• Преподавателю
  • Другое
  • Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

     Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача о более  всестороннем и тщательном изучении способов получения информации.       Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником.      Компьютер включает в ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование компьютерной технологии при преподавании

татарского языка и литературы

Гиниятуллина Люция Сингатовна, учитель татарского языка и литературы

Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача о более всестороннем и тщательном изучении способов получения информации.
Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развития современного грамотного члена общества.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ происходит быстрее, чем дидактическое и методическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке.

В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Творчески работающие учителя находятся в поиске новых технологий. Сначала применяли магнитофон, потом теле-, видеоаппаратуру, а теперь используют компьютер. Компьютер включает в себя телевизор, видеомагнитофон, книгу и калькулятор. Он для детей является и другом, и учителем, и высшей точкой интеллектуального развития человечества.
Многие ученые ставят вопрос: использовать или не использовать компьютер. Некоторые думают, что компьютер перед учащимися и учителями раскрывает новые возможности, позволяет уйти от традиционного обучения, помогает находить новые идеи и решать сложные проблемы.
На уроках я использую компьютерные технологии. Почему?
Применение компьютера на уроках татарского языка имеет следующие положительные стороны:

  • индивидуализация содержания учебного процесса;

  • быстрое усвоение объемного материала;

  • возрастает познавательная активность учащихся;

  • за счет экономии времени возрастает эффективность урока;

  • меняется характер работы учителя.

Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю системы мультимедийной презентации, электронные учебники, интерактивные книги и Интернет.

Использование компьютерных технологий - требование времени.

В своей педагогической практике я широко использую презентации.

На первый план при обучении татарскому языку как неродному выдвигается коммуникативное обучение через диалоговые тексты. Недопустимо голое изучение грамматики, необходимо соблюдать ситуативно-тематический принцип. То есть искусственно создается ситуация "в магазине", "в театре", "на празднике" и ученик свободно общается в рамках ситуации с соседом по парте. Но одной диалоговой речи недостаточно, поэтому я использую презентации на своих уроках, чтобы заинтересовать учеников материалом, который я хочу преподнести им. Таким образом, в легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова.

Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся презентации.

Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и просто хорошего знания компьютера.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

В функции учителя электронная презентация представляет:

  • источник учебной информации;

  • наглядное пособие;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.


Практически все средства обучения могут заменить слайды презентации. Но если целью электронной презентации является замена, например, бумажного плаката слайдами, то использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми затратами, которые прилагает учитель для подготовки к уроку. Если же необходимо на уроке использовать несколько средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно в частности потому, что не переключает внимание учащегося на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т.д. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Таким образом, компьютер не заменяет учителя на уроках, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной,

меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;

  • использовать большое количество иллюстративного материала;

  • интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;

  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения.

Продолжая работу по использованию компьютера на уроках татарского языка и литературы, я подготовила и провела на семинаре учителей татарского языка и литературы мероприятие на тему:

" Күңелле минутлар" - 4-5 классы (2008 г.)

Мною разработаны ряд открытых уроков и мероприятий с использованием компьютерных технологий:

  • "Татарстан - туган ягым" - 4 кл. ( 2008 год);

  • "Тамчы шоу", посвященный жизни и творчеству Г. Тукая - 7-8 кл.

( 2008 год);

  • Повторение по теме "Зоопаркта" - 4 кл. (2010 год)

  • "Кошлар" - 4 клл. (2014)


Применение компьютера в начальных классах улучшает настроение детей и дает возможность ученикам продолжить работу на уроке с новыми силами.

Мультимедийное издание для детей «Волшебное приключение» -это развивающая игра по татарскому языку.

Закрепление полученных знаний также происходит с помощью компьютера. Компьютер дает возможность на уроках татарского языка и литературы, используя разнообразные методы и приемы, развивать творческие способности учащихся.

Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.

Различные виды компьютерных технологий используются как инструмент для создания тренировочных упражнений; как информационная база данных, позволяющая создавать, хранить и анализировать тексты на изучаемом языке; как средство учебного взаимодействия в системах Интернета и дистанционного обучения.

Так, например, в качестве тренажера для индивидуальной работы с учащимися, можно рассматривать электронный учебник из серии «Я изучаю татарский язык» - «Татар телле заман».

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТАТАРСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ
Система применения компьютера на уроках татарской литературы может выглядеть примерно так.

1. Компьютер может стать единственным источником, в котором можно обнаружить новейшие произведения современных писателей и поэтов, а также редкие издания известных авторов. В данном случае компьютер просто заменяет хрестоматию по татарской литературе. Каким же образом он сможет выдавать нужный материал? Для этого существуют электронная сеть Интернет и диски, со специально заложенной в них информацией. Например, интерактивная книга «Габдулла Тукай. Тормыш юлы һәм иҗаты."

Урок татарской литературы будет построен следующим образом: в зависимости от целей и задач преподаватель выбирает форму урока, продумывая этапы, компьютер начинает свое действие на этапе усвоения новых понятий, и перед учащимися наглядно будет высвечиваться текст определенного художественного произведения, либо отрывок, фрагмент произведения, над которым предстоит поработать. Дальнейшая работа с текстом будет традиционна: составить план для пересказа произведения, найти символичные образы, определить значение незнакомых понятий и композиционную структуру произведения и т.д.

