Урок русского языка на тему

Урок русского языка 3 класс, УМК "Школа 2100". Тема урока "Определение имени прилагательного" Тип урока: Изучение нового материала Место урока в теме: 1 урок в теме "Имя прилагательное" Цель урока: Познакомить с именем прилагательным как частью речи. Задачи: 1. Формировать умения определять имена прилагательные и отличать их от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы. 2.Развитие умений ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе.


Тема урока: Определение имени прилагательного

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью речи, её ролью в русском языке, грамматическими признаками.

Задачи:

1. Формировать умения определять имена прилагательные и отличать их от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

2. Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.

3. Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Мотивационно-ориентировочный этап.

Слайд 1.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности и уверенности в знаниях.

Давайте улыбнемся друг другу,

пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

Приветствие учащихся. Настрой на урок.

Практический этап.

(актуализация опорных знаний)

Откроем тетради, запишем число (комментированная запись), напишите классная работа.

Любой урок русского языка мы начинаем с минутки чистописания.

1. Рассмотрите запись на доске.

ду... ястре... верблю... ланды...

Д П З ?

- Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?

- Кто догадался какую букву будем писать сегодня на уроке? (Ц)

- Почему? (Д - это дерево,поэтому под ним стоит буква Д, ястреб - это птица, внизу стоит буква П, верблюд - зверь, поэтому внизу буква З, ландыш - это цветок, нужно написать букву Ц).

2. Запишите букву ц один раз, дайте характеристику данному звуку.

В следущей рабочей строке запишите заглавную и строчную букву Цц

3. - Что общего между этими словами?

(- Все слова одно правило.

-Все имена существительные.)

- Докажите.

Какая часть речи назвается именем сществительным?

На какие группы можно разделить имена существительные?



Выполняется логическая задача.




Проводится анализ и синтез слов.







Обобщение знаний по теме имя существительное.

Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.



1 3 3 4

- Отгадайте мою загадку: (Слайд 2)

Конь …, хвост

- Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной.

Что это? (Иголка и нитка.) (Слайд 3)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Что они обозначают? (Признак предмета.)

- О каких словах пойдёт речь на уроке?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник. Прочитайте название раздела.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75. (Слайд 4)

- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок?

- Давайте составим план урока. На какие вопросы необходимо ответить, чтобы рассказать об имени прилагательном?

План урока.

1.Что обозначают имена прилагательные?

2. На какие вопросы отвечают?

3. Какие грамматические признаки имеют: род, число...?

4. Почему так называются?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Актуализация знаний.


3 4

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

а) Упр. 304. (работа в паре) Возьмите желтую карточку. Прочитайте. Попробуйте определить, о каких предметах идет речь.

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

- Почему легко было догадаться?

- Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.)

б) Рассмотрите рисунки. (Ландыш, роза, солнце, дети) Подберите и запишите как можно больше слов, обозначающих признаки этих предметов. Напишите, на какой вопрос отвечают слова данной группы:

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)

Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)

- Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы?

(Это зависит от рода имён существительных: ландыш - м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)

в) Упр. 306 - развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных. (Слайд 5)

Трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось. Как вы думаете, почему получились разные рисунки.(Потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать)

Выбирите одну картину. Устно опишите, какой лес на ней изображён.

Например:

Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.

- Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

- Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся?

- Слова каких частей речи использовали художники для названия своих картин? (имена существительные и имена прилагательные)

- Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)

2. Почему так называется?

Попробуйте предположить, что означает название части речи - Прилагательное. (Слайд 6)

Название части речи "прилагательное" произошло от латинского слова. Оно означает "присоединение, прибавление".

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

2 3 4 5 2

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Запишите прилагательное красивый с каждым именем существительным. Определите род и число имени существительного

Ландыш (м.р, ед.ч.) красивый (?)

Роза (ж.р., ед.ч.) красивая (?)

Солнце (с.р., ед.ч.) красивое (?)

Дети (мн.ч.) красивые (?)

- Понаблюдайте, что происходит с прилагательными, когда оно "присоединяется" к именам существительным. (Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета)

- А есть ли ещё какая-то связь между ними?

а) Упр. 307 - установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний - тоже в форме ед.ч., м.р.

Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

- Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от

формы существительного.)

Р/р. (Слайд 7)

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплы пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

А.К. Толстой

Прочитайте последнюю строчку. Какую куртину вы представили? Почему весенний лес назван юным?( юный - очень молодой, юный лес - тот, который только только покрылся зеленью) А почему молодая листва - это зелёный дым? как вы думаете, почему подснежник назван кувшинчиком? (похож по форме на кувшинчик, словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить как выглядит этот цветок)

2. Работа с определением (Слайд 8)

Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не со словами другой части речи?

Сформулируйте определение прилагательного как части речи.

Сравните свой вывод с авторским. стр 77.

IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

Упр. 309. Выполняется по заданию.

- Сравните прилагательные в каждом столбике.

- Изменилось ли их значение?

- А что же изменилось? (Род, число.)

- Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

- Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

- А по числам? Докажите.

- Как вы думаете, род и число - это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

- А теперь попробуем обобщить наши выводы выполнив Тест "Проверь себя" (синий листочик).

Выполним работу в четверках. на выполнение теста вам 2 минуты. Договоритесь кто

Тест по теме "Имя прилагательное"

1. Имя прилагательное обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

2. Имя прилагательное связано по смыслу:

а) с прилагательными

б) с глаголом

в) с существительными

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) что делает? что сделает?

б) какой? какая? какое? какие?

в) кто? что?

4. Укажите имя прилагательное

а) утеплять

б) тёплый

в) тепло

5. Род и число прилагательного зависит от:

а) имени существительного

б) глагола

в) местоимения

6. Имена прилагательные подчеркиваем:

а) волнистой линией

б) одной чертой

в) двумя чертами.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

Рефлексивно-оценочный этап.

Давайте вспомним какую цель ставили сегодня на уроке. (Слайд 9)

Ответьте на вопросы:

Чему мы учились на уроке:

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Хочу похвалить...

(Слайд 10)

Сегодня на уроке вы были

Умные

Внимательные

Активные

Красивые

Воспитанные

Какие слова я использовала, чтоб оценить вас на уроке. Как их можно назвать?

(Слайд 11)

Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь...

точной

яркой

выразительной

образной

интересной


VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 98-99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.



© 2010-2022