- Преподавателю
- Другое
- ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юрьева Л.В. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Юрьева Лилия Владимировна,
преподаватель спецдисциплин
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
(ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА)
Тема урока: Основные операции по ручной обработке древесины.
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательные: углубление, обобщение и систематизация знаний об основных операциях по ручной обработки древесины;
проверка общего уровня эрудиции.
Развивающие: развитие логического, творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;
развитие интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения;
воспитание чувства сплоченности и коллективизма.
Задачи урока:
-
Обобщить и закрепить знания об операциях по ручной обработке древесины.
-
Формировать навыки позитивных типов учебного взаимодействия (работа в группе, сотрудничество, соревнование)
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Игровые, проблемно-поисковые, групповые, компьютерные.
Методические приёмы: интерактивная игра, беседа, решение компетентностных задач.
Время реализации урока: 45 минут.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ др. студенты в ходе урока:
-
Актуализация знаний студентов об операциях по ручной обработке древесины.
-
Повышение интереса к профессии.
-
Формирование ключевых компетенций, т.е. готовности к мобилизации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран.
Дидактическое обеспечение урока:
-
Б.А.Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник для НПО, М.: Академия,2010.- 336 с.
-
Компьютерная презентация с содержанием игры
-
Карточки рефлексивной оценки деятельности
Ход и содержание урока,
деятельность преподавателя и студентов.
-
Мотивация студентов.
Преподаватель знакомит студентов с целью и задачами урока.
Урок проходит в необычной форме по версии телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на три команды. Познавательная игра-соревнование трёх команд стимулирует деятельность студентов на уроке и направлена на создание ситуации переживания успеха для обучающихся с разным уровнем подготовленности.
-
Знакомство с правилами игры.
Преподаватель знакомит обучающихся с правилами игры.
Правила игры: три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из трёх раундов:1 раунд, 2 раунд и финальный раунд. 1 раунд содержит 20 вопросов: 5 тем по 4 вопроса в каждом, 2 раундсодержит 16 вопросов: 4 темы по 4 вопроса в каждом. Каждый вопрос имеет свою стоимость. Цена варьирует от 5 до 20 баллов. Команды называют тему и цену вопроса в баллах и отвечают на озвученный преподавателем вопрос. На обсуждение вопроса даётся 30 секунд, столько же - на ответ. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном - штраф на данное число баллов. Если выпадает «Кот в мешке», команда передаёт вопрос одному из соперников по своему выбору. Тема «Кота», как правило, не совпадает с выбранной темой, команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неправильному ответу. Цена «Вопроса-аукциона» не может быть ниже номинала и не должна превышать суммы на счету у игрока. Другая команда может перекупить этот вопрос, если даст за него большую цену. В финальном раунде команды выбирают один из девяти вопросов,обдумывают вопрос 1 мин. Цену вопроса назначают сами игроки, начиная от 1 балла и до всей своей суммы (ва-банк). Цену вопроса и ответ записывают на листе бумаги. После обсуждения ответы проверяются, объявляется победитель и зачитывается правильный ответ.
-
Обобщение и закрепление знаний об основных операциях по ручной обработки
древесины, изученных в профессиональном модуле «Выполнение столярных работ» имеющих важное практическое значение.
Обобщение и закрепление знаний происходит в процессе самой игры. Ребята работают в командах и отвечают на вопросы разного уровня сложности.
1 раунд
Тема «Разметка»
5 баллов. Назовите инструмент. . (Рейсмус.)
Рис. 1.
10 баллов.Каким инструментом можно разметить окружности и дуги на заготовках? (Циркулем.)
15 баллов.Какой инструмент используют для проверки горизонтальности и вертикальности поверхностей строительных конструкций и элементов? (Уровень.)
20 баллов.Инструмент, используемый для измерения наружных диаметров круглых цилиндрических деталей и изделий. (Кронциркуль.)
Тема «Пиление»
5 баллов.Назовите инструмент (Ножовка - наградка.)
