- Преподавателю
- Другое
- Программа Воспитание в сотрудничестве
Программа Воспитание в сотрудничестве
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Морозова Л.Л. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное казённое образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа «Детский дом №35»
Воспитание в сотрудничестве
(программа по формированию УУД)
Анжеро-Судженск, 2015
Автор-составитель:
Морозова Л.Л, воспитатель
Программа по формированию универсальных учебных действий «Воспитание в сотрудничестве». - Анжеро-Судженск, 2013.- 6 с.
Программа «Воспитание в сотрудничестве» призвана активно готовить воспитанников к самоуправлению, учить их общению и взаимодействию с людьми, повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе.
Предназначена для использования во внеурочной деятельности воспитателям, классным руководителям, педагогами дополнительного образования.
Пояснительная записка
Создание воспитательной программы «Воспитание в сотрудничестве» направлено на сплочение детского коллектива, создание благоприятной обстановки, для формирования личности воспитанников.
Коллектив - важнейший инструмент воспитания личности, который дисциплинирует, приучает к выполнению определенных требований общества, приобщает к определенному уровню общественной культуры, развивает творческую индивидуальность.
Каким же в современных условиях должен быть детский коллектив? Прежде всего, он должен быть творческим, воспитывающим каждого ребенка как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ему предстоит стать подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки подростка к жизни.
Программа «Воспитание в сотрудничестве» призвана активно готовить воспитанников к самоуправлению, учить их общению и взаимодействию с людьми, повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе.
В программе большое внимание уделяется созданию нравственной и эмоционально-благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности воспитанников, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувства собственного достоинства и способности к социальной адаптации и, в конечном итоге, - воспитанию Гражданина. Программа включает в себя отдельные модули, каждый из которых имеет свои конкретные цели и задачи, содержание, методы и формы реализации.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Цель программы: сплочение коллектива воспитанников; создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого подростка с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Задачи:
-
Создать благоприятный психологический климат в группе воспитанников.
-
Развивать творческие способности детей.
-
Формировать общечеловеческие нормы морали (доброту, взаимопонимание, толерантность).
-
Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
-
Знакомить воспитанников с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях.
-
Развивать потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни.
-
Формировать систему самоуправления в группе.
Педагогические технологии, положенные в основу программы.
В основе программы воспитания лежат следующие педагогические технологии:
-
технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
-
технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
-
технология организации и проведения группового воспитательного дела Н.Е. Щурковой;
Принципы воспитательной работы
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются следующими принципами:
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- личностный подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- единство воспитательных воздействий.
Ожидаемые результаты:
-
ощущение себя равноправным членом общества;
-
раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива;
-
принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
-
взаимосвязь и согласованные действия педагогов, воспитанников и классного руководителя по всем вопросам.
Показатели результативности
-
создание сплочённого коллектива;
-
потенциальный рост ребёнка, как лидера в какой-либо области, отражающийся в личных достижениях воспитанника;
-
включённость каждого ребёнка в коллектив группы;
-
удовлетворение жизнедеятельностью в группе всех воспитанников.
Содержание воспитательной работы
Главным системообразующим фактором программы «Воспитание в сотрудничестве» служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет
-
равенство всех участников;
-
ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
-
отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
-
чередование индивидуальной и коллективной работы;
-
ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
-
выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
-
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Воспитательная работа состоит из модулей, каждый из которых имеет свои цели, содержание и формы реализации.
Модуль
Цели
Формы реализации
«Мы -
граждане
России»
(гражданское и патриотическое воспитание)
Воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции, развитие общественного самосознания, воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу;
изучение истории России, Кемеровской области,
г. Анжеро-Судженска
1.Уроки гражданственности и патриотизма.
2.Проведение воспитательных часов на гражданско-патриотическую тему.
3.Проведение встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.
4.Мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в ВОВ.
5.Месячники военно-патриотического воспитания.
6.Участие в городских и областных тематических конкурсах.
7.Конкурс «А ну-ка, парни!»
8.Викторины по правовой тематике.
9.Праздник получения паспорта.
10.Посещение городского краеведческого музея.
11.Сотрудничество с центральной библиотекой.
«Мы - здоровое поколение»
(физическое
воспитание)
Культивирование здорового образа жизни; воспитание негативного отношения к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь, табачные изделия; формирование навыков физической культуры и личной гигиены; приобщение к занятиям спортом.
1.Организация и проведение недель здоровья.
2.Проведение Олимпийских уроков.
3.Проведение физкультминуток, утренней гимнастики.
4.Проведение совместно с педагогами спортивных соревнований, эстафет.
5.Конкурсы газет и плакатов по теме «Здоровый образ жизни».
6.Участие в общешкольных, городских и областных спортивных соревнованиях.
7.Беседы с медицинскими работниками, просмотр тематических документальных фильмов о ЗОЖ.
8.Организация курса лекций нарколога.
9.Занятие в спортивных кружках и секциях.
«Мы -
ценители
прекрасного»
(художественно-эстетическое воспитание)
Создание условий для развития нравственного потенциала личности воспитанника; формирование эстетического восприятия и художественного вкуса.
1.Участие в традиционных общешкольных мероприятиях художественно-эстетической направленности.
2.Проведение тематических воспитательных часов.
3.Виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира.
4.Посещение музеев, театров, художественных выставок, цирка.
«Мы -
творцы»
(развитие творческих способностей)
Выявление и развитие индивидуальных способностей;
развитие умений и навыков в творческой деятельности;
развитие творческого воображения;
помощь в определении и раскрытии собственной индивидуальности.
1.Диагностика выявления уровня творческих способностей воспитанников.
2.Проведение мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества.
3.Проведение мероприятий с обязательным содержанием различных творческих заданий.
4.Издание газеты «Вестник».
5.Участие в выставках рисунков, поделок.
6.Участие в концертах, конкурсах на лучшего чтеца, певца, исполнителя художественного номера.
7.Участие в городских и областных конкурсах художественного творчества.
8.Занятия в танцевальном, вокальном, театральном объединениях.
«Мы -
потенциал
России»
(интеллектуально-познавательная деятельность)
Развитие познавательной активности;
создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей;
оказание влияния на формирование трудолюбия, чувства ответственности;
обеспечение развития познавательной активности воспитанников.
1.Организация творческой, проектной и исследовательской работы.
2.Участие в олимпиадах разного уровня по предметам.
3.Участие в тематических конкурсах, викторинах, предметных неделях.
4.Участие в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Бульдог», «Человек и природа».
5.Привлечение воспитанников к занятиям в творческих объединениях, факультативах и секциях.
6.Организация познавательных экскурсий.
7.Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
8.Мероприятия по профориентации.
«Мы -
единая семья»
(взаимодействие со школой)
Установление плодотворных связей между детским домом и школой; усиление роли школы в формировании жизненных позиций ребёнка.
1.Проведение совместных методических и педагогических консультаций.
2.Организация индивидуальных консультаций с педагогами - предметниками.
3.Организация работы совета класса.
4.Проведение совместных классных часов.
5.Проведение познавательно-развлекательных мероприятий.
Данная программа помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий воспитателя, классного руководителя, воспитанников при планировании и организации жизнедеятельности в группе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии детей, формировании индивидуальности группового коллектива и его членов.
Перспективы выполнения воспитательной программы
Целевые установки, содержание данной программы полностью соответствуют возможностям и условиям детского дома, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, создать сплочённый, дружный коллектив, воспитывающий каждого ребенка как личность, являющийся подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки подростков к жизни.
7