Урок литературы в 9 классе

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени.Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце”, это и предлагается изучить на уроке литературы учащимся 9 класса. Цели: закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова; развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения; воспитывать активную личностную пози...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Цели:

  • закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

  • развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

  • воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Ход урока: Орг.момент.

  1. Рефлексивная установка на восприятие.

- Слово учителя и ученика: чтение стихотворения «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского.

- Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора. А вам приходилась выбирать?

(ответы уч-ся…).

- Но выбор может быть серьёзным, осознанным. Это выбор пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.


  1. Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

Обратимся к теме нашего урока.

Слайд №1: Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

(запись темы в тетрадь)

Проанализировав художественный текст повести, мы

Слайд №2:

  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

  • продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована.→ В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:

Слайд №3: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

3. Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

- Советская эпоха преследовала инакомыслие. Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными.

М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один - единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя».

Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров дал такую оценку повести:

Слайд №4: «Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова - умная и зрячая».

В. Сахаров

- Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая (честная)

4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.

- Действительно, сатира всегда бывает зрячей, честной, но редко дозволенной.

Вспомним, что такое сатира (проверка знаний с прошлого урока).

- Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Слайд №5: (Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Запись в тетрадь:

Урок литературы в 9 классе:


- М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя→

Слайд №6: У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя - фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения.

5. Работа с планом. !________________

-Восстановите композицию по предложенному плану→ Слайд №7:

1.монолог Шарика

2.Шарику «свезло»

3.операция

4.очеловечивание собаки

5.бесчинства Шарикова

6.возвращение Шарика в прежнее состояние

7.Шарику «свезло»

  • завязка (монолог Шарика);

  • развитие действия (Шарик у профессора, операция, очеловечивание собаки);

  • кульминация (бесчинства Шарикова);

  • развязка (возвращение Шарика в прежнее состояние);

эпилог (Шарику «свезло») → Шарик вновь стал собакой.)

-А какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

- Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

4. Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

- Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь? !________________(индивидуальное задание: Москва времён нэпа )

- Какой литературный приём использовал автор?

(антитеза, в основе которой лежит противопоставление) → Слайд №8

- Зачем он использует антитезу?

(Чтобы показать своё отношение к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

- Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик? !

(Ответ с использованием табл._______ с прошлого урока)

- Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению)

-НО в этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.

б) просмотр видео/ или рассказ!_________________


  1. Характеристика образа главного героя.

а) Работа с блок-схемой Слайд 9:

- Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

- Что вы можете сказать об этом человеке? Работа с текстом: Зачитать!

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы»).

- Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Работа с текстом Найдите и прочитайте описание нового существа. !

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами.

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…)

- Посмотрите, как оно ведёт себя за столом→ВИДЕО (поведение за столом)!

- Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

(Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)

в) Чтение по ролям: (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)!(предварительное д/з)

- А действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

(Швондер - председатель домкома. Слайд №10.!_____________

Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.)→ВИДЕО (диалог Шарикова с просьбой о паспорте)

- Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других.

Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести - профессора Преображенского.

6. Определение авторской позиции. Аналитическое чтение 3 отрывков уч-ся (инд. задание)

- Прочтите приведённые отрывки…и подумайте, кому из героев принадлежат данные высказывания?(Это слова профессора Преображенского.) →Слайд №11!________

(Индивидуальное сообщение:!)

Прототипом профессора Преображенского послужил дядя Булгакова, брат его матери Николай Михайлович П, врач-гинеколог. Обстановка его квартиры по адресу: Пречистенка, 24 (илиЧистый переулок, 1) в деталях совпадает с описанием квартиры профессора. Сохранилась колоритная характеристика Н. М. Покровского в воспоминаниях первой жены Т. Н. Лапа: «Я как начала читать «Собачье сердце», сразу догадалась, что это он. Такой же сердитый, напевал всегда что-то, ноздри раздувались, усы такие же пышные были. Он тогда на Михаила очень обиделся за это. Николай Михайлович долго не женился, отличался непокладистым, вспыльчивым характером».

- Как, по-вашему, авторская позиция совпадает с позицией Преображенского?

(Она совпадает с позицией Преображенского. Кажется, что его устами говорит сам автор.)

- Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский? (изменять, преображать, улучшить человеческую породу)→

Гоголевская традиция - говорящие имена- продолжена.

- Профессор Преображенский произносит такие слова: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено"… Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему тишина была «ужаснейшая»?

Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку - естество вновь восстановлено.

Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению, но она всё расставила на свои места.

-И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

«Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

- Обратимся к теме нашего урока: Так кто же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?!

- Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»

-По-вашему, какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?→Слайд №12.

(К сожалению, любое насилие оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность + воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру).

- Кому адресована повесть: современникам или будущему поколению?

- Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Слайд №13

- Своим произведением Автор подводит нас к мысли, что строительство социализма - это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём насилия, к чему автор относится отрицательно. Для него это нарушение естественного хода событий, которое окажется плачевным для всех.

7. Итог урока.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить - это еще не значит быть человеком. Самое главное - сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор - вот к чему призывает автор.

Слайд №14.

Человеческое сердце - это символ того, что «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это слова А. П.Чехова, я с ними полностью согласна!

8. Отметки за урок.

9. Домашнее задание на выбор:

1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2.Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?

3.Смешон или страшен Шариков?






© 2010-2022