• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Психология в деятельности сотрудников правоохранительной деятельности Для обучающихся специальности 031001 Правоохранительная деятельность

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Психология в деятельности сотрудников правоохранительной деятельности Для обучающихся специальности 031001 Правоохранительная деятельность

Курс «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов» имеет большое значение для профессиональной подготовки будущих работников правоохранительных органов. Сотрудникам правоохранительных органов в силу специфики профессио­нальной деятельности приходится ежедневно работать с людьми. Перечень их функциональных обязанностей, предполагающих процессы общения и управления, обширен. Они проводят беседы, опросы, допросы, публичные выступления и т. п. В процессе осуществления этих и дру...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









Методические указания

по выполнению практических занятий

по дисциплине Психология в деятельности сотрудников правоохранительной деятельности

Для обучающихся специальности 031001 Правоохранительная деятельность









Составитель: Авдонькина Юлия Евгеньевна















г. Перевоз

2015

Составители: Авдонькина Ю.Е.

УДК 33

ББК 65

Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: Ю.Е. Авдонькина. - Перевоз, 2015. -15с.


Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по оформлению и выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов 3 курса, специальности 031001 Правоохранительная деятельность


Рецензент: Зайцева Светлана Сергеевна, преподаватель кафедры правового направления.




© Перевозский строительный

колледж, 2015

Рассмотрено на заседании кафедры

Правового направления

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Заведующий кафедрой

_________________________ Зайцева С.С.

Утверждено на заседании

Методического совета

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Начальник ОИО и СО

_________________ Курикова Г.В.


Содержание

1.Введение………………………………………………………………………....4

2.Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………….5

3.Общие и профессиональные компетенции……………………………………6

4.Алгоритм выполнения практических работ…………………………………..7

5.Содержание практических заданий……………………………………………8

6.Список рекомендуемых источников…………………………………………25


























Введение

Курс «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов» имеет большое значение для профессиональной подготовки будущих работников правоохранительных органов.

Сотрудникам правоохранительных органов в силу специфики профессиональной деятельности приходится ежедневно работать с людьми. Перечень их функциональных обязанностей, предполагающих процессы общения и управления, обширен. Они проводят беседы, опросы, допросы, публичные выступления и т. п.

В процессе осуществления этих и других мероприятий сотрудникам правоохранительных органов часто бывает необходимо устанавливать психологический контакт и доверительные отношения с гражданами, побуждать их действовать в интересах закона, склонять к даче правдивых показаний. Им надо уметь определять психическое состояние собеседника, владеть собой в сложной, экстремальной ситуации физического и психологического противоборства с преступником, оказывать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, вставшего на неверный жизненный путь, находить слова утешения для потерпевшего, человека, пострадавшего от преступных посягательств.

Задачи борьбы с преступностью требуют, чтобы в новых социальных условиях современной России сотрудники органов внутренних дел имели высокий уровень психологической подготовки, подобный тому, который всегда отличал лучших российских сыщиков и их коллег из полиций других стран мира.

Место дисциплины в структуре ППССЗ: общепрофессиональная дисциплина общепрофессионального цикла.





2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цели дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов» является формирование у обучающихся психологических умений и навыков, позволяющих обеспечить качественное осуществление профессиональной деятельности; научить приемам эффективного общения с различными категориями граждан и разрешению конфликтов в служебной деятельности.

Задачи дисциплины:

-сформировать представление о роли психологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- научить курсантов (слушателей) психологическим особенностям ведения переговорного процесса;

-сформировать навыки профессионального общения в процессе установления психологического контакта;

- научить курсантов (слушателей) пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях.

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

Знать:

- психологические особенности деятельности сотрудников различных служб правоохранительных органов;

- основы психопрофилактики негативных психологических состояний;

- психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов;

- психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов;

- причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;

- психологические основы производства следственных действий;

- психологические особенности участников уголовного процесса.

Уметь:

- использовать психологические знания в процессе профессиональной деятельности;

- правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами;

- диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов;

- пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях.

Владеть:

- навыками использования психологических методов и приемов в целях эффективного решения служебных задач);

- навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации;

- навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности.
































3. Общие и профессиональные компетенции

ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права

ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права

ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).







4.Алгоритм решения заданий


Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

Алгоритм выполнения:

Решать практические задания необходимо в следующей последовательности:

  • внимательно прочитать условие задания, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон;

  • проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях.

