• Преподавателю
  • Другое
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА гимназического музея «Вехи школьных лет»: «НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА гимназического музея «Вехи школьных лет»: «НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИЙ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г. ТЮМЕНИ

МАОУ гимназия № 49





РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

МАОУ гимназии №49 города Тюмени

(протокол №____от «___»________2014 г.)

УТВЕРЖДЕНО

Директором

МАОУ гимназии №49 города Тюмени

________________О.А. Золотаревой

«____»____________2014 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

гимназического музея «Вехи школьных лет»:


«НАСЛЕДИЕ ТРАДИЦИЙ»


(Программа рассчитана на обучающихся 11-16 лет)


Срок реализации: 2014-2015, 2015-2016 учебные годы




Автор: учитель истории и обществознания МАОУ гимназии № 49 города Тюмени

Серебрякова Наталья Павловна



Тюмень 2014

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка


Стр.

I

Цель и задачи работы музея



II

Содержание программы



III

Условия реализации



IV

Предполагаемый результат



V

Литература








































Пояснительная записка

В школьном курсе истории существует немало понятий, усвоение которых требует использования материалов по истории края. Преподавание с элементами краеведения облегчает усвоение учащимися исторических понятий. Опираясь на конкретные сведения о родном крае, ученики расширяют свои представления до понимания научных закономерностей.

Школьное краеведение всячески способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс; оно развивает индивидуальные наклонности и способности учащихся, помогает им в выборе специальности.

Большое значение имеет школьное краеведение в охране исторических памятников.

Краеведение способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое делается коллективно: появляются общие интересы, укрепляющиеся сознанием полезности своего дела и реальными результатами проделанной работы.

На сегодняшний день из учебных планов общеобразовательных учреждений исключен курс краеведения. Данная дисциплина преподается по усмотрению учителя, чаще всего в рамках уроков истории или географии, но в немногих школах и гимназиях.

МАОУ гимназия 49 г. Тюмени старейшая школа Калининского района, города Тюмени. История школы - гимназии тесно связана с жизнью страны и города.

В гимназии обучается несколько поколений учащихся. Реализация проекта «Возрождение музея школы: «Вехи школьных лет» стала возможным после победы гимназии № 49 в городском конкурсе программ дополнительного образования, в гражданско-патриотическом направлении. Программа была рассчитана на 4 года. Первые два этапа реализации программы 2009-2012 гг:. Подготовительный и начало поисковой работы, были исполнены в срок, что дало возможность перейти к третьему этапу: Создание музея. Новый учебный год 2012-2013 гг. был очень плодотворным: закуплено оборудование для музея, обобщен найденный материал по истории школы-гимназии, обозначены основные темы экспозиции, разработаны тексты экскурсий.

В 2013-2014 учебном году музей «Вехи школьных лет» работает в полную силу. Благодаря участникам актива музея - это обучающиеся 8,9 классов, союз гимназистов, пресс-центр гимназии, творческая группа учителей, администрация гимназии, оформлена экспозиция музея, составлена экскурсия, организован цикл мероприятий кружка «Вехи школьных лет» в который входят не только теоретические, но и практические занятия.

На сегодняшний день программа по «Возрождению музея» реализована в полном объеме. Дополнительные музейные занятия пользовались успехом у гимназистов, что и явилось главным поводом для разработки новой программы.

Кроме того, данная программа поможет детям осознать важность сохранения исторического наследия, направит творческую активность ребят на познание истории родного края, города, своей семьи и определение своего места в жизни. Будет способствовать формированию экологической культуры, поможет развить духовный, интеллектуальный и общественный потенциал, подготовит молодежь к творческой, научной деятельности.

Цели и задачи

Воспитание у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

- Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.

- Использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

- Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

- Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, области.

Содержание программы

Программа «Наследие традиций» предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности гимназического музея.

Курс рассчитан на два года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать обучающимся знания, необходимые для:

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра.

Программа «Наследие традиций» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу гимназического музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях

Особым компонентом программы будет постоянно действующая научная экспедиция учащихся по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся гимназии. Таким образом, фонды гимназического музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся гимназии.

Таким образом, программа «Наследие традиций» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

2. Организация деятельности гимназического музея как научно-исследовательского, учебно - воспитательного и досугового центра.

3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Основные направления деятельности музея:

1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

2. Поисковая, научно-исследовательская работа.

3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и гимназии.

4. Развитие сетевого взаимодействия.

5.Организационная (оформление и оборудование гимназического музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).


