Игры наших предков (хакасские настольные и подвижные игры для детей)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»



П Р О Г Р А М М А кружка

«Игры наших предков»,

срок реализации- 21 день, возраст обучающихся 8-15лет















Авторы:

Артамонова Т.М., воспитатель

Сунчугашева О.П.., воспитатель













Абакан-2015г.

Пояснительная записка.

Мир хакасской детской игры богат и разнообразен. Можно выделить несколько групп: настольные игры, единоборства, упражнения с тяжестями, состязания, имеющие прикладное значение, игры на местности, игры с костями, игры-хороводы и др. Национальные игры и подвижные развлечения имеют большое значение в общем интеллектуальном и физическом развитии детей, в подготовке их к труду, а также для развлечения и отдыха. Среди хакасских детских игр наблюдается большое разнообразие и в названиях, правилах и атрибутах. Но в настоящее время многие хакасские игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни. Поэтому изучение национальной специфики хакасских детских игр требует тщательного изучения, выделения и использование подлинных родников народной мудрости, народной культуры.

Во время отдыха или в праздничные дни среди учащихся популярны игры в кости «Хазых», настольные игры «Тобит» (разновидность шашек), силовые перетягивания (палки, ремня, каната), рукоборье, упражнения с тяжестями, борьба «Курес» хороводы и многие другие состязания

Поэтому целью программы является целенаправленное развитие национального самосознания учащихся через стремление к изучению своей «малой родины», ее истории, традиции и обрядов в соответствии с возрастными особенностями детей.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- расширение и углубление знаний учащихся о национальных традициях;

- ознакомление с новыми национальными играми;

- физическое совершенствование (развитие силы, выносливости).

Основными принципами данной программы являются:

  1. Отношение к ребенку как к будущему семьи, рода и народа.

  2. Учет индивидуальности ребенка, его возрастной и половой психологии.

  3. Воспитание ребенка как носителя лучших человеческих качеств, через осознание им принадлежности к своему народу, гордости за него - и через это уважение к другим народам.

  4. Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей, обеспечивающее гармонизацию в развитии каждого ребенка.

Прогнозируемые результаты:

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы за период отдыха в загородном лагере «Звездный», рост спортивных достижений, участие в соревнованиях на «День здоровья», на «Тун пайраме» в лагере «Звездный» .

Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в последующем участии в фестивалях, соревнованиях в гимназии, воспитание физически здоровых людей, стремление сохранять свое здоровье и вести здоровый образ жизни с малых лет.

Форма зачетов:

- викторины, игры, эстафеты, мини-соревнования

- совместные спортивные мероприятия между отрядами (матчевые встречи, состязания)

Содержание программы:

  1. Вводное занятие: Знакомство с программой, история о традициях, культуре хакасского народа.

  2. Настольные игры хакасов.

  3. Подвижные игры предков.

  4. Упражнения с тяжестями.

  5. Состязания, имеющие прикладные значения.

  6. Игры на местности.

  7. Игры-хороводы.

Тематическое планирование

Основное содержание раздела

Задачи программы

Примерные формы реализации.

Вводное занятие

Знакомство с программой, история о традициях, культуре хакасского народа.

Беседа, чтение мифов и легенд хакасов.

Настольные игры хакасов.

Ознакомление с хакасского народа.

Соревнования, состязания

Подвижные игры предков.

Развитие физических способностей детей младшего возраста.

Соревнование

«Обекелерiбiстiн ойыннары»;

Упражнения с тяжестями.

Развитие физических способностей детей 11 лет.

«Чыл пазы» -хакасский Новый год.

Состязания, имеющие прикладные значения.

Сохранение здоровья детей через использование в играх прикладных материалов.

Конкурсы рисунков или фотографий «Игры родного края»

Игры на местности.

Умение ориентироваться на местности

Спортивные праздники:

«Хазых кÿнi»;

«Мама, папа, я - спортивная семья»;

«Делай как я, делай как мы, делай лучше нас»;

Игры-хороводы.

Воспитание эстетической культуры детей.

Конкурс «Трипун тайым»

Литература.

  1. Труды Н.Ф. Катанова о Хакасии.

  2. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. - Абакан, 1995

  3. Сунчугашев Я.И. Материалы по народным играм хакасов // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. 9. Абакан, 1963. - С. 145-155

  4. Хакасские народные игры и состязания / Еремин Л.В. и др. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007.

  5. Хоор-хоор. Сборник хакасских считалок и скороговорок. Абакан, 1992.










© 2010-2022