Доклад на тему Фигура преподавателя: смысл и функции

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФИГУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: СМЫСЛ И ФУНКЦИИ

(к вопросу об условиях эффективной реализации

модульно-компетентностного подхода)

Л.П.Гинц,

преподаватель общетехнических дисциплин

ГАОУ СПО «Набережночелнинский

политехнический колледж»

Внедрение модульно-компетентностного подхода в обучение обусловлено современным состоянием образования в России, которое характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика или, шире, Взрослого и Ребенка.

Такая ситуация характеризуется рядом противоречий:

- между новыми ценностно-целевыми ориентирами в образовании, направленными на партнерство (диалог) взрослого и ребенка, и существующим монологическим типом взаимодействия «Учитель - Ученик» в традиционной системе образования;

- между возрастанием внутренней свободы ребенка и психологическим, профессиональным самочувствием педагога, его ролевой негибкостью;

- между темпами изменения социальных условий современной жизни и отсутствием новых образовательных технологий, способствующих подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся мире;

- между желанием педагога по-новому строить процесс обучения и его неумением сформировать мотивацию ребенка к познавательной деятельности в современных условиях и т.д.

Таким образом, можно выделить 3 взаимообусловленные проблемы:

1. Характер взаимодействия субъектов системы образования не соответствует характеру индивидуализации социально-психологических отношений в современном обществе. До настоящего времени для традиционной школы характерен монологизированный тип взаимодействия между взрослым и ребенком. Диалогизация же педагогического взаимодействия предполагает прежде всего принятие ситуации равноправных позиций взрослого и ребенка, позиций со-участия,со-трудничества,со-бытия.

2. Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

- мне интересно то, чему меня учат;

- мне интересен тот, кто меня учит;

- мне интересно как меня учат.

3. В существующей системе профессиональной подготовки учителей недостаточно уделяется внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен.

Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для педагога актуальными. Здесь особое место занимает театральная педагогика.

Было бы научно некорректным утверждать, что проблема педагогической режиссуры учебного и воспитательного процесса является принципиально новой. В последнее время в российской практике социального и психологического тренинга личности инструменты этой методики широко используются в целях коррекции и психотерапии.

Следует, однако, отметить, что педагогическая режиссура чрезвычайно редко используются в плановой педагогике, в работе с подростками и пока еще весьма ограниченно применяется в рамках учебно-воспитательной работы.

На 1000% соглашаюсь с мнением авторов педагогической режиссуры, что это не методика и не технология, это общие основы профессионального мастерства для педагогов разного уровня, от мастера производственного обучения и преподавателя спецдисциплин до педагогов - предметников и заместителей директоров.

Педагогическая режиссура - это то, что должно войти в учебники по педагогике, но пока почему-то не вошло. В настоящее время возможно создание единой системы профессионального мастерства вместо разрозненных направлений, технологий, методик: системы, подобной той, какую в свое время создал Станиславский для театральной профессии.

Слово «режиссура», естественно, ассоциируется с театром. Однако, образовательное учреждение - не театр, не было им, не будет и не должен быть. Но! С другой стороны, наша специальность вполне закономерно причислена к творческим профессиям, учитель всегда выступает не только как драматург своего урока, не только как главное действующее лицо, но в первую очередь, как организатор, режиссер-постановщик.

К великому сожалению, приходится констатировать, что государственное, традиционное образование в России и по сей день мало способствует формированию социально полно­ценной личности. И все дело в способах обучения и в со­ответствующей этим способам системе взаимоотно­шений учитель - ученик.

До сих пор в системе образования широко бытует термин ФРОНТАЛЬНО: фронтальный опрос, фронтальные методы обучения... А ведь ФРОНТ - термин военный и озна­чает линию боевых действий между воюющими сторонами. И в педагогику этот термин забрел не случайно. Достаточ­но вспомнить расположение учебных парт в кабинетах. Эти колонки, ряды и шеренги стоят по всей России. И их ми­зансцена определяет систему взаимоотношений: один про­тив всех. Своеобразная война действительно идет. Она формулируется самими учителями: «дети не хотят учиться, а учить их надо».

Все дело в способах обучения и в стиле взаимоотношений между педагогами и детьми. Именно с профессиональной подготовки учителя начинаются многие ученические проблемы.

Педагогическая режиссура может служить профессио­нальной основой любой методики. Именно поэтому, она необходима и воспитателю в садике, и учителю начальных классов, и нам - предметникам, работающим в учреждениях НПО - СПО, по - крайней мере, с обучающимися после 9-го класса. В равной мере, Система нужна и в воспитательной, не учебной работе.

Преимущество данной Системы в том, что игровой тренинг проводится на полезном для преподавателя программном материале. Проигрывая заранее спланированную деятельность, учащиеся не замеча­ют, как заучивают то, что нужно впечатать им в память. Они потом удивляются: «Откуда я это знаю, я же не учил?!» Происходит органич­ное, чрезвычайно эффективное соединение игры с обучением.

В режиссерском смысле любое взаимодействие людей есть действие и противодействие, а это всегда явная или скрытая психологическая борьба. В педагогическом взаимодействии очень важно точно определить, как гово­рят режиссеры, «предмет борьбы».

В традиционной школе большинство педагогов неосоз­нанно сделало предметом борьбы внимание учеников. Та­кой выбор продиктован опять-таки главной задачей учителя: во что бы то ни стало ДАТЬ знания. Оттранслиро­вать учащимся то, что имеется у него самого и закрепить.

Борьба за внимание учащихся определило целую гам­му соответствующих методов ее ведения: это и разделение наиболее активных «вредителей», это и угроза вызовом к доске, это и двойка за невнимание и т. д. И этот «педагоги­ческий» набор не меняется десятилетиями.

Определив именно так предмет борьбы, учитель неми­нуемо проигрывает, потому что назначает себя «врагом номер один», т. е. главным и единственным ведущим свое действие. Здесь он борец-одиночка против ученического кол­лектива.

В Системе педагогической режиссуры «предметом борьбы» и «врагом номер один» для учащихся делается изучаемый предмет. Все сразу встает на места: учитель превра­щается в мудрого и справедливого посредника, к которому должно обратиться в трудную минуту. Он главный арбитр и помощник в увлекательной борьбе за знания. При этом принципиально меняются отноше­ния между учителем и учениками.

Для определения критериев профессионализма и пу­тей профессиональной подготовки педагога необходимо четко сформулировать реальную цель урока - основу образовательного процесса.

Если это действительно развитие индивиду­альности и подготовка ученика к сложностям реальной жизни, в том числе к самостоятельной интеллектуальной активности, тогда и учитель должен быть другим. Он дол­жен владеть способами творческого развития, владеть более понятным для своих воспитанников невербальным игровым языком. Он должен отказаться от трансляции ученикам своих собствен­ных ЗУНов (знаний, умений, навыков).

И может быть, самое трудное - ему нужно отказаться от главенства над учащимися; нужно доверить им самим искать и ошибаться; самим оценивать свои достижения и просче­ты. ДОВЕРИТЬ ИМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ.

Таким учителем без специальной подготовки или, что сложнее, переподготовки стать нельзя.

Еще много можно говорить о том, как педагогическая режиссура развивает, снимает зажимы, раскрепощает... Но лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще, лучше один раз попробовать. Было бы необычайно полезно педагогам нашей республики пройти научно-практический курс «Система педагогической режиссуры», хотя бы в рамках курсов повышения квалификации.


© 2010-2022