Статья Курсовое и дипломное проектирование

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Курсовое и дипломное проектированиеСтатья Курсовое и дипломное проектированиеСтатья Курсовое и дипломное проектированиеСтатья «Курсовое и дипломное проектирование»


Киреева Марина Александровна,

АФ КГА ПОУ «Энергетический колледж,

г. Артем


Одним из самых важных условий для повышения качества подготовки специалистов является правильный подход к проблеме взаимодействия образовательного учреждения с предприятием. Практика студентов, их трудоустройство и обеспечение молодыми специалистами предприятий по-прежнему являются наиболее важными составляющими, как для самого учебного процесса, так и для студентов и самих предприятий. Социальное партнерство для колледжа должно стать естественной формой существования, а преподавание дисциплин и профессиональных модулей при подготовке студентов к курсовому и дипломному проектированию, необходимо для формирования мировоззренческого и методологического фундамента построения и последующей реализации профессиональных умений и навыков студентов.

Курсовое и дипломное проектирования являются одной из форм научно-исследовательской работы студента. При этом студенты получают навыки конструирования, выполнения технических и технико-экономических расчетов, учатся пользоваться технической литературой, ГОСТами, таблицами, справочниками.

Дипломное проектирование следует рассматривать в неразрывной связи с организацией преддипломной практики.

На основании этого можно сказать, что курсовое и дипломное проектирование - это элементы одной системы, которая входит в более общую систему - систему обучения студента.

Организация проектирования начинается с подготовки тематики. Предварительный выбор тем целесообразно осуществлять с первых курсов обучения. Ранняя ориентация позволит студенту более углубленно изучить проблему и качественно разработать проектные мероприятия. Подбор тем для курсового и дипломного проектирования осуществляется с учетом интересов студентов, а также по заданиям работодателей.

Таким образом, в современных условиях профессиональные образовательные учреждения только в тесном контакте с работодателями смогут выполнять свою главную задачу - осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров. Чтобы избежать проблем не умения вести профессиональную деятельность, с которыми приходится сталкиваться работодателю при приеме новых сотрудников нами была разработана и апробирована в 2015 г. схема взаимодействия с предприятиями (рисунок 1).


Рисунок 1 - Схема взаимодействия АФ КГА ПОУ «Энергетический колледж» с базовыми предприятия г. Артема

Таким образом, можно сказать, что учебно-производственная практика, курсовое и дипломное проектирование - это идеальная площадка для встречи работодателя и потенциального работника. Студентом выбирается тематика, касающаяся базы практики, которой он придерживается на протяжении всех курсовых проектов и с этой же тематикой выходит на дипломное проектирование, (таблица 1).

Таблица 1 - Схема взаимодействия АФ КГА ПОУ «Энергетический колледж» с базовыми предприятия г. Артема

Логинов А.А.

ООО «Мартен»

Вид практики

Вид и тема проекта

Занятость

Учебная

---


Неполная

Производственная

Курсовой проект: Оценка технического состояния оборудования на предприятии ООО «Мартен»

Производственная

Курсовой проект: Модернизация системы электроснабжения токарного цеха ООО «Мартен»

Преддипломная

Дипломный проект: Техническое регулирование и контроль качества системы электроснабжения токарного цеха ООО «Мартен»

Полная

Комплексная оценка качества профессионального образования и проверки квалификационного уровня выпускника на соответствие требованиям ФГОС осуществляется на основании матрицы профессиональных и общих компетенций, которые учитывают требования работодателей. Матрица профессиональных и общих компетенций отражает формирование компетенций в сфере организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности. Следовательно, результаты внедрения предложенной схемы выполнения курсовых и дипломных проектов (рисунок 1) позволяют обобщить полученный опыт организации практико-ориентированных технологий, которые предполагают: формирование конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции; способности быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса; личностного статуса студента (таблица 2).

Таблица 2 - Критерии квалификационного уровня выпускника

№ п./п.

Наименование темы

Коды обязательных компетенций по темам

1

Электрооборудование объекта и выбор защиты элементов схем электроснабжения.

ОК1-ОК6, ОК8-ОК9,

ПК 1.1-ПК1.4,

ПК 3.1-3.3,

ПК 4.1-4.4

2

Проектирование электрической схемы электрооборудования и выбор аппаратов защиты и управления.

3

Модернизация электрооборудования и устройств электроснабжения объекта.

При реализации данной схемы на примере студента Логинова А.Н. можно наглядно увидеть эффективность результативности взаимосвязи практического обучения с курсовым и дипломным проектированием в процессе карьерного роста от электрослесаря до и.о. энергетика предприятия (рисунок 2).

Карьерный рост студента Логинова А.Н.

Электрослесарь по ремонту электрооборудования

Учебная практика

ООО «Мартен»

Производственная практика

ООО «Мартен»

Мастер производственного участка

Преддипломная практика

ООО «Мартен»

И.О. энергетика ООО «Мартен»


Рисунок 2 - Схема карьерного роста студента

Примеров карьерного роста наших студентов значительное количество: электромонтер - мастер участка, электрослесарь - механик.

В результате, внедрения данного подхода, при защите дипломных проектов студенты показывают хорошую теоретическую подготовку, умение работать с технической литературой, свободно оперировать данными произведенного расчета, делать экономическое обоснование произведенных расчетов, широко применять средства вычислительной техники, программные продукты (Microsoft Excel, Project Expert, Auto CAD,Visio и др.), что свидетельствует об достаточно высоком уровне подготовки будущего техника и его профессиональной культуре. Так при защите ВКР в 2015 году студенты показали хорошую теоретическую подготовку, умение работать с технической литературой. В работах качественно выполнены расчётно-пояснительные записки, графическая часть выполнена с использованием информационных технологий, все дипломные проекты имели привязки к предприятиям, использованы передовые методы производства работ, раскрыты вопросы экономики, планирования и техники безопасности.

Таким образом, приведенные нами в данной работе результаты взаимосвязи практического обучения с курсовым и дипломным проектированием в системе среднего профессионального образования, позволяют утверждать, что выпускники АФ КГА ПОУ «Энергетический колледж» пользуются спросом на рынке труда. Трудоустройство специалистов в среднем, составляет 80-90%.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования от 19.08.2014 г. № 33635

  3. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Ростов н/Д: Аркол, 2010. - 386 с.

  4. Корчагин, Е.А. Организация деятельности социального партнёрства в области профессионального образования: методические рекомендации / Е.А. Корчагин, Г.В. Мухаметзянова. - Казань: ИПП ПО РАО, 2009. - 60с.



© 2010-2022