Какой педагог нужен школе, колледжу, вузу?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю  три  высказывания видных просветителей: «Каждому учителю надо быть, прежде всего, добросовестным  преподавателем своего предмета»  (А.Н. Островский). «Мы можем различать два вида качеств учителя: его научную подготовку и личный учительский талант» (П.Ф. Каптерев). «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем»   (В.А. Сухомлинский).   Кто из видных  просветителей прав? Давайте  подумаем. (Высказывания преподавателей) - Разделить нашу...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Какой педагог нужен школе, колледжу, вузу?



Бирмаганбетова Кымбат Темирхановна- заместитель директора по УВР, преподаватель экономики Костанайского колледжа



Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю три высказывания видных просветителей:

«Каждому учителю надо быть, прежде всего, добросовестным преподавателем своего предмета» (А.Н. Островский).

«Мы можем различать два вида качеств учителя: его научную подготовку и личный учительский талант» (П.Ф. Каптерев).

«Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем»

(В.А. Сухомлинский).

Кто из видных просветителей прав? Давайте подумаем. (Высказывания преподавателей)

- Разделить нашу точку зрения поможет великий Абай. По его убеждению воспитатель, учитель, родители могут добиться своих истинно просветительских целей не запугиванием, а убеждением, действенным словом. Поэт писал, что насилие со стороны родителей, учителей убивает в детях искренность, дети только из боязни подчиняются им и делают вид, что уважают их. «Боязнь и любовь, что огонь и вода, не соединимы. Человек лишь понимая другого, которого любит, уважает, получает удовлетворение. Наставление, поучение, сопровождаемое насилием, не достигает цели», - писал Абай.

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В.А. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является, прежде всего нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. Учитель воспитывает не только идеями, заложенными в знаниях, но и тем, как он несет их в класс.

В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика.

Взаимоотношения преподавателя с обучающимися, родителями, обучающихся, коллегами, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта.

Педагогический такт - неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, основанная на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Педагогический такт определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, способного понимать ребенка и видеть мир его глазами.

Очеловечивание образовательных процессов в векторе ненасильственной этики, это умение педагога проектировать профессиональное взаимодействие с опорой на гуманистические принципы:

- не контролировать, а стимулировать;

- не навязывать, а советовать;

- не подменять, а доверять;

- не убеждать, а понимать;

- не уничтожать, а взращивать;

- не руководить, а участвовать;

- не навязывать, а выбирать;

- не с криком, а юмором;

- не обвинять, а защищать.

Педагогический такт в сочетании с индивидуальным подходом к воспитанию позволяет установить между воспитателем и воспитанниками атмосферу взаимопонимания и духовной общности.

Педагог, не владеющий педагогическим тактом, ставящий себя выше своих воспитанников, может легко перейти на позиции авторитарного воспитания, формализма, морализаторства и нанести непоправимый вред развитию личности обучающегося. Опасна и другая крайность - попытка установить с обучающимися отношения «панибратства», которые принижают авторитет педагога.

Педагогический такт - форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысли и действия.

Педагогический такт - меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с учащимися.

Педагогический такт - выработка педагогом своего стиля общения с воспитанниками в разных сферах деятельности (требовательного и корректного на уроке, непринужденного в неформальной обстановке и пр.).

Гуманизация образования предполагает усиление внимания к различным характеристикам педагогического такта.

Педагогический такт требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения и умения предвидеть, прогнозировать возможные последствия своих воспитательных воздействий.

Педагогический такт выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях, не унижая достоинства обучюащегося и не вызывая у него сопротивления воспитанию.

Педагогический такт педагога состоит в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать соответствующий стиль и тон, время и место педагогического действия.

Подробно остановлюсь на морально-психологической культуре педагога и барьерах его общения с обучающимися.

Сухомлинский В.А. говорил: «В учебно-воспитательном процессе три слагаемых: наука, мастерство, искусство… Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной - в третьем. Такова природа нашего педагогического дела.

Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика в знахарство. Нужно научно предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого, вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий».

В структуре педагогической этики педагогический такт занимает ключевое место, поскольку предметом труда преподавателя - воспитателя «является субстанция нематериальная, в какой-то мере эфемерная (неземная) - человеческая душа». Как следствие, специфика предмета проявляется в особенностях педагогической деятельности.

