- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему Фигура преподавателя: смысл и функции
Доклад на тему Фигура преподавателя: смысл и функции
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гинц Л.П. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФИГУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: СМЫСЛ И ФУНКЦИИ
(к вопросу об условиях эффективной реализации
модульно-компетентностного подхода)
Л.П.Гинц,
преподаватель общетехнических дисциплин
ГАОУ СПО «Набережночелнинский
политехнический колледж»
Внедрение модульно-компетентностного подхода в обучение обусловлено современным состоянием образования в России, которое характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика или, шире, Взрослого и Ребенка.
Такая ситуация характеризуется рядом противоречий:
- между новыми ценностно-целевыми ориентирами в образовании, направленными на партнерство (диалог) взрослого и ребенка, и существующим монологическим типом взаимодействия «Учитель - Ученик» в традиционной системе образования;
- между возрастанием внутренней свободы ребенка и психологическим, профессиональным самочувствием педагога, его ролевой негибкостью;
- между темпами изменения социальных условий современной жизни и отсутствием новых образовательных технологий, способствующих подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся мире;
- между желанием педагога по-новому строить процесс обучения и его неумением сформировать мотивацию ребенка к познавательной деятельности в современных условиях и т.д.
Таким образом, можно выделить 3 взаимообусловленные проблемы:
1. Характер взаимодействия субъектов системы образования не соответствует характеру индивидуализации социально-психологических отношений в современном обществе. До настоящего времени для традиционной школы характерен монологизированный тип взаимодействия между взрослым и ребенком. Диалогизация же педагогического взаимодействия предполагает прежде всего принятие ситуации равноправных позиций взрослого и ребенка, позиций со-участия,со-трудничества,со-бытия.
2. Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
- мне интересно то, чему меня учат;
- мне интересен тот, кто меня учит;
- мне интересно как меня учат.
3. В существующей системе профессиональной подготовки учителей недостаточно уделяется внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен.
Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для педагога актуальными. Здесь особое место занимает театральная педагогика.
Было бы научно некорректным утверждать, что проблема педагогической режиссуры учебного и воспитательного процесса является принципиально новой. В последнее время в российской практике социального и психологического тренинга личности инструменты этой методики широко используются в целях коррекции и психотерапии.
Следует, однако, отметить, что педагогическая режиссура чрезвычайно редко используются в плановой педагогике, в работе с подростками и пока еще весьма ограниченно применяется в рамках учебно-воспитательной работы.
На 1000% соглашаюсь с мнением авторов педагогической режиссуры, что это не методика и не технология, это общие основы профессионального мастерства для педагогов разного уровня, от мастера производственного обучения и преподавателя спецдисциплин до педагогов - предметников и заместителей директоров.
Педагогическая режиссура - это то, что должно войти в учебники по педагогике, но пока почему-то не вошло. В настоящее время возможно создание единой системы профессионального мастерства вместо разрозненных направлений, технологий, методик: системы, подобной той, какую в свое время создал Станиславский для театральной профессии.
Слово «режиссура», естественно, ассоциируется с театром. Однако, образовательное учреждение - не театр, не было им, не будет и не должен быть. Но! С другой стороны, наша специальность вполне закономерно причислена к творческим профессиям, учитель всегда выступает не только как драматург своего урока, не только как главное действующее лицо, но в первую очередь, как организатор, режиссер-постановщик.
К великому сожалению, приходится констатировать, что государственное, традиционное образование в России и по сей день мало способствует формированию социально полноценной личности. И все дело в способах обучения и в соответствующей этим способам системе взаимоотношений учитель - ученик.
До сих пор в системе образования широко бытует термин ФРОНТАЛЬНО: фронтальный опрос, фронтальные методы обучения... А ведь ФРОНТ - термин военный и означает линию боевых действий между воюющими сторонами. И в педагогику этот термин забрел не случайно. Достаточно вспомнить расположение учебных парт в кабинетах. Эти колонки, ряды и шеренги стоят по всей России. И их мизансцена определяет систему взаимоотношений: один против всех. Своеобразная война действительно идет. Она формулируется самими учителями: «дети не хотят учиться, а учить их надо».
Все дело в способах обучения и в стиле взаимоотношений между педагогами и детьми. Именно с профессиональной подготовки учителя начинаются многие ученические проблемы.
Педагогическая режиссура может служить профессиональной основой любой методики. Именно поэтому, она необходима и воспитателю в садике, и учителю начальных классов, и нам - предметникам, работающим в учреждениях НПО - СПО, по - крайней мере, с обучающимися после 9-го класса. В равной мере, Система нужна и в воспитательной, не учебной работе.
Преимущество данной Системы в том, что игровой тренинг проводится на полезном для преподавателя программном материале. Проигрывая заранее спланированную деятельность, учащиеся не замечают, как заучивают то, что нужно впечатать им в память. Они потом удивляются: «Откуда я это знаю, я же не учил?!» Происходит органичное, чрезвычайно эффективное соединение игры с обучением.
В режиссерском смысле любое взаимодействие людей есть действие и противодействие, а это всегда явная или скрытая психологическая борьба. В педагогическом взаимодействии очень важно точно определить, как говорят режиссеры, «предмет борьбы».
В традиционной школе большинство педагогов неосознанно сделало предметом борьбы внимание учеников. Такой выбор продиктован опять-таки главной задачей учителя: во что бы то ни стало ДАТЬ знания. Оттранслировать учащимся то, что имеется у него самого и закрепить.
Борьба за внимание учащихся определило целую гамму соответствующих методов ее ведения: это и разделение наиболее активных «вредителей», это и угроза вызовом к доске, это и двойка за невнимание и т. д. И этот «педагогический» набор не меняется десятилетиями.
Определив именно так предмет борьбы, учитель неминуемо проигрывает, потому что назначает себя «врагом номер один», т. е. главным и единственным ведущим свое действие. Здесь он борец-одиночка против ученического коллектива.
В Системе педагогической режиссуры «предметом борьбы» и «врагом номер один» для учащихся делается изучаемый предмет. Все сразу встает на места: учитель превращается в мудрого и справедливого посредника, к которому должно обратиться в трудную минуту. Он главный арбитр и помощник в увлекательной борьбе за знания. При этом принципиально меняются отношения между учителем и учениками.
Для определения критериев профессионализма и путей профессиональной подготовки педагога необходимо четко сформулировать реальную цель урока - основу образовательного процесса.
Если это действительно развитие индивидуальности и подготовка ученика к сложностям реальной жизни, в том числе к самостоятельной интеллектуальной активности, тогда и учитель должен быть другим. Он должен владеть способами творческого развития, владеть более понятным для своих воспитанников невербальным игровым языком. Он должен отказаться от трансляции ученикам своих собственных ЗУНов (знаний, умений, навыков).
И может быть, самое трудное - ему нужно отказаться от главенства над учащимися; нужно доверить им самим искать и ошибаться; самим оценивать свои достижения и просчеты. ДОВЕРИТЬ ИМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ.
Таким учителем без специальной подготовки или, что сложнее, переподготовки стать нельзя.
Еще много можно говорить о том, как педагогическая режиссура развивает, снимает зажимы, раскрепощает... Но лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще, лучше один раз попробовать. Было бы необычайно полезно педагогам нашей республики пройти научно-практический курс «Система педагогической режиссуры», хотя бы в рамках курсов повышения квалификации.