Учебно-тематический план к программе «Наследие традиций»

№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия (кол-во часов)

Практические занятия (кол-во часов)

Всего

2014-2015 учебный год

1. Наследие в гимназическом музее

1

1

2

2. Родной край в истории государства российского

1

2

3

3. Организация школьного музея

1

2

3

4. Моя семья и родной край

4

4

8

5. Комплектование фондов школьного музея

4

9

13

6. Наша школа в истории края

2

4

6

7. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

3

6

9

8. Социально-экономическая история края

2

2

4

9. Фонды гимназического музея

2

4

6

10. Экскурсионная работа в гимназическом музее

2

2

4

11. Разработка тематических экскурсий

2

2

4

12. Культурное наследие родного края

4

4

8

ИТОГО: 68 часов

2015-2016 учебный год

1. Учёт и описание музейных предметов

4

6

10

2. Военная слава земляков

4

8

12

3. Экспозиция гимназического музея

1

2

3

4. Тексты в музейной экспозиции

1

3

4

5. Наше природное наследие

4

6

10

6. Экскурсионная работа в гимназическом музее

2

10

12

7. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению

1

-

1

8. Фонды гимназического музея

1

2

3

9.Разработка тематических экскурсий

4

10

14

Итого: 68 часов



Ожидаемые результаты.

1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно - нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.


Основные направления деятельности музея:

1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

2. Поисковая, научно-исследовательская работа.

3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.

4. Развитие сетевого взаимодействия.

5.Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

Программа развития музея рассчитана на 3 года. Результаты деятельности музея формулируются исходя из цели и задач:

1) В образовательной сфере - приобретение учащимися глубоких знаний по истории России, области, района, села, поселения;

2) В воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического;

3) В развивающей сфере - достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея - выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще - в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников как полноправных и активных граждан России.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2 Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

З.Цели и задачи:

3.1. Воспитание у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

3.2. Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.

3.3. Использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

3.4 Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

3.5. Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, области;

3.6 Активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

3.7. Формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

4. Формы работы

4.1. Изучение литературно-исторических и других источников соответствующих профилю музея;

4.2. Систематические пополнения фонда музея путем активного поиска в туристских походах, путешествиях, экспедициях и использование других форм работы;

4.3. Обеспечение сохранности музейных предметов, организация их учета в инвентарной книге музея;

4.4. Создание и обновление экспозиции, стационарных и передвижных выставок;

4.5. Проведение экскурсионно-лекторской работы для учащихся и населения;

4.6. Оказание содействия в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

5. Организация музея

5.1. Создание школьного музея является результатом централизованной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и возможно при наличии:

5.1.1. Актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную работу;

5.1.2. Руководителя-педагога и при условии активного участия в этой работе педагогического коллектива;

5.1.3. Собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов;

5.1.4. Экспозиции, отвечающей по содержанию и оформлению современным требованиям;

5.1.5. Помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.

6. Руководство работой музея.

6.1. Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею актив музея. Его количественный состав определяется характером и объемом работы школьного музея. Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет учитель, назначаемый приказом директора учебно-воспитательного учреждения.

6.2. Актив музея на своих заседаниях рассматривает и утверждает перспективные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея.

6.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки, фондовая, экскурсионная, экспозиционная или художественно-оформительская и др.

6.4. В помощь музею может быть создан совет содействия. В его состав входят учителя, представители государственных музеев, архивов, местных отделений обществ охраны памятников

истории и культуры, охраны природы, шефствующих организаций, ветераны войны и труда, родители.

6.5. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьные музеи могут иметь профили: исторический, комплексный краеведческий и естественнонаучный (географический, охраны природы и т. д.), литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества и т. д. Школьные музеи, создаваемые в память о выдающемся событии или лице, расположенные на месте события или в памятном здании, независимо от профиля являются мемориальными.

6.6. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с районными управлениями по образованию и культуре, и оформляется приказом директора образовательного учреждения.

7. Учет и обеспечение сохранности

7.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.

7.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательный (схема, диаграмма, копии, муляжи).

7.2.1. Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

7.2.2. Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

7.3. Ответственность за организацию сохранности фондов музея несет директор учебно-воспитательного учреждения, в котором функционирует музей.

7.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

7.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7.6. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

7.7. Памятники истории и культуры, имеющие особое научно-историческое или художественное значение, включая ордена и медали СССР, а так же предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей.

8.Реорганизация (ликвидация) школьного музея

8.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решатся учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

8.2. Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.

8.3. Паспорт школьного музея при закрытии передается в управление образования района.

II раздел

1. Информационная справка.

Школьный музей был основан в 2004 г.

Современные информационные технологии позволили музею создать свой Web-сайт на котором размещаются виртуальные экспозиции музея.

Работа музея постоянно совершенствуется. Так по инициативе музея была проведена акция «Подарок музею»

2. Организационные направления развития музея I

Накопительный

- Разработка «Положения о школьном музее», «Программы развития музея»

- Подготовка помещения, оборудования

- Создание экспозиционного плана

- Сбор материала

II

Демонстрационный

- Обработка экспонатов

- Подготовка витрин

- Описание имеющихся экспонатов и их эстетическое оформление

III

Оформительский

- Исследовательская, поисковая деятельность

- Создание выставок



© 2010-2022