Особенности профессиональной деятельности современного педагога:

Первая - огромная ответственность, Готов ли принять на себя педагог этот «груз ответственности за себя»?

Вторая - полифункциональный характер педагогической деятельности, который проявляется в ее миссии - осуществлении социального наследования.

Третья - творческий характер профессии, определяемый необходимостью вести «конкурентную борьбу» за влияние на умы и души детей, решать задачу преодоления собственного консерватизма и гибкого реагирования на ситуацию, что определяет уникальность ситуации, в которой оказался современный учитель.

Отношение к своей профессии, позитивные или негативные установки педагога служат реальным обеспечением успеха либо приводят к затруднениям, явным или скрытым неудачам в межличностных отношениях с воспитанниками. Носителя высокой нравственно-психологической культуры традиционно называют «эффективным учителем» и наоборот.

«Эффективный педагог»:

* культивирует теплые, эмоционально окрашенные отношения с учениками;

* искренне симпатизирует им и тонко воспринимает их непосредственные нужды;

* стремится понять точку зрения другого, а затем уже действовать на основе такого понимания, поскольку для него внутренняя, психологическая сторона более важна, чем внешняя;

* верит в способности и возможности учеников самостоятельно решать свои жизненные и учебные проблемы;

*заботится о взаимности отношений, ожидает от обучающихся ответной доброжелательности;

* владеет ситуацией, умеет с помощью юмора, добродушной шутки разрядить напряжение;

* последователен в своих действиях и требованиях, справедлив, относится к обучающимся ровно и уважительно.

«Неэффективный педагог»:

* отрицательно реагирует на обучающихся, которые его не любят;

* создает трудности с целью держать обучающихся в напряжении;

к учебе;

* оценивает знания и компетенции обучающихся с точки зрения возможности их нечестного поведения;

жесткой дисциплины;

* увеличивает степень наказания пропорционально вине обучающегося;

* не учитывает психологию «предмета» своего воздействия;

* плохо знает интересы и потребности современной молодежи, ее субкультуры, не проявляет желания проникнуть в ее внутренний мир.

Очеловечивание педагогического общения - процесс, который необходимо специально организовать и использовать в целях повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности, опираясь на модель «эффективного педагога».

11 советов как изменить свою жизнь:

1. Вы можете изменить свою жизнь за короткие мгновения, делая только одно: измените мысли, которые вас посещают, измените слова, которые вы произносите.

2. Вам нужно взглянуть на то, кто вы на самом деле и кто вы по отношению к окружающему миру и к тому, что в нем находится. Это ваш священный поиск.

3. Будьте уверены, что не существует случайность в нашем разумном мире. Осознайте, что все, что появляется в нашей жизни, может чему-то научить вас. Будьте благодарны все и вся в вашей жизни.

4. Думайте глобально, а не узко. Люди, которые смотрят по-разному, говорят на разных языках, имеют разные вероисповедания, являются нашей частью. Мы находимся здесь и сегодня вместе. В глазах большой любви нет фаворитов.

5. Учитесь позволять другим преодолевать свои трудности без чувства, что вы являетесь единственным, кто может наводить порядок.

6. Делайте ежедневное усилие смотреть на других без осуждения. Каждая попытка осудить кого-либо уводит вас от вашей цели мира. Держите в уме, что вы не переделаете никого посредством своего суда: вы только заставляете себя уверовать в ваше призвание осуждать.

7. Потратьте один день на повторение слова «люблю» каждый раз, как вы сталкиваетесь с людьми. Эта практика имеет позитивный эффект, который вы можете использовать в качестве скрытой основы поведения.

8. Сделайте любовь главной целью вашей жизни. Когда существует любовь, не ждите, как другие будут реагировать на вашу любовь. Ваше высокое Я приглашает вас служить и отдавать, ничего не беря взамен.

9. Доверяйте своей интуиции. Тихо утверждайте, что вы определяете вашу собственную действительность и что ваше определение будет основано на вашей внутренней мудрости.

10. Напоминайте себе, что каждая негативная мысль о другом человеке - это то, что вы думаете о себе. Замените негативные мысли позитивными и ваше самоуважение и самооценка будут расти.

11. Избегайте диктовать условия тем, кто меньше, моложе или менее образован, чем вы. Мы различны в этапах духовного развития, но никто из нас не является «лучше» или «хуже». Мы только разные.



© 2010-2022