Отчет С учителя 3 (базового) уровня

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исламгулова Евгения Александровна Портфолио учителя Отчет С

Группа №2 Уровень 3

г. Караганда 02.11.2015


Отчет С


по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и учения и управление ими

В современном мире, в эпоху информационных технологий, мир движется вперед, меняются цели и задачи образования, и педагоги должны идти в ногу со временем. Поэтому я пришла к убеждению, что действительно, учителя движимые нравственными целями (удовлетворение потребностей учеников, быть сострадательными, уважительными, справедливыми), должны проявлять лидерские качества чтобы оказать влияние на своих коллег. Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию, сущность чего заключается во взятии инициативы на себя по совершенствованию практики, принятии стратегических решений с коллегами для внесения изменений, собирании и использовании фактов в совместной деятельности, внесении вклада в создание и распространение профессиональных знаний [1,180] .Иными словами, учителя должны стремиться к тому, чтобы системно следовать цели улучшения преподавания и учения в школах при помощи того, что называют "академическим империализмом"[1,180] .

Для того чтобы научить ученика учиться, нам учителям нужно научиться делать что-либо по-другому, для чего необходимо заинтересовать коллег и вовлечь их в сотрудничество по совершенствованию практики преподавания и учения. У учителей прошедших и не прошедших уровневые курсы, имеется неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию профессиональных знаний. Согласно конструктивистской теории мы должны сосредоточиться на ученике, организовать занятия в соответствии с задачами, решение которых будет способствовать развитию знаний, навыков, идей у учеников.

Идея преподавания должна заключаться не в суммировании знаний у обучающегося, а в вооружении его инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно, то есть обучить ученика тому, как учиться. Ведь согласно теории Программы, важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также - осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом [1,103]. Данная трактовка конструктивистского обучения включает в себя образ мыслей и ряд основных убеждений учителя, которые социологи именуют как основную ценность.

Так что же я изменила в себе и в моей практике?

Во-первых, составляя среднесрочный план серии последовательных уроков, я постаралась интегрировать идею всех 7 модулей Программы. План составлен в соответствии с учебной программой по предмету. На каждом уроке я реализовывала ряд изменений. Задания, разработанные с учетом внедрения использования семи модулей на основе изученной теории, помогли мне взглянуть на мою педагогическую деятельность иными глазами. В настоящее время неоспорим тот факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель [1,102].

Изучив теорию модуля - «Новые подходы в обучении. Обучение тому, как учиться»,я поняла, что основными идеями данного модуля, является развитие навыков саморегуляции и метапознания у учащихся, ведь под метапознанием понимается способность отслеживать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию [1,127].

Согласно идеям Мерсера и Литлтона, "диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их уровню образования"[1,134]. При этом особый акцент сделан на том, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. Например, на уроке при изучении темы "Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные" учащиеся должны были прочитать параграф учебника на с.13, выписать примеры словосочетаний и объяснить друг другу, какой частью речи являются главные слова в данных словосочетаниях. Данный пример показывает, что учащиеся работая в группах обдумывают и обсуждают стратегии выполнения задания, консультируют , отслеживают полученные результаты, оценивая друг друга. Демонстрируют тем самым развитие своего метапознавательного потенциала .

Важно отметить, что при выполнении таких заданий идёт развитие навыков в ведении диалога при общении в группе, аргументирование своих решений, а также взаимное обучение и оценивание друг друга. А мне, как преподавателю, позволяет отследить на каком уровне прошло понимание нового материала и вовремя оказать ребенку подмостки, если он в этом нуждается.

Совместив на уроке задания по таксономии Блума и диалоговое обучение, изменив формы выполнения заданий, особенно на 1(знания), 2(применение) и 3 (размышление) уровнях, я осознала насколько важна роль диалога в процессе обучения. На этих уровнях я применяла активные методы обучения, а именно формы парной и групповой работы.

