Статья Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей профессии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кикина И.А.

ГБОУ СПО ЛО «Беседский сельскохозяйственный техникум» п. Беседа

Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей профессии

Сейчас, когда качество образования связывают с формированием компетенций, весьма актуальны сформулированные А. М.Новиковым[3] идеи развития профессионального образования: гуманизация, демократизация, опережающий характер образования и его непрерывность. А так же диверсификация как общепедагогический принцип развития ПО, обоснованный Т.Ю.Ломакиной [2]. Внеучебная практическая деятельность по освоению компетенций рабочей профессии позволяет реализовать основные направления развития диверсификационных процессов:

  • усиление практической направленности подготовки обучающихся в соответствии с потребностями региона;

  • своевременное обновление моделей социального и профессионального облика специалиста в соответствии с социальным заказом;

  • создание условий для формирования (c учётом региональных условий, возможности профессиональных образовательных учреждении) личности специалиста, обладающего профессиональной и социальной мобильностью, конкурентоспособностью;

  • организация системы трудоустройства выпускников, обеспечение их вторичной занятости.

Психологическая структура любой деятельности состоит из основных элементов: цели (результата), на достижение которого направлена эта деятельность; мотива, побуждающего студента осуществлять эту деятельность; способа, с помощью которого осуществляется эта деятельность и результата. Результаты организации внеучебной практической деятельности по освоению рабочей профессии в нашем примере следующие: продвижение студента от низкого уровня через допустимый и оптимальный уровень освоения профессиональных компетенций, средний балл на экзамене по рабочей профессии "Техник искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы" - 3,8 - 4,3 (данные последних 15 лет); оформление отчетов и дневников студентами по итогам прохождения учебной и производственной практики, качество и объём выполненных работ высоко оценены рецензентами - преподавателями; выпускники ветеринарного отделения участники районных и областных смотров - конкурсов по рабочей профессии и занимают призовые места; выпускникам присваивается квалификация техника искусственного осеменения с. х животных и птицы - 4-5 разряд; часть выпускников (10-15 %) успешно реализуется на рынке труда по рабочей профессии.

Процесс формирования профессиональных компетенций длительный, сложный и целостный. Для обеспечения высокого уровня результативности внеучебной практической деятельности по овладению рабочей профессией процесс профессиональной подготовки проходит три этапа: мотивационно- ценностный этап; когнитивно - деятельностный этап: рефлексивно-преобразующий этап. Внеучебная деятельность это специфический вид деятельности, требует от преподавателя больших затрат времени. Актуализация внеучебной практической деятельности в профессиональном самоопределении студента ССУЗа раскрывает перед каждым педагогом следующие её возможности:

  • побуждает студента проявлять субъективную позицию в осуществлении выбора содержания, методов, форм самообразования в целях профессиональных компетенций и профессионального самоопределения;

  • преодолевать внутренние противоречия, затруднения в профессиональном самоопределении;

  • получать возможность углубления представлений о себе как о личности, о профессионале;

  • способствует развитию креативных организаторских качеств, культуры мышления, формированию профессиональных компетенций, которые затруднительно или невозможно развить в процессе учебной деятельности;

  • совершенствовать способности рефлексию и самооценку.

Студент, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в профессиональную деятельность, но и "входит в новую ситуацию развития", поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования.

Таким образом, интеграция внеучебной практической деятельности и субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся.

Список литературы:

1. Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента.: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2010. -с.206

2. Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития непрерывного образования. - М.: Наука,2006

3.. Новиков А. М. Методология образования. -М.: Эгвес,2006.-с.668

4. Орлов А.Б. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. Под ред. А.Б. Орлов, В.Б. Шумской, М.:НОУ ВПО МПСИ.2009,-c332

© 2010-2022