- Преподавателю
- Другое
- «Реализация программы «Основы рисунка и живописи» в технической направленности»
«Реализация программы «Основы рисунка и живописи» в технической направленности»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова О.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»
Тема «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ РИСУНКА И ЖИВОПИСИ» В ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Составитель Филиппова Оксана Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Ликино - Дулёво, 2014
Студия «Акварель» работает по программе «Основы рисунка и живописи» для детей 9-16 лет, которая реализуется в учреждении МАУДО «Центр технического творчества Орехово - Зуевского муниципального района» с 2007 года. В студии 25 детей, которые делятся на 2 группы: 1-ая группа дети 9-12 лет (3-й год обучения) и 2-ая группа - 13-16 лет (4-й год обучения).
Каждое занятие начинается с познавательной беседы, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. Это активизирует внимание ребенка, работу его мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных).
Беседы на занятиях изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и др.)
На занятиях уделяется большое внимание творческим работам технической направленности. То есть рисунки, в которых дети изображают технику, транспорт, архитектуру. Поэтому как наглядные пособия используются модели, сконструированные ребятами на занятиях начального технического моделирования: танки, самолеты, корабли, наземный транспорт. Используются так же модели геометрических тел: кубы, призмы, параллелепипеды. Все эти демонстрационные модели важно не просто показывать учащимся, но и давать держать в руках, рассматривать с разных сторон, чтобы ребенок смог ощутить объемность, параметры предмета. Для младших школьников используются даже элементы игры на занятиях, когда детям предлагается из моделей геометрических тел построить дом, машину. Затем задание усложняется. Например, из простого дома сделать коттедж, замок, храм.
Наша студия занимается не только обучением детей изобразительному искусству, но и направляет работы учащихся на конкурсы разного уровня. Мы ставим перед собой цель: стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству, возможность в состязательной форме продемонстрировать свои творческие способности.
Уже 6 лет подряд участвуем в Московском межрегиональном конкурсе детского научно - фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики». Подготовка к этому мероприятию начинается с беседы о космосе. Все вместе дискутируем на тему: «Есть ли жизнь на других планетах». Ребята на своих рисунках изображают уже существующие летательные аппараты и фантастические, космические станции Земли и других планет, модели спутников, ракет. Детям предлагается к рассмотрению много книг с изображением космической техники. Как наглядные пособия, предлагается рассмотреть модели инопланетных спутников и ракет, сделанные старшими группами детей на занятиях начального технического моделирования. С огромным удовольствием учащиеся разглядывают модели. В этот самый момент и начинает работать фантазия, воображение в полной мере. Ребята наперебой начинают предлагать способы, как можно изменить модель, усовершенствовать ее. Затем, как итог, в их работах появляются такие интересные модели ракет и спутников, что могли бы позавидовать писатели фантасты.
Рисунки детей с изображением фантастических летательных аппаратов.
Модели фантастических кораблей, сконструированные ребятами на занятиях начального технического моделирования, которые используются как наглядный материал на уроках изобразительного искусства:
В творческих работах, посвященных Великой Отечественной войне и Дню защитника Отечества изображаем военную технику (танки, самолеты, корабли, пушки). Детям сложно изображать технику, особенно военную, так в ней много мелких деталей. Поэтому особенно важно наглядно продемонстрировать модели военной техники в начале занятия.
Демонстрационные модели танков, сделанные учащимися начального технического моделирования и студии технического дизайна:
А также на занятиях ребята в своих работах изображают модели военных самолетов, перед началом работы учащимся демонстрируются творческие работы детей НТМ.
Нередко приходится в рисунках изображать корабли, лодки, подводные лодки, яхты. Военные и сказочные, корабли прошлого века и настоящего, в зависимости от темы работы. На таких занятиях в беседе также используются модели кораблей для демонстрации. Это вызывает особый интерес, особенно у мальчиков.
Перед занятиями учащиеся с педагогом посещают выставочный зал ЦТТ, где представлены модели различной техники. С огромным интересом дети разглядывают модели техники. Особенно важно, что после очередного посещения выставки, многие ребята изъявляют желание не только заниматься изобразительным искусством, но и техническим творчеством. А ребенок ,который занимается и тем и другим, растет по-настоящему развитой, увлеченной натурой, с хорошо развитой фантазией, воображением. Из таких уащихся вырастают настоящие профессионалы. Многие из них поступают по окончании ЦТТ и школы в высшие учебные заведения технической или художественной направленности.
