• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04. 03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04. 03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Перевозский строительный колледж»












Методические указания

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»


Для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа





Составитель Дудина Светлана Александровна















г. Перевоз

2015г.



Составители: Дудина С.А.

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»

/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А. Дудина. - Перевоз, 2015. -16 с.

Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты». Предназначены для студентов 4 курса, специальности 39.02.01 Социальная работа



Рецензент: Тельнова Н.А. - зав. кафедрой социального и правового направления ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».





© Перевозский строительный

колледж, 2015




Рассмотрено на заседании кафедры

Социального и правового направления

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Заведующий кафедрой

_________________________ Тельнова Н.А.

Утверждено на заседании

Методического совета

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Ф.И.О.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………..….4

Цель и задачи освоения модуля …………………………………………………….…….……5

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»………..……….…..6

Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы …..………………………8

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы…………………………………….....11

Тема: «Понятие государственной системы социальной защиты населения»………………11

Тема: «Организация и управление социальной защиты»……………………………………11

Тема: «Организация и управление социальной защиты»……………………………………12

Тема: «Государственные органы исполнительной власти в системе социальной защиты».12

Тема: «Территориальные учреждения социальной защиты населения………………………

Взаимодействие территориальных учреждений социальной защиты с учреждениями иных систем (здравоохранения, образования и т.д.)»…………………………………………..…..13

Тема: «Территориальные учреждения социальной защиты населения

Региональные особенности деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения»……………………………………………………………………………13

Тема: «Организация работы с обращениями граждан»……………………………………..13

Тема: «Организация оказания социальной помощи отдельным категориям граждан»….14

Тема: «Особенности организация социальной защиты населения в сельской местности».14

Список рекомендуемых источников………………………………………………………….15








  1. Введение

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 04.03. по специальности 39.02.01 Социальная работа предусматривает осуществление обучающимися навыков самостоятельной учебно-исследовательской. Самостоятельная работа обучающихся организуется строго по каждой теме, разделу рабочей программы МДК (ПМ). К основным целям организации внеаудиторной самостоятельной работы относятся:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование общих и профессиональных компетенций;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие самостоятельности мышления;

- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Методические указания предусматривают выполнение внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися виде рефератов, подготовки к семинарским и практическим занятиям, решения профессиональных ситуаций.


























2. Цель и задачи освоения МДК

Цель освоения МДК - освоение соответствующих компетенций по основному виду деятельности Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт:

- осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи;

уметь:

- применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;

- осуществлять организацию социальной работы в различных сферах;

- осуществлять организационно-управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем;

- определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;

знать:

- сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей;

- особенности и содержание социальной работы в различных сферах;

- специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;

- технологию организационной деятельности специалиста;

- правовые аспекты социальной работы в различных сферах;

- содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах;

- особенности организации социальной работы в различных сферах.
















3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДК

Процесс МДК направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с программой ФГОС СПО по специальности 040101 Социальная работа (углубленной подготовки)

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

ПК 4.2.

Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

ПК 4.3.

Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.4.

Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.







4. Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

1.Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы

Учебно-исследовательская работа по определенной теме имеет следующую структуру:

- Обоснование актуальности темы. Этот раздел отражает ваши поиски- почему эта тема действительно интересна, каков замысел Вашего исследования, какие методы и подходы вы намерены реализовать. В этом разделе рассматривается современное положение дел по отношению к проблеме исследования, масштаб и глобальность теории вопроса, а также положение дел в практике темы.

- Содержание. Список, состоящий из введения, названия пунктов (параграфов) исследования, заключения, списка используемой литературы и приложений с указанием их положения по страницам в работе.

- Введение. Здесь отражается буквально по пунктам сама программа исследования, ставятся цель и задачи исследования, определяются методы исследования, описывается объект исследования, его новизна и практическая значимость, коротко говорится о содержании исследования.

- Пункты (параграфы) исследования. Здесь отражаются цель и задачи, методы и методики исследования средства обработки данных. Включаются сводные таблицы графики и диаграммы. Анализируются результаты, делаются выводы.

- Заключение. «Ответ введению». Краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи. Отмечаются основные выводы исследования.

- Список используемой литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работы литературных источников по проблеме. Составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, городом издания, названием издательства, годом издания и количеством страниц.

Ваша работа готова! Теперь остается только защитить исследование, если такое потребуется. И вы сделаете это, так как вы сами его написали, и соответственно очень знакомы с содержанием. Удачи!

  1. Алгоритм написания реферата

  • Думайте основательно над темой реферата и осознайте то, о чем вы будете писать. Вы должны заранее иметь представление о вопросе, который будет раскрываться в тексте реферата.

  • Определитесь с количеством и качеством источников. Для создания хорошего реферата нужно использовать несколько источников. Достоверность и отсутствие однотипности источников приветствуется.