При выполнение практического задания для обучающихся является целесообразным на основании повторения материалов соответствующих лекций и изучения рекомендованной литературы составить план-конспект и "понятийный словарь", затем, обобщая соответствующий материал, опираясь на список дополнительной литературы и самостоятельно подбирая новые публикации выполнить работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ.

Методические указания к решению ситуационных задач

Внимательно прочитайте задачу. Уясните ее содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задачи: выяснять, какие правоотношения

существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).



5.Содержание практических заданий

Практическое занятие №1. Использование информации психологического характера о личности гражданина сотрудником органов внутренних дел в профессиональной деятельности.

Задание: Составьте психолого-аналитическую анкету описания личности, используя следующие показатели:

- проявление особенностей психики человека во внешнем облике и поведении;

- визуально диагностируемые внешние признаки человека;

- визуальная диагностика криминальных и виктимологических признаков личности;

- признаки виктимного поведения.

Практическое занятие № 2 Визуальная психодиагностика личности.

Задание: Составьте таблицу основных показателей визуальной психодиагностики личности, выявите проблемы.

Практическое занятие №3 Тренинг профессиональной наблюдательности.

Задание:

- дать определение наблюдательности как качества человека;

- привести примеры роли наблюдательности в различных сферах профессиональной деятельности человека;

- целенаправленно воспринять и описать особенности внешности человека на примере строения головы и лица.

Практическое занятие №4. Измерение психологического климата в коллективе.

Задание: Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

Материал законспектировать.

Практическое занятие №5 Психология коллектива сотрудников органов внутренних дел.

Задание: Опишите порядок соблюдения этики общения сотрудников ОВД.

Оформите в виде структуры.

Практическое занятие №6 Методика проведения социометрии.

Задание: Составьте презентацию на тему «Социометрия как метод изучения межличностных отношений».

Практическое занятие №7. Психология служебного общения сотрудников органов внутренних дел.



Задание: Составьте план психолого-служебного общения.

Этап 1. Вспомните из своего опыта две ситуации: первая - ситуация успешного общения с людьми, вторая - ситуация общения, в которой вы не достигли целей общения. Сравните их по восьми параметрам анализа ситуаций общения (описание параметров дано ниже).
Этап 2. Сделайте вывод о своих особенностях самоопределения в ситуации общения и различиях успешного и неуспешного общения. Сформулируйте правила самоопределения, значимые для достижения успеха в общении.

Практическое занятие №8 Особенности профессионального общения сотрудников органов внутренних дел.

Задание: Составьте следующие виды психологических тренингов:

- тренинг познавательных качеств;

- коммуникативный тренинг;

-ролевой тренинг;


Практическое занятие №9. Тренинг коммуникативности.

Задание: Составьте перечень вопросов для проведения тренинга, на определение коммуникативности обучающихся в группе.

Практическое занятие №10 Понятие превентивной психологии. Роль знаний превентивной психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Задание: Подготовьте мультимедийное сообщение «Понятие привентивной психологии».

Практическое занятие №11 Соотношение правовой социализации, правосознания и правомерного поведения личности.

Задание: Ответьте на следующие вопросы.

  1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

  2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

  • «Депутаты Государственной Думы использую свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».

  • «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».

  • «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свобода».

  1. Во время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1% возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.

Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведённых данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.


Практическое занятие №12. Девиантное поведение и его профилактика.

Задание: Тренинг, ролевые игры, письменные задания.
Ход практического занятия: «Механизм», упражнение на самопрезентацию «Здравствуйте, я…», упражнение «Собеседование», упражнение «Резюме».

Упражнение «Выбрать меня самое правильное решение, потому, что…».

Вопросы для беседы:

1. Какие качества вашего характера помогут вам получить ту работу, о

которой вы мечтаете?

2. Какие качества характера предстоит выработать?

3. Почему нужно уметь говорить о себе хорошо, знать свои сильные и

слабые стороны?

Форма проведения:


Практическое занятие № 13. Психология преступной группы и ее основные признаки. Криминальная среда.


Задание: Опишите следующие группы-компании преступников:

1.«преступная»

2.«конфликтная»

3.«переродившегося интереса»

4.группа подростков, объединенных общим стремлением к уходу от действительности

Практическое занятие №14 Психология личности преступника.


