- Преподавателю
- Другое
- Статья Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей профессии
Статья Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей профессии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кикина И.А. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кикина И.А.
ГБОУ СПО ЛО «Беседский сельскохозяйственный техникум» п. Беседа
Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей профессии
Сейчас, когда качество образования связывают с формированием компетенций, весьма актуальны сформулированные А. М.Новиковым[3] идеи развития профессионального образования: гуманизация, демократизация, опережающий характер образования и его непрерывность. А так же диверсификация как общепедагогический принцип развития ПО, обоснованный Т.Ю.Ломакиной [2]. Внеучебная практическая деятельность по освоению компетенций рабочей профессии позволяет реализовать основные направления развития диверсификационных процессов:
-
усиление практической направленности подготовки обучающихся в соответствии с потребностями региона;
-
своевременное обновление моделей социального и профессионального облика специалиста в соответствии с социальным заказом;
-
создание условий для формирования (c учётом региональных условий, возможности профессиональных образовательных учреждении) личности специалиста, обладающего профессиональной и социальной мобильностью, конкурентоспособностью;
-
организация системы трудоустройства выпускников, обеспечение их вторичной занятости.
Психологическая структура любой деятельности состоит из основных элементов: цели (результата), на достижение которого направлена эта деятельность; мотива, побуждающего студента осуществлять эту деятельность; способа, с помощью которого осуществляется эта деятельность и результата. Результаты организации внеучебной практической деятельности по освоению рабочей профессии в нашем примере следующие: продвижение студента от низкого уровня через допустимый и оптимальный уровень освоения профессиональных компетенций, средний балл на экзамене по рабочей профессии "Техник искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы" - 3,8 - 4,3 (данные последних 15 лет); оформление отчетов и дневников студентами по итогам прохождения учебной и производственной практики, качество и объём выполненных работ высоко оценены рецензентами - преподавателями; выпускники ветеринарного отделения участники районных и областных смотров - конкурсов по рабочей профессии и занимают призовые места; выпускникам присваивается квалификация техника искусственного осеменения с. х животных и птицы - 4-5 разряд; часть выпускников (10-15 %) успешно реализуется на рынке труда по рабочей профессии.
Процесс формирования профессиональных компетенций длительный, сложный и целостный. Для обеспечения высокого уровня результативности внеучебной практической деятельности по овладению рабочей профессией процесс профессиональной подготовки проходит три этапа: мотивационно- ценностный этап; когнитивно - деятельностный этап: рефлексивно-преобразующий этап. Внеучебная деятельность это специфический вид деятельности, требует от преподавателя больших затрат времени. Актуализация внеучебной практической деятельности в профессиональном самоопределении студента ССУЗа раскрывает перед каждым педагогом следующие её возможности:
-
побуждает студента проявлять субъективную позицию в осуществлении выбора содержания, методов, форм самообразования в целях профессиональных компетенций и профессионального самоопределения;
-
преодолевать внутренние противоречия, затруднения в профессиональном самоопределении;
-
получать возможность углубления представлений о себе как о личности, о профессионале;
-
способствует развитию креативных организаторских качеств, культуры мышления, формированию профессиональных компетенций, которые затруднительно или невозможно развить в процессе учебной деятельности;
-
совершенствовать способности рефлексию и самооценку.
Студент, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в профессиональную деятельность, но и "входит в новую ситуацию развития", поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования.
Таким образом, интеграция внеучебной практической деятельности и субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся.
Список литературы:
1. Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента.: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2010. -с.206
2. Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития непрерывного образования. - М.: Наука,2006
3.. Новиков А. М. Методология образования. -М.: Эгвес,2006.-с.668
4. Орлов А.Б. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. Под ред. А.Б. Орлов, В.Б. Шумской, М.:НОУ ВПО МПСИ.2009,-c332