  • Необходимо создать образный план будущего реферата. Перед тем как приступить к написанию реферата вы должны быть уверены в том, что знаете, о чем вам предстоит писать. Определите постепенное написание реферата по пунктам.

  • Приступайте непосредственно к написанию реферата. Начало это введение. Далее пишите соответственно плану, а в итоге дописываете качественное заключение. Учтите что вступление и заключение это основные составляющие реферата. Именно по ним и будет создаваться первое и последнее мнение о вашей работе.

  • Не забывайте применять цитаты из литературы, указывая их сносками и ссылаясь на библиографию.

  • Учтите, что объем вашего реферата должен соответствовать нормам. Вы должны уметь быть лаконичны, но, несмотря на это, полностью раскрыть вопрос.

  • Проверьте вашу работу и дополните ее, если есть такая необходимость. Делайте необходимые исправления.

3. Составление перечня нормативных документов в системе Консультант плюс

Задание 1.

Найдите все письма Минтруда РФ.

Для формирования запроса проделаем следующее.

2.1. Очистим, если это необходимо, Карточку реквизитов с помощью кнопки Х! пиктографического меню.

2.2. Подведем курсор к полю "Вид документа".

2.3. Убедившись, что выбрана русская раскладка клавиатуры, наберем слово Письмо (заметим, что при этом раскроется словарь, и уже набрав две начальные буквы этого слова, мы попадаем в нужное место словаря).

2.4. Щелкнем мышью по кнопке Выбрать или нажмем клавишу Enter на клавиатуре. (Поле "Вид документа" окажется заполненным нужным словом.)

2.5. Подведем курсор к полю "Принявший орган".

2.6. Наберем словосочетание Минтруд РФ. Словарь поля раскроется и курсор установится на нужном словосочетании.

2.7. Щелкнем мышью по кнопке Выбрать или нажмем клавишу Enter. В результате нужный запрос будет сформирован.

2.8. После того, как запрос будет сформирован, т.е. будет заполнена Карточка реквизитов, нажмем кнопку Поиск, мы получим список заказанных документов.

2.9. Пометим весь полученный список документов через меню Правка, нажмем пиктографическую иконку с изображением папки. Откроется окно с папками. Выделим папку Задания и нажмем кнопку Занести. Весь найденный список документов (письма Минтруда РФ) будет занесен в указанную папку.

4. Как составить схему.

1. Прочтите предложенный текст и запишите его название

2. Укажите карандашом в тексте основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.

3. Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.

4. Дополните схему примерами.

5. Как заполнить таблицу.

1. Прочтите названия оглавлений таблицы.

2. Прочтите текст учебного пособия и с помощью карандаша (либо выделения цветом в электронном варианте УЭМК), укажите в нем материалы к каждой графе.

3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.































5. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Тема 3.1 Понятие государственной системы социальной защиты населения

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: учебно-исследовательская работа- 4 часа

Примерная тематика учебно-исследовательских работ

  1. Понятие социальная защита населения.

  2. Право граждан РФ на социальную защиту.

  3. Категории граждан, нуждающиеся в социальной защите.

  4. Социальное обеспечение как механизм реализации социальной защиты населения

  5. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность системы социальной защиты населения в РФ

  6. Источники финансирования социальной защиты.

  7. Государственные и негосударственные фонды

Вид контроля: защита

Тема 3.1 Организация и управление социальной защиты

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата - 4 часа

Примерная тематика рефератов

  1. Понятие организация.

  2. Организация как функция управления социальной работой.

  3. Понятие организационная структура.

  4. Виды организационных структур управления

  5. Линейная организационная структура управления

  6. Функциональная организационная структура управления

  7. Матричная организационная структура управления

  8. Организационные системы управления

  9. Осуществление организационно-управленческой деятельности

Вид контроля: защита

Тема 3.1 Организация и управление социальной защиты

Практическое занятие №44 Осуществление организационно-управленческой деятельности

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: работа с информационными источниками

Практическое задание: сделайте анализ основных видов организационно-управленческой деятельности, заполнив таблицу:

Методы управления

Ситуации эффективного воздействия

Ситуации неэффективного воздействия

Методы административного управления

Экономические методы управления

Социально-психологические методы управления

При заполнении таблицы рекомендуется использовать материалы студенческого интернет-портала studme.org/

Вид контроля: защита

Тема 3.3 Государственные органы исполнительной власти в системе социальной защиты.

Органы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения в субъектах РФ.

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: работа с информационными источниками

Наименование органа социальной защиты

Основные задачи



При заполнении таблицы рекомендуется использовать материалы с сайта Министерства социальной политики Нижегородской области: minsocium.ru/

Система Консультант +: consultant.ru/

Вид контроля: отчет

Тема 3.4. Территориальные учреждения социальной защиты населения.

Взаимодействие территориальных учреждений социальной защиты с учреждениями иных систем (здравоохранения, образования и т.д.)

