- Преподавателю
- Другое
- Система и направления работы по формированию навыков и культуры питания
Система и направления работы по формированию навыков и культуры питания
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Тарадеева Е.А. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система и направления работы по формированию навыков и культуры питания.
«Здоровое детство - здоровая жизнь»
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании». В настоящее время в России резко снизились показатели здоровья детей. По свидетельству специалистов, при поступлении в школу имеет различные заболевания каждый десятый ребенок. По данным валеологов болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Нас, учителей начальных классов, волнует состояние здоровья детей. За последние годы произошло увеличение потока информации, усложнились школьные программы, - из-за этого растёт умственное напряжение учащихся. Школьные программы стремятся дать максимум для развития интеллекта ребёнка, а уже попутно реализуют цель сохранения здоровья ребёнка.
Следовательно, одна из основных задач учебного процесса - это сохранение здоровья детей. Решение этой проблемы - требует совместных усилий педагогов, родителей, медицинских работников и самого ребенка. Школьники должны знать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни, навыки по рациональному питанию. Учащиеся должны обладать знаниями и умениями, которые необходимы для выбора питательной, вкусной пищи на протяжении всей жизни.
МБОУСОШ с.Никульевка, где я работаю, 39 лет, нашей школьной столовой - 17 лет. До этого мы питались в совхозной столовой, что доставляло много неудобств: время на дорогу, необходимость брать с собой сменную обувь, стоять в очереди. И мы решили сделать столовую сами, усилиями учителей и учащихся, в школьном здании, где раньше располагалась библиотека на 72 посадочных места. Помещения столовой укомплектовано всем необходимым.
С этого времени в нашей школе начала складываться система работы по формированию культуры здорового питания школьников с целью сохранения и укрепления их здоровья.
В сельской школе имеется больше возможностей для проведения работы по здоровому питанию. Это происходит за счет выращивания собственной продукции. На площади 2 гектара мы, учителя, учащиеся средних и старших классов выращиваем картофель. Большую помощь в этом оказывают родители. На пришкольном участке каждый год собираем хороший урожай капусты, свеклы, моркови, чеснока, лука, помидоров, огурцов, зелени. В зимнее время при школе работает теплица, которая обеспечивает столовую свежей зеленью - луком, петрушкой, укропом. Для профилактики простудных заболеваний и авитаминоза в рационе используется чай из трав, собранных самими учащимися при посещении детского оздоровительного лагеря, компоты из яблок и черной смородины (продукты пришкольного сада), напиток с лимоном, кисель из свежезамороженных ягод. Излишки продукции реализуются в детский сад, в районную больницу, «Мясной дворик».
В 2014-2015 учебном году в нашей школе обучается 146 учащихся. 2-хразовым питанием обеспечены 100% обучающихся. Рационально составлен график работы столовой, который соответствует режиму работы школы:
-
завтрак: 9.15-9.30 - после первого урока
-
обед: 11.10 - после третьего урока (для 1-6 классов)
12.15 - после четвертого урока (для 7-11 классов)
Стоимость одного дня питания составляет 25 рублей. Льготным питанием пользуется 11,68 % обучающихся.
Обед состоит из салата, первого, второго и третьего блюда. Самыми любимыми блюдами, по данным анкетирования детей, являются первые блюда (щи, рассольник, супы, борщ) и компот. Это говорит о том, что горячее питание во время пребывания в школе - одно из важных условий поддержания здоровья учащихся и способности к эффективному их обучению.
В соответствии с нормами СанПин используется двухнедельное цикличное меню.
Установлен график дежурства учителей во время завтрака и обеда. В школе работает общественная комиссия. В ее состав входят: школьная администрация, медицинский работник из местной амбулатории, управляющий совет. Главная задача данной комиссии - контроль за питанием учащихся, за качеством и ассортиментом блюд. Представители Управления Роспотребнадзора регулярно проводят проверки столовой.
Администрация школы организует совместную работу с предпринимателями, которые поставляют продукты питания: СПК «Петровский» (молоко), ООО «Никульевский хлебозавод» (хлебобулочные изделия), «Мясной дворик» (мясная продукция), ЧП «Привалова».