Задание: Проведите свое психологическое определение личности преступника по следующим вопросам:

1. Правильная квалификация совершенного преступления.

2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного.

3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамике данной личности.

4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого.

Практическое занятие №15 Психология преступных групп и криминальной среды.


Задание:

1. Путем личного наблюдения, опросов экспертов определить степень сформированное(tm) криминальной субкультуры в подростковой среде школы или микрорайона вашего проживания.
2.Результаты диагностики оформить отчетной работой.

Практическое занятие №16. Составление профессиограммы и психограммы профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Задание: 1.Проанализировать фабулу приведенного уголовного дела.
2. Пользуясь приведенной информацией, определить статус каждого члена криминальной группы и факторы, которыми этот статус определяется.
Сведения из уголовного дела. Криминальная группа из 6 подростков совершила групповое изнасилование несовершеннолетней Кати 3. В процессе следствия было установлено, что Катя 3. дружила с членом этой криминальной группы Сашей Н. За месяц до совершения преступления группа предложила Саше сделать Катю "групповой девочкой". Саша отказался. Через несколько дней он проигрался в карты, и группа "поставила его на счетчик". За день до изнасилования группа потребовала возместить карточный долг или отдать ей свою девушку. Иначе он сам будет "опущен". Саша пригласил Катю в подвал, где собиралась обычно группа. Далее группа вытолкала Сашу из подвала, закрыла дверь, оставив "на стреме" общую групповую девушку Раю Ж., и совершила групповое изнасилование Кати. Из показаний Кати и допроса обвиняемых было установлено, что первым ее насиловал Сергей Р., а последним Миша Б. Затем группа впустила в подвал Сашу и принудила его совершить половой акт с находящейся в бессознательном состоянии Катей.
Сведения о членах криминальной группы. Сергей Р - возраст 17 лет, находился на перевоспитании в спецшколе с 11 до 13 лет, затем - в спецПТУ - до 16 лет, вместе с подельником Димой В. Дружит со взрослым преступным авторитетом, который "держит" данный микрорайон.
Дима В. - возраст 16 лет, находился на перевоспитании в спецПТУ вместе с Сергеем Р., проходил с ним по одному уголовному делу. Ни в школе, ни в ПТУ не учится. При расследовании прошлого уголовного дела брал на себя роль организатора ограбления магазина.
Миша Б. - возраст 13 лет, учится в школе, занятия пропускает, бродяжничает, иногда занимается нищенствованием. Тянется к дружбе с Гришей Ю., 15 лет, сыном богатых родителей.
Следующие два члена преступной группы: Виктор К. - возраст 16,5 лет, учащийся ПТУ, "рвется" в лидеры группы, но его сдерживает пара друзей - Сергей и Дима. Виктор занимается спортом, "качает" мышцы. Не курит и не пьет, парень "себе на уме". Что касается Саши Н., то возраст его - 15 лет, в данном микрорайоне он новосел. Семья его мигрировала из зоны межнационального конфликта. К группе он примкнул, чтобы избежать притеснений других групп.

Практическое занятие №17. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и факторы, ее вызывающие.


Задание: Составьте презентацию на тему «Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД».

Практическое занятие №18 Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.


Задание: Опишите основные психологические особенности сотрудников ОВД, в процессе осуществления своей деятельности. Результаты законспектируйте.

Практическое занятие №19 Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.


Задание: Опишите такие модели поведения сотрудников ОВД как:

Концепция профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников


Практическое занятие №20. Психологические особенности следственных действий.

Задание: Дайте характеристику психологических особенностей следственных действий. Запишите данные в таблицу «плюсов и минусов». Составьте диаграмму.

Практическое занятие №21. Психологические приемы и методы в расследовании преступлений


Задание: Составьте таблицу сравнений и структуру приемов и методов в результате расследования преступлений. Данные результаты внесите в электронный вариант документа.


6.Список рекомендуемых источников

Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

2.Васильев В.Л. Юридическая психология. М.,2013.

3.Галузинский В.М. Общие основы педагогики и психологии в обучении и воспитании сотрудников ОВД. - Киев,2013.

4.Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. - Волгоград, 2012.

5.Гранат Н.Л., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. - Волгоград, 2013.

6.Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.,2013.

7.Дулов А.А. Судебная психология. - Минск, 2013.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;

  2. garant.ru Справочная правовая система «Гарант».




© 2010-2022