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: учебно-исследовательская работа - 4 часа

Примерная тематика учебно-исследовательских работ

  1. Виды территориальных учреждений социальной защиты населения

  2. Функции и направления деятельности учреждений социальной защиты населения

  3. Социальные услуги: понятие, виды.

  4. Порядок оказания социальных услуг.

  5. Взаимодействие территориальных учреждений социальной защиты с учреждениями здравоохранения

Вид контроля: защита

Тема 3.4. Территориальные учреждения социальной защиты населения.

Региональные особенности деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения.

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: учебно-исследовательская работа

Примерная тематика учебно-исследовательских работ

  1. Взаимодействие территориальных учреждений социальной защиты с учреждениями образования

  2. Региональные особенности деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения.

  3. Анализ региональных особенностей деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения

Вид контроля: отчет

Тема 3.6 Организация работы с обращениями граждан

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата - 4 часа

Примерная тематика рефератов

  1. Прием и регистрация поступающей корреспонденции.

  2. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан.

  3. Правила приема и регистрации.

  4. Личный прием граждан.

  5. Особенности организации приема граждан.

  6. Использование информационных технологий при работе обращениями

  7. Выстраивание первого контакта.

  8. Правила ведения беседы.

Вид контроля: защита

Тема 3.7 Организация оказания социальной помощи отдельным категориям граждан

Определение круга специалистов и учреждений, необходимых для оказания помощи клиенту. Контроль качества оказания услуг

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: работа с информационными источниками

Составить алгоритм осуществления оказания социальной помощи отдельным категориям граждан

Рекомендуется использовать материалы с сайта Министерства социальной политики Нижегородской области: minsocium.ru/

Система Консультант +: consultant.ru/

Вид контроля: отчет

Тема 3.8. Особенности организация социальной защиты населения в сельской местности

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата - 4 часа

Примерная тематика рефератов

  1. Особенности социальных проблем людей, проживающих в городе сельской местности.

  2. Учреждения социальной защиты населения в сельской местности.

  3. Особенности применяемых технологий социальной работы в сельской местности

  4. Особенности деятельности специалиста по социальной работе в сельской местности

  5. Организация социальной работы в сельской местности

Вид контроля: защита

Тема 3.8. Особенности организация социальной защиты населения в сельской местности

Практическое занятие №52 Организация социальной работы в сельской местности

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: учебно-исследовательская работа

Примерная тематика учебно-исследовательских работ

  1. Особенности социальных проблем людей, проживающих в городе сельской местности.

  2. Учреждения социальной защиты населения в сельской местности

  3. Особенности применяемых технологий социальной работы в сельской местности.

  4. Особенности деятельности специалиста по социальной работе в сельской местности

Вид контроля: отчет






6. Список рекомендуемых источников

1. Основные источники: (с учетом последующих изменений и дополнений)

  1. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 (ред. от 01.07.2014) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;

  2. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001

  3. Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 г. № 40-3 «О государственном социальном обслуживании населения»;

  4. Василькова Т.А. Основы андрагогики [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Василькова. - М.: КНОРУС, 2011.

  5. Нон-Аревян О.А. Социальное страхование [Текст]; Учебное пособие/ О.А. Нон-Аревян. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-288 с.

  6. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие./ Под ред. проф. П.Д. Павленок. - М., ИНФРА -М, 2011 . - 272 с. (Высшее образование)

  7. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: Учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.М.Платонова, М.Ю.Платонов - М.: Издательский центр «Академия», 2011, 256 с. - (Сер. Бакалавриат)

  8. Социальная реабилитация: Учебник./Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. - М., ИНФРА-М, 2012 - 320 с.

  9. Социальная работа: Учебное пособие/ Под ред. д.п.н, проф. Н.Ф. Басова - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011, 364 с.

  10. Теория социальной работы: учебное пособие/ под редакцией д.ф.н., проф. Е.П.Агапова - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.

  11. Фирсов М.В. Технологии социальной работы: Учебник для бакалавров/М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова/ -М., Издательство Юрайт, 2012. - 557с.

  12. Циткилов П.Я. - М.:Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.

  13. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 596с. ISBN 5-94789-802-Х

2.Журналы и газеты

1. Российский медицинский журнал

2. Помощь пожилым людям и инвалидам

3. Социальная работа

4. Социальная защита

5. Надежда

3.Интернет ресурсы

1. Интернет ресурс «Информационная служба по вопросу реабилитации инвалидов». Форма доступа: rehabin.ru/

2. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: market-pages.ru

3. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: ref.by/refs

4. Интернет ресурс «Технологии социальной работы в различных сферах». Форма доступа: fictionbook.ru/

5. Интернет ресурс «Invalid.Ru" - социальный сервер для инвалидов - Законы об инвалидах» Форма доступа: invalid.ru

16


© 2010-2022