации. Русская идея. Философские взгляды славянофилов и западников.


1

2


Контрольная работа

1








?














Самостоятельная работа: составить сравнительную таблицу «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» по методам познания Ф. Бэкона, Р. Декарта». Анализ дополнительной литературы и формирование собственного суждения о позитивизме


2



Тема 1.4.

Современная философия



1

Содержание учебного материала

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.


1


2

Практическая работа -составление схемы «Направления философии ХХ века»

1


Самостоятельная работа: составление глоссария по теме «Философия экзистенциализма и психоанализа».

Подготовить сообщение о представителе философии экзистенциализма.





1


Раздел 2.

Структура и основные направления философии



39




22










Тема 2.1.

Методы

философии и ее

строение

1

Содержание учебного материала

Этапы философии: античный, средневековый Нового времени, ХХ века. Основные картины мира: философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).


2

2

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.

1

2

Практическая работа анализ дополнительной и учебной литературы и составление схемы «Методы философии»

1


Самостоятельная работа: эссе «Философская система нашего времени: основные черты».

2


Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

1


Содержание учебного материала

Онтология - учение о бытии. Современные онтологические представления. Материя, движение, пространство, время, причинность, целесообразность.



2


2


2

Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. Ступени познания.


1


2

Контрольная работа по теме 2.2.

1


Самостоятельная работа: Выполнение презентации и сообщения «Современная философская картина мира».

2

9

Тема 2.2.1.


1

Содержание учебного материала

Философия о происхождении и сущности человека. Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.


2



2



2

Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость.


2

2

3

Проблема сознания. Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга.

1


2

Практическая работа -составление сравнительной таблицы «Личное бессознательное и коллективное бессознательное»

1


Самостоятельная работа: анализ дополнительной литературы и формирование собственного суждения по теме «Версии происхождения человека: земная и внеземная»

1



Тема 2.3.

Этика и

социальная

философия



1

Содержание учебного материала

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.


2


2


2


2

Социальная структура общества. Типы общества.

2

2

3

Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие.


2

2

4

Философия и глобальные проблемы современности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.


1

2

Контрольная работа по теме 2.3.

1


Самостоятельная работа: подготовка эссе по выбору: «Свобода и ответственность как программа жизни человека в обществе: личное, профессиональное, гражданское», «Россия в эпоху глобализации». Выполнение индивидуального творческого задания: «Идея покорения природы и её результаты в ХХ веке», «Глобализация и антиглобализм» (по выбору).





2




Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

1

Содержание учебного материала

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и идеологии.


2





2


2

Философия и религия.

2

102

3

Философия и искусство.

2

2


4

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.

Роль философии в современном мире. Будущее философии.


1







2

Контрольная работа « Содержание основных разделов философии» - тестовый контроль.

1


Самостоятельная работа: анализ учебной и философской литературы и составление сравнительной таблицы «Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и идеологии». Выполнение индивидуального творческого задания - эссе по теме: «Философия и смысл жизни человека».


2


Всего:

64



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

2.3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

2.3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета философии оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

1. Информационные стенды

2. Видеотека

3. Схемы

4. Портреты философов

5. DVD-тека

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением видеоплеер, магнитофон, диапроектор.

2.3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


1. Горелов, А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф.

учеб. заведений.- 3-е изд., испр. - М.: /Изд.центр «Академия», 2009.- 256 с.

2. Губин, В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов

учреждений СПО.- 3-е изд.-М.:/Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: /Логос, 2009.-288с.

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: /Феникс, 2010.- 320с.


Дополнительные источники:

1. Миронов, В.В. Философия: учеб.-М.: /ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.:/ Гардарики, 2010.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: /Феникс, 2011.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М,/ «АСТ», 2009 г.

5. Кондрашов, В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:,

Феникс, 2010.-672с.


Интернет - ресурсы:

alleng.ru/edu/philos1.htm

mavicanet.com/directory/rus/23135.html

aonb.ru/iatp/guide/nauka.html#10

edu-navigator.ru/res/14872/

internet-biblioteka.ru/philosophy

2.4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «Основы философии»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Оценка результатов контрольной работы, оценка результатов практических работ, открытая оценка решения ситуационных задач, оценка результата работы с творческими заданиями, с рефератами и презентациями.






Оценка результатов контрольной работы, оценка результатов практических работ, открытая оценка решения ситуационных задач, оценка результата работы с творческими заданиями, с рефератами и презентациями.




- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и

понятия философии;

- роль философии в жизни человека

и общества;

- основы философского учения о

бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и

религиозной картин мира;

- об условиях формирования

личности, свободе и ответственно-

сти за сохранение жизни,

культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.







© 2010-2022