• Преподавателю
  • Другое
  • Эссе школьного библиотекаря Чтение - учение. Роль библиотеки в продвижении чтения

Эссе школьного библиотекаря Чтение - учение. Роль библиотеки в продвижении чтения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение - учение: роль библиотеки в продвижении чтения

Неверова Светлана Тимофеевна, педагог-библиотекарь

МБОУ Таганской СОШ им. П.Г. Яценко

Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.

Дени Дидро

Во все времена люди, прочитавшие много книг, пользовались особым уважением. Начитанный человек был интересным собеседником, имел широкий кругозор и умел интересно и точно выражать свои мысли. Что же теперь в наш век информационных технологий? Сбудутся ли опасения Альберта Эйнштейна о том дне, когда технологии заменят простое человеческое общение? Ведь общение в книгой, с литературными героями тоже можно отнести к человеческому.

Прививать любовь к книгам нужно с раннего детства, и это должно начинаться в семье. Школа учит уже не слушанию сказок, а самому процессу чтения. И здесь мои успехи как библиотекаря ещё очень незначительны. Трудно заставить любить читать, если нет желания, любознательности, усидчивости. Прежде чем сделать детей читателями, их нужно привлечь в библиотеку.

Помню, как в студенческие годы я многие часы проводила в Алтайской краевой библиотеке. Библиотечная атмосфера оставили в моей памяти самые лучшие воспоминания. Тишина и полумрак огромных читальных залов создавал ощущение, что находишься наедине с книгой. Мы молча подавали библиотекарю список литературы или тему реферата, она неслышным шепотом показывала нам место в зале. Ковровые дорожки приглушали шаги, на каждом столе стояли по две настольные лампы. Теперь слово «библиотека» ассоциируется у меня с мягким светом настольной лампы и еле слышным шуршанием страниц.

Теперь я сама библиотекарь, а точнее, педагог-библиотекарь. Но втайне я называю себя хозяйкой библиотеки, которая всегда готова к приёму гостей. На перемене здесь много детей, которые приходят не только за книгой, но и просто пообщаться. Сделать библиотеку любимым местом в школе - одна из моих задач. Здесь я провожу библиотечные уроки, уроки мужества, интеллектуальные игры. Но важно помнить, что, расширяя функции библиотеки, нужно не подменить её, не сделать в угоду потребителю пунктом обслуживания и развлечения. Библиотека не должна забывать своё главное предназначение - прививать любовь к чтению художественной литературы.

Как мне кажется, выполнению этой благородной задачи мешают особенности памяти и восприятия современных школьников, которые получили название «клиповое мышление». В отличие от моих сверстников, не блиставших хорошими оценками, но помнящих до сих пор наизусть «Бородино» и другие известные стихотворения, наши ученики с трудом вспоминают, что было вчера на уроке. В памяти остаются только конкретные факты, яркие образы и нужные ответы на различные тесты. И это мне тоже приходится учитывать в своей работе. Я использую метод работы, который назвала «иллюстрированное чтение». Чтение книги вслух на библиотечных уроках сопровождаю презентацией с иллюстрациями к этой книге, музыкой, отрывками из текста. Чем-то напоминает диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Моя практика показывает, что такой вид чтения нравится детям и лучше усваивается. Как правило, после этого они охотно берут перечитать уже привычную бумажную книгу. Со старшеклассниками сложнее. Не могу сказать, что среди нет читающих. Но они прагматичны, вдумчивому чтению предпочитают краткое содержание. Если произведение не представляет практической пользы, например, для сдачи ЕГЭ, то можно и не читать.

В проекте «Intel. Новая школа: мой маршрут» я училась создавать саундтрек к книге. Читаешь книгу в электронном варианте и слышишь в зависимости от содержания шум прибоя, крики чаек, зловещую музыку и так далее. Процесс создания таких саундтреков увлекательный, а само чтение я бы назвала забавным. Но читать серьёзное произведение с набором предложенных мне звуков я бы не хотела. Ведь чтение - это работа ума и души. Читатель сам должен создавать в своём воображении звуки и образы. Чем богаче и ярче внутренний мир читателя, тем лучше он поймёт через сопереживание героям произведения внутренний мир другого человека. Чтение художественной литературы даёт возможность приобрести личный жизненный опыт, учиться на чужих ошибках, находить выход из житейских ситуаций. Моя задача библиотекаря - предложить те книги, которые обогатят внутренний мир учащегося. Только так мы можем воспитать яркую творческую личность с богатым внутренним миром, способную понять и принять чужие переживания.

3


© 2010-2022