Настоящим открытием для меня стал модуль «Обучение критическому мышлению». Я и раньше слышала о таком понятии как критическое мышление,но то, как это было представлено в «Руководстве для учителя» и чему меня обучили на уровневых курсах, помогло мне всё обдуманно и успешно применить в своей практике при составлении заданий к каждому уроку. В момент практики, полностью отказавшись от традиционной структуры урока, я взяла за основу структуру «вызов - осмысление - рефлексия». Важность данной схемы урока объясняется тем, что все это позволило мне сделать уроки интереснее и эффективнее, подобрать такие стратегии обучения, которые позволили ученикам самостоятельно обучаться и проявлять себя. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Таким образом, ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ [1,146].

Вследствие того, как я провела серию последовательных уроков, я попросила учащихся ответить на такой вопрос как :"Как бы вы хотели, чтобы проходили уроки русского языка?". Большинство учащихся ответили, что хотели бы чаще работать в группах, хотели бы больше свободы на уроках и т.д. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Ведь как говорится в руководстве: "Работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия - исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Прикладное исследование класса согласно методу диалогического обучения Александера предполагает, что традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимались во внимание, ставятся под сомнение диалектической и диалогической педагогикой." [1,145].

Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личностно значимыми способами. Они "бросают вызов" традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию [1,146].

Используя в своей практике такие методы критического мышления, как изложение новой информации в виде кластера, правильная постановка вопросов (вопросы низкого и высокого порядка), я пронаблюдала , что каждый ребенок индивидуален и мыслит по-своему. Не надо ему навязывать свою точку зрения в решении какого-либо вопроса, потому что, немного поразмыслив, он сам придет к правильному ответу. От нас, учителей, требуются лишь подмостки, которые послужат опорой, помощью для полного понимания учебного материала, и которые ему вскоре не понадобятся.

Важно отметить, что модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», заставил меня задуматься о несовершенстве традиционной пятибалльной системы оценивания. Не случайно категория "оценивание" означает в переводе с латинского языка "сидеть рядом".

Я поняла, насколько важны, все виды оценивания и формативное и суммативное. Ведь по существу, оценивание для обучения концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше [1,152].Ученикам очень понравилось разрабатывать критерии оценивания, по которым оценивать работу намного проще, и в этом мы с учащимися убедились на практике, оценивая презентации изученного материала в виде кластера. Когда конкретно видишь, по какому принципу происходит процесс оценивания, не возникает лишних вопросов по поводу непонятных оценок.

Использование ИКТ на современных уроках становится неотъемлемой его частью. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий [1,155]. Даже для приготовления раздаточного материала необходим принтер, сканер, да и сам компьютер. На своих уроках я так же использую различные формы ИКТ, так как это мотивирует обучающихся на обучение. Русский язык это очень сложный предмет, что естественно понижает мотивацию к изучению данного предмета у учащихся, а применение коммуникационных технологий вызывает интерес у ребят, положительный настрой на изучение предмета. Объясняя тему при помощи презентации, я наблюдаю как у учащихся повышается интерес к уроку. Часто применяю электронные учебники, а на консультациях по подготовке к ЕНТ старшеклассников использую онлайн тестирование по предмету.

Что касается обучения одаренных и талантливых учеников, то учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования» [1,165]. Составляя задания, на каждый урок основная сложность заключалась в том, чтобы правильно подобрать материал для разных категорий учащихся А, В, С. Содержательный компонент категорий "талантливый" и "одаренный" может быть различным. Ученики могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном или более академических предметах. При этом они могут быть одаренными в одной сфере и испытывать трудности в другой [1,165]. Поэтому в таких случаях необходимо очень хорошо знать своих учеников. Например, в моем 8 классе, большинство учащихся имеют явно выраженные способности математических предметов и им необходимо для дальнейшего обучения эффективные стратегии работы с текстовой информацией, техники запоминания слов, текстов, дат и навыки ведения беседы, устного и письменного изложения материала. Поэтому учитывая, способности моих учеников, я составляла задания таким образом, что бы через изучение русского языка они имели возможность развивать навыки, необходимые в гуманитарных дисциплинах. Например, в заданиях я предлагала ученикам обработать информацию, используя различные техники работы с текстом или составить вопросы к тексту, а затем опросить друг друга по теме текста у товарищей.