Культура питания - одна из важнейших составляющих частей общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому и питаться они должны здесь же полноценно, особенно в условиях введения федеральных государственных стандартов нового поколения (ФГОС). Работа над формированием культуры здорового питания должна начинаться с первого класса и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастных особенностей.
Моя работа по привитию культуры здорового питания включает два направления: включение в учебно-воспитательный процесс занятий по формированию культуры здорового питания; просветительская работа с родителями.
Уроки русского языка, математики, окружающего мира, технологии, ИЗО, английского языка способствуют повышению общего уровня культуры питания. Например, в курсе «Английский язык» в учебниках "Enjoy English 2-4" содержится информация, направленная на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. В 3-ем классе дети знакомятся с полезными продуктами питания, учатся составлять меню, вести этикетный диалог за столом, рассуждают о том, что нужно сделать для того, чтобы быть здоровыми.
Повышению уровня культуры питания способствует система воспитательной внеурочной работы. Программа «Школа здоровья», по которой я начала работу в этом году, направлена на решение следующих задач:
-
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок пришел в образовательное учреждение;
-
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа «Школа здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю. 1 класс - предусматривает 33 часа, 2-4 класс - 68 часов.
Программа включает три основных раздела:
-
1. Секреты здоровья.
-
2. Попрыгать, поиграть.
-
3. Профилактика детского травматизма.
В ходе изучения первого раздела программы «Школа здоровья» учащиеся, если говорить о культуре питания, научатся включать в свой рацион питания полезные продукты.
«Самые полезные продукты» - тема занятия для первого класса (2 часа)
«Режим питания», «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты» - темы занятий для второго класса. Здесь же учащиеся работают над проектом «Основа здорового питания» (всего 9 часов).
«Азбука питания», «Как избежать отравлений» - темы занятий в 3 классе (4 часа).
«Оказание первой помощи при отравлениях» - тема занятия в 4-ом классе. Работа над проектом «Секреты здоровья» (8 часов).
Содержание всех тем представлено практическими заданиями, при выполнении которых ребенок самостоятельно закрепляет материал. Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, отгадывание кроссвордов, рисование, раскрашивание, составление и защита мини-проектов, оценивание своих поступков.
На классных часах, внеклассных мероприятиях семинарах дети знакомятся и приобретают практические навыки рационального питания, изучают народные традиции, связанные с питанием. С целью создания условий для взаимодействия родителей и детей в неформальной обстановке были проведены такие мероприятия: «Искусство чайного стола», «Семейный обед», «Кафе для мамочки».
В рамках проекта «Обучение для жизни» учащиеся младших классов посетили ООО «Никульевский хлебозавод», где познакомились с профессией пекаря, а так же узнали о пользе хлеба.
На районном семинаре директоров «Культура поведения за столом. Этикет питания» дети показали свои практические знания поведения за обеденным столом, пользования столовыми приборами.
Интерес и отношение к проблеме правильного питания обусловлен в значительной степени психологическим климатом в семье. Поэтому задача педагога - сделать родителей своими союзниками. Исследования специалистов показывают, что лишь 40% родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания. Необходимо просвещать их в вопросах организации рационального питания, повышать гигиеническую грамотность в вопросах питания. А это можно достигнуть путем лекций, бесед, совместных мероприятий с детьми.
Формировать полезные привычки, воспитывать культуру питания нужно не только беседуя с ребенком, а необходимо во время каждого приема пищи учить соблюдать правила рационального питания на собственном примере. Ведь родители - главный образец поведения для своего малыша. Даже самые известные обучающие методики не смогут дать положительного результата, если родители не будут заботиться о своем здоровье, не будут соблюдать правил здорового питания.
Основными задачами родителей по формированию основ здорового питания у учащихся младших классов являются:
-
формирование умения соблюдать основные правила гигиены питания (мытье рук, использование индивидуальных столовых приборов, использование в пищу вымытых или прошедших термическую обработку продуктов);
-
соблюдение режима питания;
-
формирование позитивного отношения к «полезным» продуктам и блюдам;
-
соблюдение основных правил этикета.
В заключение можно сказать, что в МБОУ СОШ с.Никульевка созданы и соблюдаются все условия для правильного питания.
Тарадеева Елена Александровна
4