Выступление на педсовете по теме Самообразование педагогов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете:

Тема: Самообразование - одна из форм повышения профессионального

мастерства педагога

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование - это творческий поиск педагога.

СЛАЙД 2

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование педагогический словарь: •САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью: приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

Если процесс образования...

1. Осуществляется добровольно:

2. Осуществляется сознательно:

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком:

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков

... то речь идет о самообразовании.

СЛАЙД 5

Самообразование педагога. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше . чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как •несовременного человека*

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его ■хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу - исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

СЛАЙД 6

Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина).

Профессиональное саморазвитие - динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

СЛАЙДЫ 7 - 9

Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя.

В классификации Р. Фуллера выделяется три стадии:

стадия «выживания» - на первом году работы ,

стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций - 2-5 лет работы

стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.

СЛАЙД 10

Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.

Эта деятельность предполагает:

  • постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

  • изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;

  • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;

  • изучение нормативных документов руководящих органов образования;

  • изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания учащихся;

  • изучение передового опыта работы коллег в школе, районе, городе, регионе;

  • изучение и введение компьютерных технологий.

СЛАЙД 11

Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

  1. научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  2. посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  3. участие в педсоветах, научно-методических объединениях;

  4. посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  5. теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

СЛАЙД 12

Технология самообразования

СЛАЙД 13

Система самообразования

СЛАЙД 14

Что включается в план

Творческий перспективный план самообразования педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

Составление педагогом по такой модели творческого перспективного плана помогает рефлексировать свою деятельность и дает возможность дальнейшего успешного накопления педагогического опыта.

Творческий перспективный план играет важную роль для развития профессионализма. Использование наиболее эффективной гибкой структуры программы самообразования также способствует повышению качества образования.

СЛАЙД 15

Алгоритм

СЛАЙД 16

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

  • Формирование основ педагогического мастерства;

  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для педагогов, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих педагогов:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

  • Проявление творческого потенциала педагога;

  • Пропаганда своих достижений;

  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с учащимися;

  • Адаптация к педагогической деятельности.

3

© 2010-2022