2. При помощи компьютера преподаватель сможет быстро и эффективно провести этап актуализации пройденного материала. Для этого он разрабатывает несколько простых, требующих односложных ответов вопросов или заданий по творчеству писателей, либо конкретно по произведению. Таким образом можно проверить степень усвоения материала, домашнее задание, определить уровень первичного восприятия произведения, степень подготовленности учащихся к уроку и восприятию нового материала. Например, следующими вопросами можно проверить, насколько внимательно прочитали учащиеся биографию Г.Тукая.
1. В каком году родился Г.Тукай?

а) 1886 году;

б) 1901 году;

в) 1901 году;

г) 1891 году.

2. В какой деревне родился Г.Тукай?

а) Кушлавыч;

б) Училе;

в) Сосна;

г) Кырлай.

3. День рождения Г.Тукая?

а) 6 апреля;

б) 25 мая;

в) 26 апреля;

г) 24 апреля.

Учащиеся могут отвечать на вопросы устно, письменно в тетрадях, на компьютере, преподаватель же сможет быстро проверить и оценить их работу.
3. Огромную помощь окажет компьютер при проверке знаний, умений и навыков учащихся, то есть при проверочных и контрольных работах. Это может быть форма теста с вариантами ответов.

4. В настоящее время на уроках татарской литературы и языка в качестве обобщения используем кластеры. Кластер - это опорный сигнал по теме, позволяющий провести знания в систему. Преподаватель может дать несколько видов задания учащимся: разработать кластеры самостоятельно, добавить к готовому кластеру ячейки, расположить их по хронологии, тематически, в каком-то другом определенном порядке, к каждой ячейке из текста можно подобрать комментарий. Такой вид работы можно использовать практически после изучения каждого произведения и целого раздела.
5. Для урока татарской литературы необходимо обилие материала: это могут быть иллюстрации, записи выразительного чтения стихотворений великих поэтов, романсы, музыкальное исполнение песен на стихи поэтов, театральная постановка и киноэкранизация произведений татарской литературы. Вышеперечисленный материал используется на различных этапах урока, может быть великолепным дополнением для уроков внеклассного чтения. Как обычно, преподаватель разрабатывает задания: подобрать из целой коллекции иллюстраций наиболее подходящую к предложенному отрывку, можно, наоборот, к иллюстрации подобрать отрывок, из нескольких предложенных; возможно просмотреть этот же отрывок в экранизированном виде, в театральной постановке и расширить анализ данного отрывка; используя специальные диски по творчеству писателей, поэтов, можно рассмотреть историю создания данного художественного произведения. В любом случае разносторонний взгляд на одно и то же произведение углубляет его понимание.

6. Особенно часто можно обращаться к компьютеру при организации проверочных работ. В данном случае это не будет занимать много времени, позволит быстро оценить ответы, что намного облегчит работу преподавателя. Виды проверочных работ на компьютере могут быть разнообразны. Приведем некоторые из них:

1) тест без выбора ответов по целому разделу, творчеству ряда писателей;

2) по предложенным цитатам определить произведение;

3) «дырявый текст» - вставить в лирическое произведение пропущенные эпитеты, сделать это в соответствии с ритмикой стихотворения;

4) определить главного героя по портретной характеристике;

5) определить имена писателей по предложенным названиям их места рождения и т.п.


Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.
Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.

В моей лаборатории имеются:

• Интерактивные таблицы по синтаксису, словообразованию (сүз ясалышы), лексике (сүзлек составы), фонетике.

В этих таблицах собраны основные правила татарского языка и включены задания.

А так же имеются презентации:

• Презентация "Морфология".
Презентация знакомит с основными правилами татарского языка по морфологии.

• Презентация «Хат».

• Презентация. «Кыргый хайваннар».

• Презентация. «Яз».

• Презентация «Көз".

• Презентация "Кыш".

• Презентация «Сузыклар. Тестлар».

• Презентация «Риза Фахреддин».

• Презентация «Тамчы шоу» (Г. Тукай)

• Презентация «ШТМ - Күңелле минутлар".

Надо сказать, что анализ данных материалов говорит о том, что нет еще устоявшихся взглядов на многие методические моменты, связанные с использованием компьютерных технологий в обучении, но все сходятся в одном: жизнь идет вперед, компьютер занял прочное место в жизни человека, в том числе и в одном из самых консервативных ее составляющих - образовательном процессе. Естественно, нам, учителям татарского языка и литературы, нельзя отставать, и поэтому мы всё решительнее используем на своих уроках данный вид техники. Ещё не всё исследовано в этой области. Для полёта фантазии учителя достаточно большая территория, тем более что возможности современного компьютера дают для этого все основания.

Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное, останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал - да, но все перенести в презентацию нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом.

Широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития школы. Школа информационного общества должна не просто дать ребенку сумму знаний, но и сформировать у него информационные умения, способствующие его успешной социализации. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляет собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.
В связи с этим учителю сегодня недостаточно ни традиционных информационных источников, которыми он привык пользоваться, ни стандартных видов учебной деятельности, которыми он привык оперировать на уроке. ИКТ могут обогатить его информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении современных образовательных задач.

© 2010-2022