Открытое занятие Русская матрешка

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие

(Лепшина Е.А. педагог доп.образования)



Раздел: Символы России

Тема: Патриотические символы. Русская матрешка.

Цель: Дать представление об истории появления матрёшки на Руси

Задачи:

1. Закрепить представления детей о патриотических символах, познакомить с понятием «русская матрешка». Выявить отличительные особенности разных видов матрёшки продолжить работу над формированием словарного запаса детей.

2. Развивать интерес к народным промыслам Руси. Развивать речь, внимание, память, образное мышление, эмоционально-чувственную сферу.

3. Воспитывать познавательный интерес к предмету, чувство патриотизма, любви к родному краю. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства

Оборудование: иллюстрации, презентация, лекционный материал, комплекс мультимедиа.













Ход занятия



  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом « Символы и символика», тема нашего занятия «Русская матрешка», а теперь встали в кружочек и поприветствуем друг друга! Спасибо, присаживайтесь и начнем работу.

2.Повторение изученного материала

- Давайте с вами вспомним, что такое патриотические символы? Что вообще такое символ? Правильно , это знак! Патриотические символы - это предметы, явления, продукты деятельности человека, которые являются отличительным признаком нации, целого народа.

На прошлом занятии мы говорили с вами о таких символах, это русская кухня и русская баня.

Назовите мне блюда русской кухни, которые запомнили с прошлого занятия! Молодцы!

3.Изучение нового материала

-Следующий символ, как неотъемлемая часть русского народа это русская матрешка! Посмотрите на экран!

Слайд 1

Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция.

Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Слайд 2

Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятан другая, поменьше, которая так же состояла из двух Всего таких куколок насчитывалось пять.

Слайд 3

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена)

Слайд 4


История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытые ею русские корни

Слайд 5

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столицаМатрешка появилась в Сергиевом Посаде в начале XX века. Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н.Д.Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, тогда это были огромные деньги.

Слайд 6

В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий, на ее базе в 1913 году организовали кустарно-промышленную артель игрушечников, которая после революции стала называться артелью имени РККА, а затем в 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек

С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево - Посадских ) художественно-производственных мастерских.

Слайд 7

При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Слайд 8

Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек, изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники

Слайд 9

В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов.

Слайд 10

Мастера изготавливали матрешек на темы сказок и басен: "Репка", "Квартет", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич", "Жар-птица», «Курочка-ряба»

Слайд 11

Пытались также изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но эти игрушки не нашли спроса, их производство прекратилось.

Слайд 12

Семёновская роспись - стиль, традиционный для матрешек из г.Семенова Нижегородской области. Для семеновской матрешки характерны довольно большая площадь не закрашенного дерева, использование анилиновых красок, крупноцветковая роспись фартука. Именно пышный букет цветов, порою фантастических, на фартуке - та деталь, которая делает семеновскую матрёшку узнаваемой.

Слайд 13

Роспись полховских матрешек строится

на сочетании малиново - красного,

зеленого и черного цветов по

предварительно нанесенному тушью

контуру. "Цветы с наводкой" -

наиболее типичная и любимая в

Полховском Майдане роспись, более

близкая и "пестрение" - украшение

при помощи отдельных мазков,

тычков" и точек.

Слайд 14

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо

Слайд 15

  • В конце 1980-х годов встречаются матрешки, с чужеродной росписью «под Хохлому» или «Гжель»

Слайд 16

  • При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время наибольшей популярностью пользуются произведения, максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник сарафан.

Слайд 17

  • В истории существует две теории появления матрёшки на Руси

  • Различают несколько видов росписи матрёшки

  • Важнейшая роль в формировании современного вида матрёшки принадлежит мастерам из Сергиева Посада

6. Самостоятельная работа

- Я вам предлагаю нарисовать любую на выбор матрешку и раскрасить на ваш вкус.

7. Итог занятия. Рефлексия


ПЛАН

1. Организационный момент 3мин.

  • Цель

2. Повторение изученного 5мин.


  1. Новый материал 15мин.

  2. Закрепление 10 мин.

  3. Самостоятельная работа 10мин.

  4. Итог. 2мин.




САМОАНАЛИЗ

.

По теме: «Патриотические символы. Русская матрешка» 2ой год обучения по программе «Патриот»

На занятии присутствовало 10, из них 5 имеют средние способности и учебные возможности , низкие у 5. По тематическому плану это второй урок по теме , отведённых на изучение данного материала. По типу это урок закрепления с элементами изучения нового.

Триединая цель

. Образовательная Закрепить представления детей о патриотических символах, познакомить с понятием «русская матрешка». Выявить отличительные особенности разных видов матрёшки продолжить работу над формированием словарного запаса детей.

Развивающая

Развивать интерес к народным промыслам Руси. Развивать речь, внимание, память, образное мышление, эмоционально-чувственную сферу.

Воспитательная

Воспитывать познавательный интерес к предмету, чувство патриотизма, любви к родному краю. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства

Поставленная цель и задачи к занятию реализованы.Все этапы урока были направлены на ожидаемый результат. При обучении мы должны исходить из требований , обозначенных в государственной программе «Патриот» в содержательной линии.

Тип занятия: закрепление изученного с элементами изучения нового материала. Этапы занятия соблюдены, прослеживалась связь между ними.

Методы: по источнику получения знаний: словестные (эвристическая беседа), наглядные ( использование технических средств, матрешки, карточки), практические

© 2010-2022