- Преподавателю
- Другое
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА гимназического музея «Вехи школьных лет»: «НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИЙ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА гимназического музея «Вехи школьных лет»: «НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИЙ»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Серебрякова Н.П. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г. ТЮМЕНИ
МАОУ гимназия № 49
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии №49 города Тюмени
(протокол №____от «___»________2014 г.)
УТВЕРЖДЕНО
Директором
МАОУ гимназии №49 города Тюмени
________________О.А. Золотаревой
«____»____________2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
гимназического музея «Вехи школьных лет»:
«НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИЙ»
(Программа рассчитана на обучающихся 11-16 лет)
Срок реализации: 2014-2015, 2015-2016 учебные годы
Автор: учитель истории и обществознания МАОУ гимназии № 49 города Тюмени
Серебрякова Наталья Павловна
Тюмень 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Стр.
I
Цель и задачи работы музея
II
Содержание программы
III
Условия реализации
IV
Предполагаемый результат
V
Литература
Пояснительная записка
В школьном курсе истории существует немало понятий, усвоение которых требует использования материалов по истории края. Преподавание с элементами краеведения облегчает усвоение учащимися исторических понятий. Опираясь на конкретные сведения о родном крае, ученики расширяют свои представления до понимания научных закономерностей.
Школьное краеведение всячески способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс; оно развивает индивидуальные наклонности и способности учащихся, помогает им в выборе специальности.
Большое значение имеет школьное краеведение в охране исторических памятников.
Краеведение способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое делается коллективно: появляются общие интересы, укрепляющиеся сознанием полезности своего дела и реальными результатами проделанной работы.
На сегодняшний день из учебных планов общеобразовательных учреждений исключен курс краеведения. Данная дисциплина преподается по усмотрению учителя, чаще всего в рамках уроков истории или географии, но в немногих школах и гимназиях.
МАОУ гимназия 49 г. Тюмени старейшая школа Калининского района, города Тюмени. История школы - гимназии тесно связана с жизнью страны и города.
В гимназии обучается несколько поколений учащихся. Реализация проекта «Возрождение музея школы: «Вехи школьных лет» стала возможным после победы гимназии № 49 в городском конкурсе программ дополнительного образования, в гражданско-патриотическом направлении. Программа была рассчитана на 4 года. Первые два этапа реализации программы 2009-2012 гг:. Подготовительный и начало поисковой работы, были исполнены в срок, что дало возможность перейти к третьему этапу: Создание музея. Новый учебный год 2012-2013 гг. был очень плодотворным: закуплено оборудование для музея, обобщен найденный материал по истории школы-гимназии, обозначены основные темы экспозиции, разработаны тексты экскурсий.
В 2013-2014 учебном году музей «Вехи школьных лет» работает в полную силу. Благодаря участникам актива музея - это обучающиеся 8,9 классов, союз гимназистов, пресс-центр гимназии, творческая группа учителей, администрация гимназии, оформлена экспозиция музея, составлена экскурсия, организован цикл мероприятий кружка «Вехи школьных лет» в который входят не только теоретические, но и практические занятия.
На сегодняшний день программа по «Возрождению музея» реализована в полном объеме. Дополнительные музейные занятия пользовались успехом у гимназистов, что и явилось главным поводом для разработки новой программы.
Кроме того, данная программа поможет детям осознать важность сохранения исторического наследия, направит творческую активность ребят на познание истории родного края, города, своей семьи и определение своего места в жизни. Будет способствовать формированию экологической культуры, поможет развить духовный, интеллектуальный и общественный потенциал, подготовит молодежь к творческой, научной деятельности.
Цели и задачи
Воспитание у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
- Использование культурных ценностей для развития детей и подростков;
- Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, области.
Содержание программы
Программа «Наследие традиций» предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности гимназического музея.
Курс рассчитан на два года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Подобное построение занятий позволяет дать обучающимся знания, необходимые для:
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра.
Программа «Наследие традиций» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу гимназического музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях
Особым компонентом программы будет постоянно действующая научная экспедиция учащихся по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся гимназии. Таким образом, фонды гимназического музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся гимназии.
Таким образом, программа «Наследие традиций» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:
1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
2. Организация деятельности гимназического музея как научно-исследовательского, учебно - воспитательного и досугового центра.
3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.
В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.
Основные направления деятельности музея:
1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и гимназии.
4. Развитие сетевого взаимодействия.