Творческие занятия проходят с просматривания книг, иллюстраций, репродукции о технике, где акцентируется внимание на отдельные детали (якорь, ватерлиния и др.), размеры и пропорции и т.д. Объясняя детям, что в основном все детали можно сопоставить с геометрическими телами. Например, антенны радиолокационных станций имеют форму шара, колеса машин сходны с цилиндром, кабина грузовой машины - куб, кузов - параллелепипед и т.д.
На этих работах изображены поезда будущего: летающие, скоростные и двухэтажные.
Объясняя правила построения архитектурных сооружений, также используем геометрические объемы (куб, параллелепипед, цилиндр и т.д.), сделанные учащимися начального технического моделирования. Проводим параллель между моделью избы и формой куба, крыши зданий - треугольная призма, колонны разных сооружений - цилиндры и т.д.
В моем объединении занимаются творческие и активные ребята, их работы участвуют в конкурсах разного уровня и занимают призовые места. Только за 2013-2014 учебный год Ребята стали победителями и лауреатами 25 конкурсов разного уровня. Привожу в пример конкурсы, в которых использовались модели технических объектов, как наглядный материал.
-
Международный конкурс «Транспорт будущего», в рамках конкурсов «Творческая планета»:
Победители: Тябина Анастасия -1 место, Зеленов Александр -1 место, Воробьева Екатерина -2 место;
-
Всероссийский конкурс «Космические путешествия», г. Москва;
-
Всероссийский творческий конкурс «Бородино глазами юного поколения», г. Москва;
Победители: Шокина Елизавета и Козлова Ульяна.
-
Всероссийский конкурс «Курская дуга», г. Москва;
Победители: Тябина Анастасия -1 место.
-
Всероссийский конкурс «Земля - Марс - Земля», г. Москва;
-
Всероссийский конкурс «РЖД», посвящённый посвященного 40-летию с начала строительства БАМа, г. Москва;
Победители: 2 место - Глухова Дарья и 3 место - Воробьева Екатерина.
-
Всероссийский конкурс «Подвиги российских моряков», посвящённый 110-летию со дня легендарного подвига команды крейсера «Варяг», г. Москва;
Победители: 1 место - Воробьева Екатерина, 2 место - Маркина Кристина, 3 место - Филиппова Екатерина, 3 место - Тябина Анастасия.
-
Всероссийский конкурс «Пограничники России», г. Москва;
-
Всероссийский конкурс «Ключ на старт», посвящённый 60-летию космодрома Байконур, г. Москва;
-
Конкурс рисунка «Космическое путешествие», г. Москва, Российская государственная детская библиотека;
-
Московский межрегиональный конкурс «Эра фантастики»;
Победители и призеры: Шишкова Елизавета, Козлова Ульяна, Крутова Екатерина, Никулина Алина, Тябина Анастасия, Обрезкова Алиса.
-
Районный конкурс, посвященный 70 - летию Сталинградской битвы;
Победители и призёры: Тябина Анастасия, Пирязева Елизавета, Гончарова Анастасия.
-
Городской конкурс «Космические дали»
Победители: Щавлева Светлана;
-
Городской конкурс «Салют Победе!»
Победители и призёры: Зеленов Александр, Тябина Анастасия, Филиппова Екатерина.
На фото победители Московского межрегионального конкурса фантастического рисунка и рассказа «Эра фантастики», г. Москва.
Учащиеся студии «Акварель» на районной выставке МАУДО «ЦТТ»
Награждение победителей областного конкурса «Чудеса и приключения» в Центральном Доме журналистов г. Москва.
Дети не просто рисуют, но и занимают высокие места в конкурсах и даже попадают на страницы журналов.
Страничка журнала «Чудеса и приключения детям ЧИП»
Учащиеся студии «Акварель» 1 июня на Дне защиты детей в ЦТТ на фоне своих рисунков на асфальте.
Большое внимание в работе студии уделяется внеклассной работе. Это частые выезды с учащимися на выставки картин, встречи-беседы с художниками нашего края. Стараемся сблизить общение детей разных объединений, тем более, что большинство ребят посещает не одно, а несколько объединений в ЦТТ. Также часто организуем выезды всего коллектива в Московские цирки, в парк, в кино и тд. В студии Акварель дети не просто занимаются изобразительным искусством, но и умеют общаться, дружить, веселиться. Вместе отмечать дни рождения и праздники чаепитиями и конкурсами, потому что Акварель-это большая дружная семья!