Рабочая программа по курсу самоопределения

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Трубчевская гимназия



«Утверждаю»

приказ №_____ от __________________

Директор МБОУ

Трубчевская гимназия

___________________ / В. В. Рухлядко/

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ Трубчевская гимназия по УВР

__________________ /И.М.Купреева/



Рабочая программа

по курсу Самоопределение,

9 класс



Автор: Ю.А.Савченков,

учитель технологии,

первая квалификационная категория







г. Трубчевск ,

2014 г










Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология». Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана - Граф», 2010 по направлению «Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является состав­ным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой вы­бор».

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных спо­собностей и возможностей.

4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами ак­тивной подготовки к адекватному профессиональному самоопределе­нию.

5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».

Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуж­даются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта уча­щиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, док­лады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических мето­дик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных спо­собностей и возможностей, основ жизненного и профессионального са­моопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессио­нальному самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределе­нию.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблю­дательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьни­ков, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго­временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последова­тельность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоя­тельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с по­мощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ Трубчевская гимназия на изучение курса Самоопределение в 9 классе отводится 1 часов в неделю. Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 34 часа.

Программа соответствует учебнику . Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. - 183 с.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1. Жизненное самоопределение человека. Сущность жизненного самоопределения.Смысл и цель жизни человека.Смысл жизни человека.

Занятие 2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. Компоненты процесса профессионального самоопределения.Профессиональное самоопределение и развитие.

Занятие 3 .Значение, ситуация и правила выбора профессии. Значение выбора профессии. Ситуация выбора профессии.

Правила выбора профессии.

Занятие 4. Типичные ошибки при выборе профессии. Группы ошибок: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора .

Занятие 5. Творческий проект «Мой выбор». Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор».

Занятие 6. Тестовый контроль знаний по разделу. Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения».

Занятие 7. Профессия и специальность: происхождение и сущность. Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда. Основные характеристики профессии.

Занятие 8. Многообразие мира труда. Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.

Занятие 9. Классификация профессий. Формула профессии. Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Занятие 10. Профессиональная деятельность и карьера человека. Профессии социальной сферы. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Занятие 11. Рынок труда и его требования к профессионалу. Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.

Занятие 12. Контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий».

Занятие13. Профессионально важные качества человека. Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Занятие 14. Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии

Занятие 15. Особенности психических процессов и выбор профессии. Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Занятие16. Темперамент и выбор профессии Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Занятие 17. Характер и выбор профессий Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Занятие 18 Роль способностей профессиональной деятельности Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей.

Занятие 19. Тип личности и выбор профессии Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей и предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Занятие 20. Профессиональная деятельность и здоровье .Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека

Занятие 21. Профессиональная пригодность и самооценка Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Занятие 22. Контроль знаний по разделу «Человек и профессия»

Занятие 23. Анализ профессиональной деятельности .Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы.

Занятие 24. Профессиональная проба и творческие проекты .Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб. Классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам.

Занятие 25. Профильное обучение и предпрофильная подготовка. Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения.

Занятие 26. Пути получения профессионального образования .Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Занятие 27. Профессиональная консультация .Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.

Занятие 28. Профессиональное самоопределение и самовоспитание .Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания.

Занятие 29. Готовность к профессиональному самоопределению. Показатели готовности к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

Занятие 30. Контроль знаний по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности»

Занятие 31-34. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта .Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта.

Учебно-тематический план

раздела / темы

Наименование разделов и тем

Всего часов с учетом контрольной работы

Контрольные работы

1

Основы жизненного и профессионального самоопределения

6

1 (Тест)

2

Мир труда и профессии

6

1 (Тест)

3

Человек и профессия

10

1 (Тест)

4

Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

8

1 (Тест)

5

Творческий проект «Мой выбор» оформление и защита

4

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема раздела.

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание.

Вид контроля

Основы жизненного и профессионального самоопределения


1

Жизненное самоопределение человека


2

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития


3

Значение ситуации и правила выбора профессии

б

4

Типичные ошибки при выборе профессии


5

Творческий проект «Мой выбор» сущность и структура


6

Тестовый контроль по теме


Мир труда и профессии

7

Профессия и специальность : происхождение и сущность

8

Классификация профессий. Формула профессии.

9

Профессиональная деятельность и карьера человека

10

Рынок труда и его требования к профессионалу.

11

Тестовый контроль знаний по разделу

12

Роль способностей в профессиональной деятельности.


Человек и профессия

13

Профессионально важные качества человека

14

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

15

Особенности психических процессов и выбор профессии

16

Темперамент и выбор профессии

17

Характер и выбор профессии

18

Роль способностей в профессиональной деятельности

19

Тип личности и выбор профессии

20

Профессиональная деятельность и здоровье

21

Профессиональная пригодность и самооценка

19.02

22

Тестовый контроль знаний по разделу


Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

23

Анализ профессиональной деятельности

24

Профессиональные пробы и творческие проекты

25

Профессиональное обучение и предпрофильная подготовка

26

Пути получения профессионального образования

27

Профессиональная консультация

28

Профессиональное определение и самовоспитание

29

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе

30

Тестовый контроль знаний по разделу

31

Творческий проект «Мой выбор» Оформление

32

Творческий проект «Мой выбор» Оформление

33

Творческий проект «Мой выбор» Защита

34

Творческий проект «Мой выбор» Защита



Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

- профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

- способы и средства анализа профессиональной деятельности;

- методику выполнения профессиональных проб;

- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- пути получения профессионального образования;

- возможности получения профессиональной консультации;

- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;

- этапы принятия решения о профессиональном выборе;

- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональ­ных учебных заведениях и рынке труда;

• определять формулу профессии;

• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализиро­вать требования профессий к человеку;

• выявлять свои профессионально важные качества;

• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

• выполнять профессиональные пробы;

• пользоваться профессиограммами и психограммами;

• выбирать способ приобретения будущей профессии;

• получать профессиональную консультацию;

• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном са­моопределении;

• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.


Используемая литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.

3. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.

4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.

5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Ту­ла: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. - 183 с.

7. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО, 2007. - 140 с.

7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:

Учебник для учителя.

.

© 2010-2022