Идеи модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» согласованы с вопросами дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся [1,110]. Важно понять, что имеет ребенок на настоящий момент и сколько он может еще понять и осознать материала, т.е. знать зону ближайшего развития ребенка. Это означает, что обучение может быть улучшено в той ситуации, при которой «информационная среда» поддерживается взаимодействием с учителями или более способными сверстниками для развития ЗБР.

Мной были предусмотрены на втором уроке диалогическое обучение. На стадии осмысления было предложена парная работа. Задание которой заключалось в объяснении друг другу, какой частью речи являются главные слова в данных словосочетаниях. В процессе взаимообучения учащиеся старались правильно формулировать постановку вопроса от главного слова к зависимому, объясняли друг другу методы определения какой частью речи являлось главное слово. Такая форма проведения задания способствовала созданию своего понимания данной темы.

Для меня было важно , чтобы ученики в процессе обсуждения смогли донести друг другу понятие о видах словосочетаний по характеру главного слова. Я полагала, что такой подход вызовет интерес учащихся, способствует обсуждению и размышлению. Также мне хотелось, чтобы учащиеся понимали, что их мнения, идеи, предположения так же важны. Еще Л.Выготский утверждал, что существует два фактора знаний: первый - автоматическое неосознанное приобретение знания, за которым следует второй - постепенный рост в активном осознанном контроле над этим знанием, что, в сущности, становится разграничением между когнитивным и метакогнитивными аспектами деятельности.[ 1, 173]

Согласно идеи модуля «Управление и лидерство в обучении», то мое понимание о лидерстве и управлении было совсем другим. В данной роли я могла себе представить только администрацию школы. Но обучаясь на курсах, я поняла, что в роли лидеров можем быть и мы, сертифицированные учителя.

Для начала, я думаю, необходимо быть инициатором внедрения и апробирования новых идей, помочь другим участникам образовательного процесса, а в частности своим коллегам, прийти к переосмыслению того, что нельзя останавливаться на том, что мы знаем, умеем, к чему привыкли. Время не стоит на месте, все процессы в нашем мире меняются очень быстро. И нам, хотя бы на небольшую долю, необходимо опережать эти изменения, что вести за собой своих учеников, а не отставать от них.

На своих уроках я также заметила проявление лидерства среди учеников во время групповой работы. Некоторые удалось увлечь за собой, помочь, научить, выслушать, вынести правильное решение.

Какие же изменения произошли во мне и моей практике за период прохождения курсов? Я ещё раз убедилась, что моя задача как учителя состоит в том, что бы мои ученики имели то, что Чиксентмихайи называет "самоцелью"[1,129]. Применяя на практике идеи 7 модулей, я так же поняла, что детям это тоже нравиться, как и мне. Уроки стали наполненными разными формами работы, направленные на развитие мышления более высокого порядка. Во время работы они были увлечены заданиями, их уже не смущало то, что может быть, не все получается. Ученики знали, что они могут рассчитывать не только на помощь учителя, но и на то, что в группе есть те, кто поддержит и поможет.

Я, конечно же, не собираюсь останавливаться на достигнутом. Наше обучение, это лишь часть изменений в моей деятельности. Каждый уважающий себя человек должен обучаться на протяжении всей жизни. А учитель тем более - «не умеющий учиться, не сможет обучать». Не всё получалось, так как хотелось или планировалось, но отрицательный опыт это тоже опыт. И это повод вернуться и ещё раз попробовать это сделать или искать другие пути.

Литература

  1. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015

  2. Задания для выполнения в период практики в школе, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015

  3. Раздаточный материал первого этапа «Лицом к лицу» 3 неделя филиалАО «НЦПК «ОРЛЕУ» институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области.

  4. А.А. Бизяева. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004.






© 2010-2022