Рис. 2.
10 баллов.Какой пилой выпиливают криволинейные детали и вырезают отверстия различной формы? (Узкой ножовкой.)
15 баллов. «Кот в мешке».Тема «Строгание». Цена вопроса 20 баллов.Чем проверяют прямоугольность углов заготовок при строгании? (Угольником.)
20 баллов.Определите правильную последовательность подготовки пилы к работе:
-
Развод зубьев
-
Фугование
-
Заточка зубьев
(б) Фугование, а) Развод зубьев, с) Заточка зубьев)
Тема «Строгание»
5 баллов.Назовите инструмент. (Фуганок.)
Рис.3.
10 баллов. «Кот в мешке».Тема «Пиление». Цена вопроса 20 баллов.С помощью чего можно точно проверить правильность развода зубьев?(Индикатор - разводомер.)
15 баллов.Какой инструмент применяют для первого и грубого строгания древесины? (Шерхебель.)
20 баллов.Для чего подошву рубанка делают из твердой породы древесины? (Для защиты подошвы от быстрого износа.)
Тема «Долбление»
5 баллов.«Вопрос - аукцион»
Какой инструмент используют для заточкипил? (Трехгранный напильник.)
10 баллов.Какой инструмент используют для зачистки закругленных шипов и обработки выпуклых и вогнутых поверхностей? (Полукруглые стамески.)
15 баллов. Что учитывают при выборе ширины долот? (Ширину вырабатываемого гнезда.)
20баллов.На каком расстоянии от разметочной риски начинают долбление?(1-2 мм.)
Тема «Сверление»
5 баллов. Назовите инструмент. (Коловорот.)
Рис.4.
10 баллов. Какой инструмент используют для сверления глубоких отверстий, в основном в бревнах и брусьях? (Бурав.)
15 баллов. Каким сверлом сверлят грубые отверстия, например для установки нагелей? (Перовые сверла.)
20 баллов.«Вопрос - аукцион»Назовите инструмент. (Электрорубанок.)
Рис. 5.
2 раунд
Тема «Материал»
5 баллов. Назовите основные разрезы ствола дерева? (Поперечный, радиальный, тангенциальный.)
10 баллов. Назовите материал, представляющий собой листовой материал, изготовленный методом горячего прессования или сушки массы из древесных волокон, сформированный в виде ковра? (ДВП.)
15 баллов. Какую фанеру применяют для изготовления многократно используемой опалубки и деревянных строительных конструкций? (Бакелизированную фанеру.)
20 баллов. «Вопрос - аукцион»Отыщите пробку, которая может не толькоплотно закрыть любое из трех изображенных отверстий, но и пройти насквозь. (Ответ Г)
Рис.6.
Тема «Черчение»
5 баллов. На основании чего производят разметку детали? (На основании чертежа.)
10 баллов. Задача «Кубики» Два мышонка, сидя в норке, клеят кубик из развертки. (Три готовых вижу я). Не похож ли будет новый на какой-нибудь готовый? Присмотритесь-ка, друзья! (Кубик 2.)
Рис.7.
15 баллов. «Кот в мешке».Тема «Резание».Цена вопроса 20 баллов. Чему равна сумма углов заднего, переднего и заточки? (90°)
20 баллов. Сколько видов должно содержать изображение какой-либо конкретной детали? (Минимальное, но достаточное для однозначного уяснения конфигурации детали.)
Тема «Загадки»
5 баллов. «Вопрос - аукцион» Как называются защитные средства, предохраняющие древесину от возгорания? (Антипирены.)
10 баллов. Если бы сосны да ели Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы.
Потому что, скажу вам не хвастая,
Я стальная и злая, и как щука - зубастая! (Пила.)
15 баллов. Я любопытный инструмент: узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой, проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той, обратной стороне! (Сверло.)
20 баллов. Что за слово, угадай,
Части в нем - загадки:
Первая - нота, Вторая - игра.
Целое встретится у столяра. (Долото.)