5.Организационная (оформление и оборудование гимназического музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
Учебно-тематический план к программе «Наследие традиций»
№ п/п Содержание программы
Теоретические занятия (кол-во часов)
Практические занятия (кол-во часов)
Всего
2014-2015 учебный год
1. Наследие в гимназическом музее
1
1
2
2. Родной край в истории государства российского
1
2
3
3. Организация школьного музея
1
2
3
4. Моя семья и родной край
4
4
8
5. Комплектование фондов школьного музея
4
9
13
6. Наша школа в истории края
2
4
6
7. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях
3
6
9
8. Социально-экономическая история края
2
2
4
9. Фонды гимназического музея
2
4
6
10. Экскурсионная работа в гимназическом музее
2
2
4
11. Разработка тематических экскурсий
2
2
4
12. Культурное наследие родного края
4
4
8
ИТОГО: 68 часов
2015-2016 учебный год
1. Учёт и описание музейных предметов
4
6
10
2. Военная слава земляков
4
8
12
3. Экспозиция гимназического музея
1
2
3
4. Тексты в музейной экспозиции
1
3
4
5. Наше природное наследие
4
6
10
6. Экскурсионная работа в гимназическом музее
2
10
12
7. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению
1
-
1
8. Фонды гимназического музея
1
2
3
9.Разработка тематических экскурсий
4
10
14
Итого: 68 часов
Ожидаемые результаты.
1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно - нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
Основные направления деятельности музея:
1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
4. Развитие сетевого взаимодействия.
5.Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
Программа развития музея рассчитана на 3 года. Результаты деятельности музея формулируются исходя из цели и задач:
1) В образовательной сфере - приобретение учащимися глубоких знаний по истории России, области, района, села, поселения;
2) В воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического;
3) В развивающей сфере - достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея - выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще - в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников как полноправных и активных граждан России.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2 Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.
2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
З.Цели и задачи:
3.1. Воспитание у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
3.2. Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
3.3. Использование культурных ценностей для развития детей и подростков;
3.4 Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
3.5. Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, области;
3.6 Активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
3.7. Формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
4. Формы работы
4.1. Изучение литературно-исторических и других источников соответствующих профилю музея;
4.2. Систематические пополнения фонда музея путем активного поиска в туристских походах, путешествиях, экспедициях и использование других форм работы;
4.3. Обеспечение сохранности музейных предметов, организация их учета в инвентарной книге музея;
4.4. Создание и обновление экспозиции, стационарных и передвижных выставок;
4.5. Проведение экскурсионно-лекторской работы для учащихся и населения;
4.6. Оказание содействия в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.
5. Организация музея
5.1. Создание школьного музея является результатом централизованной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и возможно при наличии:
5.1.1. Актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную работу;
5.1.2. Руководителя-педагога и при условии активного участия в этой работе педагогического коллектива;
5.1.3. Собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов;
5.1.4. Экспозиции, отвечающей по содержанию и оформлению современным требованиям;
5.1.5. Помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.
6. Руководство работой музея.
6.1. Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею актив музея. Его количественный состав определяется характером и объемом работы школьного музея. Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет учитель, назначаемый приказом директора учебно-воспитательного учреждения.
6.2. Актив музея на своих заседаниях рассматривает и утверждает перспективные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея.
6.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки, фондовая, экскурсионная, экспозиционная или художественно-оформительская и др.
6.4. В помощь музею может быть создан совет содействия. В его состав входят учителя, представители государственных музеев, архивов, местных отделений обществ охраны памятников
истории и культуры, охраны природы, шефствующих организаций, ветераны войны и труда, родители.
6.5. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьные музеи могут иметь профили: исторический, комплексный краеведческий и естественнонаучный (географический, охраны природы и т. д.), литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества и т. д. Школьные музеи, создаваемые в память о выдающемся событии или лице, расположенные на месте события или в памятном здании, независимо от профиля являются мемориальными.
6.6. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с районными управлениями по образованию и культуре, и оформляется приказом директора образовательного учреждения.
7. Учет и обеспечение сохранности
7.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.
7.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательный (схема, диаграмма, копии, муляжи).
7.2.1. Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
7.2.2. Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
7.3. Ответственность за организацию сохранности фондов музея несет директор учебно-воспитательного учреждения, в котором функционирует музей.
7.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
7.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
7.6. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
7.7. Памятники истории и культуры, имеющие особое научно-историческое или художественное значение, включая ордена и медали СССР, а так же предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей.
8.Реорганизация (ликвидация) школьного музея
8.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решатся учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
8.2. Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.
8.3. Паспорт школьного музея при закрытии передается в управление образования района.
II раздел
1. Информационная справка.
Школьный музей был основан в 2004 г.
Современные информационные технологии позволили музею создать свой Web-сайт на котором размещаются виртуальные экспозиции музея.
Работа музея постоянно совершенствуется. Так по инициативе музея была проведена акция «Подарок музею»
2. Организационные направления развития музея I
Накопительный
- Разработка «Положения о школьном музее», «Программы развития музея»
- Подготовка помещения, оборудования
- Создание экспозиционного плана
- Сбор материала
II
Демонстрационный
- Обработка экспонатов
- Подготовка витрин
- Описание имеющихся экспонатов и их эстетическое оформление
III
Оформительский
- Исследовательская, поисковая деятельность
- Создание выставок