Конспект занятия День космонавтики

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «День Космонавтики». Образовательная область «Чтение художественной литературы» Интеграция: «Коммуникация», «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Социализация», «Художественное творчество». ТЕМА: ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.                 Цель: знакомство с космосом, с профессиями людей, занятых в освоении космоса.                  Программные задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о космосе, познакомить...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «День Космонавтики».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Интеграция: «Коммуникация», «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Социализация», «Художественное творчество».

ТЕМА: ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.

Цель: знакомство с космосом, с профессиями людей, занятых в освоении космоса.

Программные задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли. Совершенствовать умение слушать чтение рассказа и отвечать на вопросы по содержанию, познакомить и объяснить значение слов «иллюминатор», «невесомость». Формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: рассказ, сказка, стихотворение; развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературное произведение. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений. Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Материал: выставка книг о космосе (энциклопедии, роман-сказка Н. Носова «Незнайка на Луне» и т. д.) ; мультимедийная презентация на тему «Космос»; рассказ А. Митяева «Первый полёт».

Предварительная работа: чтение и беседы о космосе с показом иллюстраций, фотографий и т. д.; чтение романа - сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»; рисование, аппликация, лепка на космическую тему, организация выставки детских работ в группе; заучивание стихов по теме.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель предлагает детям побеседовать о космосе. Беседа сопровождается показом слайдов (мультимедийная презентация).

Беседа: Первым космонавтом, который поднялся в небо - был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё твой прапрадедушка не мог себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Их называют космонавтами. И для таких полётов существуют специальные космические корабли. Учёный Константин Циолковский был первым, кто заговорил о полётах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Королёв взял и построил такой корабль. Он совсем не был похож на пиратский фрегат или на пассажирский пароход. Как видите, в космическом корабле - ракете - нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. При запуске из хвоста ракеты вырывается пламя, как из большой петарды, и огромная реактивная сила тянет её вверх.

Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки - Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек. Юрий Гагарин. Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.

Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран. Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета - он двигался вперёд, пока в нём был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ёще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.

А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.

Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками.

Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.

Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как?

Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки - это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.

ВОПРОСЫ:

1. Когда мы отмечаем День Космонавтики? Почему?

2. Кто первый летал в космос?

3. Много ли людей заняты в космической отрасли?

4. Какие профессии нужны для освоения космоса?

В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Для того, чтобы запомнить порядок расположения планет, можно заучить фразу, в которой первая буква каждого слова - это первая буква названия планеты:

Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.

(повторение и заучивание фразы и названия планет) .

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА А. МИТЯЕВА «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

ВОПРОСЫ:

1. Кто совершил первый полёт в космос?

2. Что такое состояние невесомости?

3. Как выглядит космическое пространство из иллюминатора?

Объяснение слов «невесомость», «иллюминатор» - сначала дети пробуют, воспитатель обобщает ответы.

ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

Если дети затрудняются, то им задают вопросы, на которые они уже ответили выше.

ВОПРОСЫ:

1. Мы прослушали и пересказали произведение А. Митяева. А что это: рассказ, сказка или стихотворение?

2. Чем отличается рассказ от сказки?

3. Чем отличается рассказ от стихотворения?

4. Какую сказку о космосе вы знаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)

Меркурий - раз, (Описать круг руками)

Венера - два-с, (Хлопок)

Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять - дальше всех - Плутон, (Прыжок)

Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рассказ А. Митяева «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли - в космосе. Только там он узнал невесомость - странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном - иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно.… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.

Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.

СТИХИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

НАИЗУСТЬ.

Я. Аким

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!

В. Степанов

«Юрий Гагарин»

В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

В. Орлов

День космонавтики

Взлетел в ракете русский парень,

всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счёту будешь ты?

Е. Серова.

Космонавт

Уж мой космический полёт

Вполне успешно начат,

А мама спать меня зовёт…

Какая неудача!

Уже я в воздухе вишу,

Стал ничего не весить,

А мне велят, как малышу,

Ложиться ровно в десять.

-Он космонавт, позволь, позволь,

- Сказал вдруг папа маме:

- Он должен в двадцать два - ноль, ноль

Ложиться по программе.

Я слышу папины слова,

И замираю прямо:

Не в десять спать, а в двадцать два!

Вдруг не позволит мама?

Согласна мама - чудеса!

По новому приказу

Ложусь я в двадцать два часа,

И засыпаю сразу.

Римма Алдонина

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Г. Сапгир

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

- Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

Римма Алдонина

Звёзды

Что такое звёзды?

Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор -

Каждая звезда!

Г. Сапгир

Созвездия Большой и Малой Медведиц.

Вот Медведица Большая

Кашу звёздную мешает

Большим ковшом

В котле большом.

А рядом тускло светится

Малая Медведица.

Маленьким ковшиком

Собирает крошечки.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2. Книга для чтения детям: от года до семи лет. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2005.

3. Книга ответов для почемучки. Джуди Галенс, Нэнси Пир. - Харьков: Книжный клуб, 2004.

4. Материалы интернета.



© 2010-2022