Тема «Резание»
5 баллов. Какой угол заострения является оптимальным для ножей рубанков и лезвий стамесок? (25 ±5°.)
10 баллов. «Кот в мешке». Тема «Материаловедение». Цена вопроса 20. Что такое хлыст? (Ствол срубленного дерева, у которого отделены корни и сучья.)
15 баллов. Как называется резание, если в процессе обработки резцом образуется одна поверхность резания и стружка срезается со всей обрабатываемой поверхности? (Открытое резание.)
20 баллов. Какая древесина обрабатывается легче: сухая, полусухая, влажная? (Влажная.)
«Финальный раунд»
Тема «Разметка»
Какой разметочный инструмент применяют в комплекте с ярким меловым порошком? (Разметочный шнур.)
Тема «Пиление»
Какие вы знаете виды ножовок? (Ножовки широкая, узкая, с обушком, наградка.)
Тема «Строгание»
Какие вы знаете виды рубанков для строгания плоских поверхностей? (Шерхебель, рубанок с одиночным ножом, рубанок с двойным ножом, фуганок, цинубель, торцовый рубанок.)
Тема «Долбление»
Какие вы знаете виды долот и стамесок? (Плотничное и столярное долото, плоские и полукруглые стамески.)
Тема «Сверление»
Какие вы знаете виды сверлильных ручных инструментов? (Коловорот, ручные и электрические дрели, сверлилка, бурав и буравчик.)
Тема «Материал»
Круглый или колотый лесоматериал определенного назначения, соответствующий требованиям стандартов или технической эксплуатации. (Сортимент.)
Тема «Черчение»
«Ход конем»
Сыграем в шахматы? Только играть будем
одной фигурой - конем. Прочитайте, двигаясь
от буквы к букве, любимую фразу учителей черчения
(Чертеж-это язык техники)
Тема «Загадки»
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строители.)
Тема «Резание»
Какой вид резания древесины прямослойного строения показан на рис.? (Резание вдоль волокон.)
Рис. 8.
4.Подведение итогов. Оценка работы студентов.
После окончания игры подводятся итоги, объявляется команда - победитель. Ребята оценивают работу своей команды и каждого игрока, преподаватель выставляет оценки.
5.Рефлексия деятельности на уроке. Преподаватель предлагает учащимся заполнить следующую таблицу.
Таблица рефлексии.
№
Рефлексивная оценка деятельности
Да
Нет
Не очень
1
Я работал на уроке активно.
2
Я узнал много нового.
3
Урок был интересным для меня.
4
Урок был полезным для меня.
5
Хочу продолжить изучение этой темы.
6
Мне понравилась форма урока.
Домашнее задание: Ребята не получают домашнего задания, т.к. это последний урок в изучении данного модуля.
Дополнительная необходимая информация.
Обобщающий урок по теме «Основные операции по ручной обработке древесины » целесообразнее всего проводить в конце изучения модуля. Этот урок позволяет студентам понять практическую ценность полученных знаний, развивает умения применять эти знания в конкретных ситуациях. Урок в форме игры раскрепощает ребят, повышает их интерес к процессу, увеличивает активность на уроке. Работая в группах, студенты развивают коммуникативные навыки, учатся высказывать свою позицию, в работу вовлекаются все, даже самые «слабые» ребята. Для одних студентов этот урок даёт возможность привести в систему свои знания, а для других - узнать что-то новое. На таком уроке ребята не испытывают напряжения, не боятся высказать свою точку зрения, и, как правило, на этапе рефлексии указывают, что урок был для них интересен и полезен.
Список учебной и дополнительной литературы:
-
Степанов Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
-
Степанов Б.А. «Материаловедение (деревообработка)» Издательский центр «Академия», 80 с. 2010 г.
-
Коротков В.И. «Деревообрабатывающие станки» Издательский центр «Академия», 304 с. 2010 г.
-
Вышнепольский И.С. Техническое черчение Москва, Высшая школа, 2000 г.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы: 1.gameshows.ru/wiki/Своя_игра